Брахма-гайатри и Харе Кришна Маха-мантра

кришна-мантра хайте хабе самсара-мочана
кришна-нама хайте пабе кришнера чарана  

«Просто повторяя святое имя Кришны можно достичь освобождения от материального существования. В действительности, просто повторяя Харе Кришна мантру, можно обрести способность увидеть лотосные стопы Господа». (Чч Ади 7.73)

Харе Кришна маха-мантра совершенна, независима и полностью чиста. Чтобы она оказала воздействие, нет необходимости в самскарах и процессе посвящения. Любой может читать эту мантру, независимо от того, квалифицирован он или нет. В Харе-Кришна маха-мантре заключено безграничное могущество. Даже без гуру,

посвящения, садху-санга или чего- либо еще все равно можно достичь Кришна-премы, повторяя Харе Кришна. Благодаря непоколебимой вере в Бога, садху-санге и чистоте сердца, достигнутых в предыдущей жизни, личность может обрести Кришна-прему просто сидя и читая Харе Кришна. Однако такой человек может быть один на миллион. В основном из-за невежества, апарадх, анартх, нечистоты ума и отсутствия веры человеку, чтобы достигнуть совершенства в повторении Харе Кришна маха-мантры, необходимо обучение, вдохновение и общение с продвинутыми преданными.

Процесс инициации, сопровождающий принятие Харе Кришна маха-мантры означает, что человек принимает прибежище духовного учителя. Получив милость гуру, ученик безопасно и быстро продвигается на пути к духовному совершенству. Гауракишора даса Бабаджи сказал, что человек может осознать свою сварупу, просто повторяя Харе Кришна маха-мантру.

«Гайатри мантра или Ом освобождает от повторяющихся рождений и смертей в этом мире; но святое имя Кришны дает прибежище у лотосных стоп Кришны». (Чч Ади 7.73)

«Обусловленные души вдут борьбу за существование (манах састханиндрийании пракрити-стхани каршати). В освобождение от этой борьбы включено высочайшее благо, но, не получив мантру от Верховной Личности Бога невозможно освободиться. Начальная мантра — это Гайатри мантра. Обретя чистоту, квалификацию, человек становится брахманом (двиджа) и получает Гайатри мантру. Просто повторяя Гайатри мантру, человек освобождается. Обычно только брахманам и полубогам разрешалось повторять эту мантру. В Кали-югу все находятся в очень сложном положении. Только могущественная мантра может освободить от опасностей этого века. Поэтому Верховная Личность Бога в Своей инкарнации как Господь Чайтанйа дает нам Харе Кришна мантру. (ШБ 8.6.15к.)

«Все дело заключается в том, что Шридхара Свами делает сильный акцент на том, что можно просто повторять Харе Кришна маха-мантру не проходя каких-либо ритуальных церемоний. Мадхаведра Пури составил прекрасный стих, в котором говорится: «Моя дорогая Гайатри мантра, я выражаю тебе мое почтение, но я не могу больше повторять Гайатри мантру.» Принимать омовение рано утром – это хорошая рекомендация для духовного продвижения. Но Мадхавендра Пури также сказал: «Теперь я не способен исполнить это указание. Пожалуйста, простите меня». Таким образом, он описал много других рекомендаций? В конце он делает заключение: «Я сяду где-нибудь под деревом и буду просто помнить имя Говинды. Этого достаточно. Да». Он говорит: «Пожалуйста, простите меня, пожалуйста, простите меня. Пожалуйста, простите меня». (ЛШП 18/2/71)

В шастрах снова и снова подчеркивается мысль о невероятном могуществе повторения святых имен Кришны. Харинама, даже без дикши, или предварительные ритуалы очищения немедленно дают результат, как только они приходят в контакт с языком: «Харе Кришна маха-мантра столь удивительно могущественна, что дает плод как только соприкасается с языком. Эта мантра устраняет великие грехи, которые не могут быть разрушены йагйей, тапой, данной или другими средствами. Она легко доступна и ее может читать любой, в любом месте, в любое время. В отличие от других мантр, чтение Харе Кришна маха-мантры не зависит от дикши, правильного поведения или очистительных ритуалов». (Падйавали 29)

