Биджи

Глава пятая

Биджи

Теперь мы приступим к обсуждению самой гаятри-джапы, медитации на мантру. Наша цель — рассмотреть конкретные мантры и их значения. В Пуранах говорится:

омкаради самайуктам намаскаранта кйртитам сва нама сарва сатванам мантра итйабхидхййате

«Мантра начинается с вводного звука, например ом, а заканчивается словом, символизирующим поклон, — намах или сваха. Мантру украшают биджи, мантры-семена., такие как клим, аим и другие, и, кроме того, мантра содержит имена Господа».

Сначала мы изучим биджа-мантры, которые произносятся перед гаятри, а именно ом, клим и аим. Бйджа означает «семя». Как в маленьком семени присутствует целое дерево, так и в каждой бидже, в одном только слоге, заключен смысл всей последующей мантры. Чтобы подчеркнуть важность биджа-мантр, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур цитирует следующий стих:

вина бйджена мантранам випхалам джайате пхалам

«Без повторения биджи никакая мантра не принесет желанного плода»1.

В «Нарада-панчаратре» объясняется, что биджа-мантры — это изначальные звуки, обладающие способностью пробуждать определенные энергии, как внутри того, кто их повторяет, так и вовне.

В действительности каждая биджа-мантра качественно равноценна определенной форме Бога или проявлению Его энергии. Причина того, что один простой слог обладает столь удивительным могуществом, кроется в тонкой природе ведического звука. Буквы санскритского алфавита не следует считать обычными, мирскими. В подтверждение тому можно процитировать сутру из учебника санскритской грамматики Шрилы Дживы Госвами:

нарайанад удбхуто ‘йам варна-крамах

«Порядок расположения санскритских букв исходит от На-раяны»2.

У каждой буквы санскритского алфавита есть свой духовный «двойник», дремлющий в виде тонкой вибрации внутри живого существа, связанного сейчас путами материальной энергии. Иными словами, каждый звук санскрита обладает определенным энергетическим свойством. Некоторые из этих первичных звуков, объединившись, предстают в новом качестве — в виде биджи. Повторение биджей пробуждает дремлющую в них звуковую энергию.

Есть и другой важный аспект повторения биджа-мантр. Поскольку биджи в гаятри-мантрах представляют Божеств, которых призывают с помощью этих мантр, они обладают способностью уничтожать материальные впечатления, привязанности и желания, глубоко укоренившиеся в нашем сознании.

Каждая биджа-мантра соотносится с одной из трех главных энергий Кришны, в соответствии с тем, какое Божество эта биджа представляет. Вот эти энергии и соответствующие им Божества:

1. Cam, или сандхинй-шакти: отвечает за разнообразие духовного мира. Соотносится со Шри Кришной.

2. Чит, или самвит-шакти: проявляет знание и взаимоотношения. Соотносится со Шри Баларамой.

3. Ананда, или хладинй-шакти: проявляет блаженство духовных эмоций, отношений и обмен расами. Соотносится со Шримати Радхарани.

Можно видеть, насколько могущественны биджа-мантры. Далее мы подробно расскажем о тех биджах, которые предшествуют гаятри-мантрам.

Posted in Гаятри-мантры.