Брахма-гайатри и Шримад Бхагаватам

В Ведах утверждается, что вначале пранава омкара или Ом распространилась в Гайатри мантру. Далее Гайатри мантра распространилась в чатух-шлоку Шримад-Бхагаватам и эти четыре стиха распространились в форму полного Шримад Бхагаватам.

Отношение между Гайатри мантрой и Шримад Бхагаватам описано в различных Пуранах. Консервативные знатоки Вед заявляют, что Гайатри предназначена для поклонения богу Солнца или имперсональному брахману. Великий комментатор Шрила Шридхара Свами также обсуждает тему соотношения бхагаваты и Гайатри в своем комментарии на стих 1.1.1: «То, что Бхагавата начинается словом из мантры Гайатри ‘дхимахи’, показывает, что эта Пурана имеет природу брахмавидйи, известной как Гайатри.»

Шрила Джива Госвами, однако, утверждает, что и Гайатри, являющееся сутью Вед, и Шримад Бхагаватам предназначены для поклонения Шри Кришне, Верховной Личности Бога. В Сандарбхах Шрила Джива Госвами объясняет каким образом Шримад Бхагаватам с первого и до последнего стиха 12.13.19 является объяснением Гайатри мантры — и первый и последний стих заканчиваются фразой ‘сатйам парам дхимахи’.

Мантра относится к разряду Гайатри, если в ней есть слово «дхимахи». Шрила Вйасадева не мог прямо говорить о Гайатри в Шримад Бхагаватам, так как Гайатри считается ведической мантрой, которую могут читать только двиджи (дваждырожденные брахманы). Такие Пураны как Шримад Бхагаватам, однако, может изучать любой человек, независимо от его социального положения. Поэтому Вйасадева соединил Гайатри со своими собственными словами в Шримад Бхагаватам как это видно в первом стихе этой бесценной амала Пураны:

ом намо бхагавате васудевайа
джанмади асйа йато ‘нвайад итараташ чартхешв абхигйах сварат
тене брахма хрида йа ади-кавайе мухйанти йат сурайах
теджо-вари-мридам йатха винимайо йатра три-сарго ‘мриша
дхамна свена сада нираста-кухакам сатйам парам дхимахи

«О мой Господь Шри Кришна, сын Васудевы, о всепроникающая Личность Бога, я почтительно склоняюсь перед Тобой. Я медитирую на Господа Шри Кришну, ибо Он является Абсолютной Истиной и изначальной причиной всех причин созидания, сохранения и разрушения проявленных вселенных. Прямо и косвенно Он сознает все проявления и независим, ибо не существует иной причины, кроме Него. Именно Он вначале вложил ведическое знание в сердце Брахмаджи. первого живого существа. Даже великие мудрецы и полубоги введены им в заблуждение, подобно тому, как человека сбивает с толку обманчивый образ воды в огне или суши на воде. Лишь благодаря Ему материальные вселенные временно проявленные взаимодействием трех гун материальной природы, кажутся истинными, хотя в действительности они нереальны. Поэтому я медитирую на Него, Господа Шри Кришну, вечно пребывающего в трансцендентной обители, которая всегда свободна от иллюзорных образов материального мира. Я медитирую на Него, ибо Он — Абсолютная Истина». (ШБ 1.1.1.)

В Таттва-сандарбхе Шри Джива Госвами объясняет прямую связь между Гайатри и Бхагаватам. В первом стихе Шримад Бхагаватам фраза ‘джанмади асйа йатах’ относится к слову из Гайатри — ‘савитух’, которое как и слово ‘джанма’ означет ‘давать рождение'». Оно указывает на возникновение, поддержание и разрушение материального мира. Фраза ‘тене брахма хрида’ относится к слову из Гайатри — ‘прачодайат’, которое означает ‘вдохновлять’. В действительности Кришна сделал это, войдя в сердце Господа Брахмы. Кришна вошел в сердце Брахмаджи и вдохновил его творить, точно также через Гайатри мантру Он действует как Сверхдуша в брахманах, вдохновляя, придавая силу их разуму для того, чтобы они могли понять Его и предаться Ему.

Фраза «висарго ‘мриша» означает три типа творения, а именно «ом бхур, бхувах, свах» — эти слова входят в первую строку Гайатри мантры. Слово «сварат» (самосветщийся, самолучезарный) можно сравнить со словом из Гайатри — «девасйа», которое происходит от слова «девудйотате» (светить, быть лучезарным). Слово, употребляемое в Бхагаватам «сатйам» и «бхаргах» означает «лучезарный», «хранитель» или «то, что существует».

Как и в Гайатри мантре первый стих Бхагаватам оканчивается словом ‘дхимахи’. Слово ‘дхимахи’ стоит во множественном числе, это указывает на то, что Шримад Бхагаватам предназначен для каждого. Он не ограничен как Веды, которые доступны только для двидж. Вйасадева ясно определяет, что такое Брахма-гайатри в открывающем Шримад Бхагаватам стихе. В своей книге Вйасадева дает понять, что Гайатри — это медитация на Кришну, Верховную Личность Бога и Шримати Радхику, Его вечную спутницу. И Гайатри мантра и Шримад Бхагаватам, который основан на Гайатри, разъясняют, что любовь к Богу является высочайшим принципом религии.

«Шрила Вйасадева дает читателю возможность постепенно углублять свое духовное осознание прежде чем действительно насладиться сутью игр Господа. Таким образом Вйасадева намеренно использует Гайатри мантру: дхимахи. Эта Гайатри мантра специально предназначена для духовно развитых людей. Если человек достигает успеха в повторении Гайатри мантры, он поймет трансцендентальное положение Господа. Сначала, однако, для того, чтобы успешно повторять Гайатри мантру необходимо приобрести брахманические качества и совершенно утвердиться в гуне благости. С этого момента человек начнет осознавать трансцендентное имя, славу, форму и качества Господа.

«Шримад Бхагаватам — это повествование о сварупе (форме) Господа, которая проявляется благодаря Его внутренней потенции. Эта внутренняя энергия отлична от внешней, проявившей воспринимаемый нами космический мир. Шрила Вйасадева делает ясное разграничение между внутренней и внешней энергией в самом первом стихе первой главы Шримад Бхагаватам. Он говорит, что внутренняя энергия — это действительная реальность, в то время как внешняя энергия, проявленная в форме материального существования, временна и иллюзорна, она не более реальна, чем мираж в пустыне». (УГЧ гл.23)

«Значение Веданта-сутры представлено в Шримад Бхагаватам. Здесь также дан полный комментарий к Махабхарате. Здесь также дан комментарий на Брахма-гайатри и полностью раскрывается здесь в соответствии со всем ведическим знанием. Шримад Бхагаватам — это высшая Пурана и она была составлена Верховной Личностью Бога в Его инкарнации Вйасадевы. В ней насчитывается 12 песен, 335 глав и восемнадцать тысяч стихов». (Гаруда Пурана)

Posted in Слава Гаятри-мантры.