Несмотря на поразительное могущество харинамы, согласно Шри Дживе Госвами, человек должен все равно следовать таким махаджанам как Нарада Муни, который сначала принял дикшу и потом поклонялся своим возлюбленным Божествам. Не приняв мантра дикшу от духовного учителя, человек не может осознать свои взаимоотношения с Верховной Личностью Бога, для которого он может быть слугой, другом и т.д. Только Шри Гуру может определить вечные отношения индивидуума с Кришной. Шри Чайтанйа Махапрабху, Его последователи и все Гаудия вайшнавы вплоть до наших дней уважали эту традицию. Помимо повторения Харе Кришна маха-мантры Господь Чайтанйа, Господь Нитйананда и Шри Адвайта Ачарйа — все приняли мантра-дикшу от истинного духовного учителя. Чтобы продолжать идти путем вайдхи-садханы, необходима только Харе Кришна маха-мантра. Но чтобы подняться на уровень рага-марги и со временем начать служить вечным враджа-лилам Кришны, необходимо получить дикша мантры, такие как Кама-биджа, Гопала-мантра и Кама-гайатри. В Хари-бхакти-виласе объясняется, что эти мантры абсолютно необходимы для внутреннего поклонения посредством медитации и внешнего поклонения арча-виграхе Радха-Кришне.

Харе Кришна маха-мантра — это наматмика, сама жизнь Брахма-гайатри, Гопала-мантры и Кама-гайатри. Святое имя Кришны — это изначальная мантра, вибрирующая в духовном мире Голока Вриндаваны. В этих мантрах (Гопала-мантра, Кама-гайатри) и других ведических мантрах есть жизнь, потому что они включают в себя различные имена Кришны. Шрипада Мадхвачарйа объяснил, что ведические мантры, используемые при поклонении полубогам, обладают силой, поскольку в них содержатся вторичные имена Кришны (гауна-нама).

На самом деле такие мантры как «ом намо шивайа» и другие, которые произносятся при обращении с просьбой к различным полубогам, косвенно прославляют Кришну. Слово Шивайа, например, означает «приносящий всем благо».

В действительности все, что связано с Верховным Господом Кришной абсолютно благотворно. Кроме этого, это именно Кришна является тем, кто наделяет полубогов их изумительным могуществом. Истинные последователи дайви варнашрамы обретают связь с Кришной, если они повторяют ведические мантры, понимая, что эти мантры в действительности являются в действительности вторичными именами Кришны. Но смарта брахманы видят в мантрах только полубогов, поэтому они достигают полубогов.

Из всех мантр святое имя Кришны является самым важным. Шри Джива Госвами говорит, что Гайатри мантра ценна , так как в ней есть имена Кришны. Будучи полным и совершенным (нитйа мукто, пурно сиддхо), святое имя может дать все необходимое. Гайатри мантра, однако, принимается для того, чтобы улучшить поклонение святому имени. Материальный мир — это искаженное отражение чистого духовного царства. В духовном мире Харе Кришна мантра является самой главной, но в материальном мире она отражается как мантра Ом. Мантра Ом встречается повсеместно в Ведах, а Гайатри мантры можно найти в Смрити. Далее в ведической литературе, которой свойственна последовательность, появляется Харе Кришна маха-мантра. Из-за кажущейся неясности маха-мантры, смарта-брахманы не считают, что повторение Харе Кришна также важно, как и повторение Вед и Гайатри мантр. На самом деле, однако, повторение Харе Кришна маха-мантры является самой сутью всех Вед.

Ом исходит из флейты Кришны и проявляется сначала как Гайатри, далее как Веды, Веданта-сутры и, в конечном счете, как Шримад Бхагаватам. В начале, середине и конце Шримад Бхагаватам особо выделяется мысль о том, насколько действенно повторение святым имен Кришны. В действительности в заключительной шлоке великого трактата Шрилы Вйасадевы рекомендуется повторение святых имен Кришны.

