gm1

Бхагавата-марг и панчаратрика-видхи

Чтобы лучше понять, какая связь существует между святым именем и гаятри-мантрами, рассмотрим следующую цитату из комментариев Шрилы Прабхупады:

«Достичь Всевышнего можно двумя путями. Один из них, путь „Шримад-Бхагаватам», именуется бхагавата-маргом, а другой носит название панчаратрика-видхи. Панчаратрика-видхи — это метод поклонения в храме, а бхагавата-видхи — практика преданного служения, состоящая из девяти форм деятельности, главными из которых являются слушание и повторение. Движение сознания Кришны объединяет эти методы, давая таким образом возможность каждому постепенно осознать Верховную Личность Бога»27.

Иными словами, повторение маха-мантры относится в первую очередь к бхагавата-маргу, а повторение гаятри-мантр — к панчаратрика-видхи. Эти два метода вместе помогают преданному прогрессировать в сознании Кришны. Их можно сравнить с двумя рельсами железнодорожной колеи. От одного рельса, без второго, нет никакой пользы, однако, объединившись, они создают превосходную дорогу, по которой поезд может доехать до цели. Шрила Прабхупада тоже говорил об их взаимозависимости:

«Поклонение Божеству происходит в соответствии с системой панчаратрики, „Нарада-панчаратрой». А на пути бхагавата-марга, пути „Шримад-Бхагаватам», занимаются только шраванам киртанам и так далее… Итак, должны быть обе видхи, обе системы. Одна будет помогать другой. Таков путь. […] Если и то и другое объединить, это сильно поможет. Бхагавата-марг будет помогать панчаратрика-маргу, процессу панчаратрики, а панчаратрика будет помогать бхагавате. Вместе они приносят пользу»28.

Два круга

Чтобы продемонстрировать, как связаны между собой кришна-нама и кришна-мантра (гаятри-мантры), часто используют следующую иллюстрацию:

gm1

Здесь кришна-нама и гаятри-мантры символически изображены в виде двух концентрических кругов, из которых круг гаятри — меньший. Кришна-нама распространяется на все творение Господа и дарует Себя живым существам независимо от их духовной квалификации. Таким образом, любой человек, каков бы ни был его духовный уровень, может приступить к повторению святого имени и при помощи святого имени достичь высшей обители, Голока-дхамы, при условии шуддха-намы, уровня, на котором искоренены все оскорбления святого имени и повторение маха-мантры наполнено любовью к Богу. Достичь этой цели помогают гаятри-мантры. Поскольку гаятри — это меньший круг, они не распространяются на низшие уровни материального мира; прежде чем получить посвящение в гаятри-мантры, нужно хотя бы до какой-то степени воспитать в себе качества брахмана. Также гаятри не охватывает высший уровень, духовную обитель Кришны. Поэтому, когда повторение гаятри-мантр приводит садхаку на трансцендентный уровень (на Вайкунтху), преобладающим в его духовной практике становится повторение святого имени, которое помогает ему подняться до высочайшего уровня чистой кришна-премы.

Но в то же время, хотя на определенном уровне духовного развития задачи гаятри-мантр кажутся выполненными, никогда не следует бросать повторение гаятри. Иллюстрируя эту мысль, Шрила Санатана Госвами цитирует следующий стих из тантр:

сиддха-мантро Упи путатма три-сандхйам девам арчайет
нийаменаика-сандхйам ва джапед аштогНтарам шатам

«Даже если человек достиг совершенства в повторении своей мантры и сердце его совершенно чисто, все равно ему следует поклоняться Господу предписанным способом три раза в день (в полдень и в те временные промежутки, когда ночь сменяется днем, а день — ночью). Если это невозможно, следует, по крайней мере, провести обряд поклонения в один из указанных промежутков времени и сто восемь раз негромко повторить данную человеку мантру (такое тихое повторение называется джапа)»29.

Дело в том, что гаятри-мантры состоят из имен всемилостивого Господа. Это означает, что преданный, достигший спонтанно’ го любовного служения Богу, повторяет гаятри с другим отношением — с любовью, переполняющей его сердце, в отличие от новичка, для которого поклонение — ритуал. На этом, очень сокровенном, уровне гаятри даже считается маха-мантрой. Если преданный будет повторять ее с должным пониманием, то, когда жизнь его подойдет к концу, мантра перенесет его на Голоку Врин-давану, где он обретет духовное тело вечного спутника Господа и будет вечно с преданностью служить Ему.

В своем труде «Мантрартха-дипика» Шрила Вишванатха Чак’ раварти Тхакур помогает нам глубже проникнуть в сокровенные миры рагануга-бхакти и гаятри-мантр. Об этом вы сможете прочитать в главе восьмой данной книги, седьмой подглаве.

Posted in Гаятри-мантры.