нама-санкиртана-йасйа, сарва-папа-пранашанам,
пранамо дукха-саманас, там намами харим парам  

«Совместное повторение святого имени Кришны разрушает все греховные реакции. Предложение поклонов Господу Хари устраняет все материальные страдания, поэтому я предлагаю мои почтительные поклоны Верховному Господу Хари». (ШБ 12.13.23)

Харе Кришна маха-мантра, являющаяся йугала-мантрой Радхи и Кришны, выходит из Вриндавана как Кама-гайатри. Она становится Брахма-гайатри, после того как пересекает реку Вираджу. Войдя в материальный мир, чит-шакти, духовная энергия, этой мантры принимает форму мантры-семени. Далее она проявляется как Ом, который распространяется в ‘бхур’, ‘бхувах’, ‘свах’. Снова возвращаясь в духовный мир, ‘бхур’, ‘бхувах’, ‘свах’ распространяются в Брахма-гайатри мантру, которая распространяется в пуруша-сукту. Пуруша-сукта распространяется в мантры четырех Вед (Риг, Атхарва, Сама, Яджур). Далее Веды распространяются в Агамы, содержащие Панчаратрику — писания, состоящие из 108 различных книг и описывающих различные панчаратрика мантры, такие как Гопала-мантра и Кама — гайатри.

«Если, повторяя Харе Кришна маха-мантру можно достигнуть любви к Кришне, тогда может возникнуть вопрос, зачем нужно принимать дикшу. Даже если повторение святого имени достаточно для того, чтобы совершить прогресс в духовной жизни и достичь уровня любви к Богу, человек, тем не менее, подвержен загрязнениям, так как обладает материальным телом. Следовательно, особенное внимание уделяется арчана-видхи, которое помогает очистить тело и ум». (ШБ 7.5.23-24к.)

Каков результат повторения Гайатри мантры, тот же самый, что и у маха-мантры или другой? Тот же самый. Гайатри означает то, что освобождает человека от материальной запутанности. Помимо освобождения Гайатри мантры, повторяемые в особенности гаудия вайшнавами позволяют обрести любовь к Богу. Поэтому они дают тот же результат, что и повторение Харе Кришна. Одна «кама-биджа клим» может дать Радха-Кришна прему и это, конечно, совершенство, достигаемое при помощи повторения Харе Кришна маха-мантры.

Но если повторение Харе Кришна является вечной деятельностью души и одной маха-мантры достаточно, чтобы обрести Кришна-прему, тогда зачем мы обращаемся к дикша мантрам? Ведические мантры и панчаратрика мантры необходимы только для обусловленных душ. Если бы человек уже находился на уровне брахма-бхута (трансцендентный уровень), тогда он бы мог легко достигнуть совершенства просто повторяя Харе Кришна маха-мантру. У того, кто полностью утвердился в бхагавата-марге, нет материальных привязанностей или чего-либо общего с законом, обществом, дружбой и любовью.

Но тому, кто все еще находится на телесном уровне «Я и мое», и кто нуждается в отношениях с другими на внешней платформе общества и религиозности, необходимо дальнейшее очищение для того, чтобы возвыситься до трансцендентной платформы. Поэтому, следуя правилам ведической марги и панчаратрика марги и получив необходимые дикша мантры, человек может постепенно возвыситься, обрести отречение и способность вести совершенную жизнь, следуя бхагавата-марге — чистому любовному служению Радхе и Кришне.

«Чтобы повторять святое имя Господа нет необходимости зависеть от других параферналий, так как человек может немедленно получить все желаемые результаты, даруемые благодаря связи или воссоединению с Верховной Личностью Бога. Может поэтому возникнуть вопрос, зачем необходима инициация или дальнейшая духовная деятельность в преданном служении для того кто занят повторением святого имени Господа. Ответ таков: хотя это правильно, что тому, кто полностью занят повторением святого имени нет необходимости зависеть от процесса инициации, в основном преданный склонен ко многим отвратительным материальным привычкам вследствие материального загрязнения своей предыдущей жизни. Для того чтобы быстро освободится от всех этих осквернений, необходимо быть занятым в поклонении Господу в храме. Поклонение Божеству в храме необходимо для того, чтобы сократить беспокойства человека, существующие из-за загрязнений обусловленной жизни.

«Таким образом, Нарада (в своем панчаратрика-видхи) и другие великие мудрецы иногда особо выделяли мысль о том, что поскольку каждая обусловленная душа придерживается телесной концепции жизни, направленной на наслаждение чувств, для того, чтобы ограничить это чувственное наслаждение необходимы правила и предписания поклонения Божеству в храме. Шрила Рупа Госвами писал, что святое имя Господа могут повторять освобожденные души, но большинство из душ, которым мы должны дать посвящение — обусловлены. Рекомендуется повторять святое имя без оскорблений и в соответствии с регулирующими принципами, но, несмотря на это из-за своих прошлых плохих привычек они нарушают эти правила и предписания. Таким образом регулирующие принципы поклонения Божеству также существенны». (Чч. Ади 7.77к.)

Харе Кришна маха-мантра, дикша мантры и процесс поклонения Божеству Кришны действуют одновременно, чтобы помочь человеку быстро достичь совершенства. Когда обусловленная душа начинает повторять Харе Кришна, она очищается от материального загрязнения и возвышается до уровня благости. Достигнув некоторой внутренней и внешней чистоты, человек начинает проявлять брахманические качества. Таким образом получив дикшу и подходящую Гайатри мантру, он продолжает повторять Харе Кришна маха-мантру, поклоняясь одновременно форме Божества Господа и общаясь с продвинутыми преданными. Благодаря этой практике человек постепенно поднимается до трансцендентного уровня вшудха-саттвы, чистой благости. Другими словами, плод повторения Харе Кришна — это самоочищение и обретение прибежища у истинного гуру. Тогда гуру дает такому человеку наставления о сознании Кришны и дикшу. После принятия дикши плодом нама санкиртаны ученика будет Кришна-према.

«Пусть даже если кто-то родился в семье брахмана, он не может выполнять ведические ритуалы не получив посвящение и священный шнур. Хотя может кто-то и родился в семье брахмана, он становится брахманом после церемонии посвящения и получения священного шнура. Пока человек не получил посвящения в брахманы, он не может поклоняться святому имени правильным образом.» (Чч. Мадхйа 15.108к.)

Дикша мантры дают нам чистоту и поддержку и предохраняют нас от падения. Функция дикша гуру завершена и успешна, когда ученик осознает свою сварупу или достигает сварупа-сиддхи. Но шикша-аспект получения приказов и наставлений продолжается до васту-сиддхи и далее. Хотя основным принципом садханы считается повторение Харе Кришна маха-мантры, Сам Господь Чайтанйа принял десятислоговую Гопала-мантру от Своего духовного учителя Ишвара Пури. Это ясно показывает важность посвящения (в соответствии с правилами панчаратрики) в вайшнава мантры. Получение мантр Вед и Панчаратрики, таких как Брахма-гайатри, Гопала-мантра и Кама-гайатри способствует очищению преданного, умиротворяет его беспокойный ум и дает возможность поклоняться Божествам.

Таким образом повторение святого имени Кришны и получение панчаратрика мантры от истинного духовного учителя являются фундаментальными принципами для Гаудия сампрадайи.

И Гайатри и Харе Кришна маха-мантра несут в себе ту же самую истину, так как в них есть святые имена Господа. Одна часть той же самой истины называется «нама» (Харе Кришна маха-мантра) и другая часть называется «мантра»(Гопала-мантра). Получив маха-мантру, человек обязан получить посвящение в мантру. Повторяя Брахма-гайатри человек понимает, что он не есть это тело, и освобождается от материальных представлений о жизни. Повторение Харе Кришна, однако, поднимает до духовного мира и дает прему, в том случае, если дикша была принята должным образом от истинного духовного учителя.

Гайатри мантра поднимает до уровня освобождения и далее она не действует. Святое имя повторяется после освобождения и помогает достигнуть экстатической Кришна-премы. В Брахма-гайатри содержится священный слог Ом, который сравнивается с семенем, в то время как Гопала-нама — это сочный плод нектарной премы. Вкус жевания семян, которые дает повторение Ом, невозможно сравнить со вкусом сладкого плода повторения Кришна-намы.

Каково отношение между нама-санкиртаной и дикша мантрами, такими как Гопала-мантра и Кама-гайатри? Гопала-мантра и Кама-гайатри — это мантры, ведущие к совершенству. Повторение одних этих мантр, как это делали мудрецы Дандакаранйи, может привести к окрестностям Голоки. Повторяя Гопала-мантру, Кама-гайатри и Гаура-гайатри человек обретает самбандха-гйану и утрачивает привязанность к наслаждению чувств. Тогда садхака почувствует, как в нем возникает особый любовный вкус (раса) и, в конце концов, проявляется его вечная сварупа. После этого уровня все остальное проявится благодаря шуддха-наме, чистому имени Кришны.

Мудрецы Дандакаранйи совершали садхану повторения Гопала-мантры. Эта мантра устанавливает их отношения (самбандха-гйана) с Господом и постепенно открывает вечный вкус преданности (стхайи-бхава) в мадхурйа-расе. Таким образом, они достигают сварупа-сиддхи, совершенный конечный уровень этого мира. В следующий раз они родились как гопи, чтобы служить Кришне в Его развлечениях Бхаума Вриндавана. На этой ступени совершенства нет необходимости в повторении Гопала-мантры, Кама-гайатри или каких-либо других дикша-мантр. Утонченность трансцендентальной формы человека и его служения будет достигнута благодаря слушанию повествованию об играх Кришны и благодаря общению с Кришной и Его вечными слугами, такими как Лалита-сакхи и Шри Рупа-манджари.

Такие дикша мантры как Гаура-гайатри, Гопала-мантра и Кама-гайатри необходимы на уровне садханы, поскольку они делают повторение харинамы более чистым и устанавливают для человека его вечные любовные отношения с Кришной. Нама-санкиртана, однако, — это лучшая практика и на стадии садханы и на стадии совершенства. Освобожденные души не будут продолжать повторять дикша мантры, но они всегда будут наслаждаться нетленным нектаром нама-санкиртаны. В Рага-вартма Чандрике, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур четко определил, что те, кто повторяют Харе Кришна и поклоняются Верховной Личности Бога не получив сначала дикшу от гуру-вайшнава, не достигнут Верховного Господа. Их повторение, однако, защитит их от попадания в ад. Тогда в следующем рождении они смогут обрести садху-санга, принять дикшу и постепенно достигнуть Верховного Господа.

Шастры и достойные подражания жизни предыдущих ачарий свидетельствуют о необходимости получения таких мантр как Гопала-мантра и Кама-гайатри для того чтобы постепенно развивать чистое сознание и достигнуть совершенства Кришна-премы. В Нарада-панчаратре, Йагйавалкйа-самхите и Бхакти-расамрита-синдху делается акцент на абсолютной необходимости для всех садхак получения дикши от истинного духовного учителя. Шри Рупа Госвами отмечает предание и принятие дикши от духовного учителя (гурупдшрайастасмат Кришнадикшади-шикшанам) как первые из шестидесяти четырех существенных частей (анг) садхана-бхакти.

Все вечные спутники Шри Чайтанйи Махапрабху следовали этому процессу принятия дикши и повторения Харе Кришна наряду с различными дикша-мантрами. Даже Шрила Харидаса Тхакура, хотя и коронованный как намачарйа, принял дикшу от Шри Адвайты Ачарйи в соответсвии с Адвайта Пракашей. Долг духовного учителя очистить и привести своих учеников в према-дхама Шри Вриндавану, давая им соответствующие мантры, милость и духовные наставления (дикша и шикша). В Гаудия сампрадайе традицией гуру-шишйа считается принятие учеником дикша мантр после испытательного срока самое большое — год. Какое-то время, однако, Гаудия ачарйи давали дикшу через неделю или месяц. Стандартом среди многих гуру, последователей Шрила Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура давать Гуру и Гаура-гайатри и могущественную Гопала-мантру вместе с харинамой.

Хотя это не соответствует традиции, на сегодняшний день некоторые гуру принимают учеников , но не дают им никаких дикша мантр даже спустя восемь или девять лет. Стандарт ИСККОН, данный Шрилой Прабхупадой, заключался в том, чтобы давать дикшу спустя шесть месяцев или самое большее один год. Гуру должны быть либеральными и сострадательными по отношению к их ученикам, давя им столько милости, сколько возможно, чтобы помочь им прогрессировать на пути према-бхакти. Следовать предыдущим ачарйам означает поддерживать традицию Гаудия — явить сполна великодушие и сострадание. Признавая громадное могущество различных дикша мантр, полученных в благотворной линии преемственности, ачарйи сегодняшнего дня должны найти пути и средства дать незамедлительно милость старательным и достойным ученикам. Стандарт Шрилы Прабхупады должен быть примером и вдохновением. «Каждому, у кого есть хоть малейшая склонность стать преданным, должен быть дан шанс.» (Шрила Прабхупада аудиозапись 27/12/69)

Posted in Слава Гаятри-мантры.