Брахма-гаятри-мантра

Пословный перевод

ом— обращение ко Всевышнему; бхух, бхувах, свах — три планетные системы; дхймахи — давайте медитировать; тат — на то; варенйам — достойное поклонения; бхаргах— сияние; савитух— солнца (Савиты)6; девасйа—божественного; йах — кто; прачодайат — вдохновляет; них — нашу; дхийах — медитацию.

Литературный перевод

Будем же медитировать на удивительное сияние божественного Солнца, наполняющего жизнью нашу медитацию.

Толкования

Играя основополагающую роль во всех ведических духовных традициях, брахма-гаятри-мантра очень важна и для вайшнавов. В «Хари-бхакти-виласе» говорится:

«Брахма-гаятри неотлична от энергии Господа; она — Его могущество, шакти, воплощенное в звуке. Эта мантра позволяет медитировать на Верховного Господа в Его функциональном аспекте повелителя всех энергий, Творца, Хранителя и Разрушителя мироздания».

Кто такой Савита? Следуя шестиступенчатому методу, описанному в главе о манане, мы сейчас попытаемся определить, кто является деватой этой мантры. Кто такой этот бог Солнца, Савита?

Многие ученики Шрилы Прабхупады, получив посвящение в брахма-гаятри-мантру, тоже задавались этим вопросом. Если мы считаем Верховным Господом Шри Кришну, то зачем в брахма-гаятри обращаемся к богу Солнца? Кто же в действительности скрывается здесь под словом савитур? Один ученик в своем письме попросил Шрилу Прабхупаду разъяснить этот момент и получил следующий ответ:

«Значение этой первой мантры таково: „Я медитирую на бога Солнца, который поддерживает три мира». Савитур — это имя бога Солнца, но высший савитур — это Кришна. Поэтому, повторяя эту мантру, мы медитируем на Кришну, повелителя всего мироздания»7.

Согласно правилам санскритской грамматики, слово савита (в родительном падеже савитур) может относиться к следующим явлениям, элементам или личностям:

  • к сиянию Брахмана;
  • к Солнцу;
  • к огню;
  • к сознающей природе души, дживы;
  • к разуму;
  • к Сарасвати-деви;
  • к полубогу Агни;
  • к полубогу Сурье;
  • к Сурья-Нараяне;
  • к Параматме.

Вот почему в разных сампрадаях и ведических школах брахма-гаятри толкуют по-разному: как медитацию на бога Солнца, на безличный Брахман, на Параматму, на Вишну или Кришну. Гаудия-вайшнавы видят в ней Шри Кришну, источник всего духовного и материального творения, который в Своей форме Сурья-Нараяны стоит за богом Солнца. Шрила Джива Госвами объясняет:

«Когда в гаятри говорится о Солнце как об объекте поклонения, его не следует рассматривать как нечто независимое. В Солнце следует видеть указание на Параматму. Шаунака Риши подтверждает это в „Шримад-Бхагаватам» (12.11.28): вйухам сурйатмано харех — Верховная Личность Бога, Хари, пребывает в Солнце как его главенствующее Божество»8.

В одном из комментариев Шрила Прабхупада объясняет, какое возвышенное положение занимает бог Солнца:

«…Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет: сурйа атма атматвена упасйах. Солнце является источником жизни всех существ во вселенной. Поэтому оно достойно поклонения (упасйа). Мы поклоняемся богу Солнца, повторяя мантру брахма-гаятри. Сурья — это душа всей вселенной. Существует бесчисленное множество вселенных, и в каждой источником жизни является бог Солнца, так же как Верховная Личность Бога — это источник жизни всего материального мира.

[Из „Шримад-Бхагаватам»] мы знаем, что Вайраджа, или Хираньягарбха, вошел в гигантский солнечный шар, состоящий из материальных элементов. […] И в „Бхагавад-гите» сказано, что сначала Кришна преподал науку „Бхагавад-гиты» богу Солнца (имам вивасвате йогам проктаван ахам авйайам)»9.

В другом комментарии Шрила Прабхупада называет Савитой Шри Чайтанью Махапрабху:

«В этом стихе Шри Рамананда Рай признает Шри Чайтанью Махапрабху Сверхдушой. Именно Она вдохновляет преданного. Поэтому говорится, что мантра брахма-гаятри исходит от Сверхдуши. Савита — изначальный источник разума. Этим Савитой является Господь Чайтанья Махапрабху. Подтверждение тому мы находим в „Шримад-Бхагаватам» (2.4.22):

пранодита йена пура сарасватй витанватаджасйа сатйм смртим хрди сва-лакшана прадурабхут киласйатах са ме ршйнам ршабхах прасйдатам

„Пусть же Господь, который на заре творения, пребывая в сердце Брахмы, укрепил его могучий разум и наделил его совершенным знанием обо всем мироздании, а также о Себе Самом и который, как показалось, появился из уст Брахмы, останется доволен мной». Этот стих, призывающий благословения Верховной Личности Бога, Шукадева Госвами произнес перед тем, как поведать Махарадже Парикшиту „Шримад-Бхагаватам»»10.

Вьяхрити

Слова бхух бхувах свах являются звуковыми образами трех планетных систем, тех частей вселенной, которым несет жизнь божественное Солнце Кришны. Слово бхух, «земля», указывает на Бхулоку, низшую планетную систему, бхуеах, «воздух», — на Бху-варлоку, планетную систему, которая находится над ней, а свах, «небо», — на более высокие райские планеты, Сварлоку.

Над этими планетами находятся еще более высокие сферы, называемые Махарлокой, Джаналокой, Таполокой и Сатьялокой. Все они в совокупности образуют семь планетных систем, представленных семью вьяхрити, то есть звуками, символизирующими семь миров: бхух, бхуеах, свах, махах, джанах, типах и сатйа.

В брахма-гаятри четыре высших области вселенной — махах, джанах, тапах и сатйа — включены в термин свах, поэтому слова бхух бхуеах свах по-другому называются маха-вьяхрити, «великими, священными речениями, представляющими семь миров». В них отражена вся вселенная во всей своей полноте. По мнению Шрилы Прабхупады, слово бхух обозначает Паталалоку, бхуеах — Мартьялоку, а свах — Сваргалоку11.

Шридхара Махарадж (духовный брат Шрилы Прабхупады) привел интересное толкование, в котором слова маха-вьяхрити связаны с тремя уровнями материального существования: уровнем чувств (притхви), ума (антарикша) и разума (сварга)12. Вот его объяснение:

1. Первый уровень, бхух, — это мир, доступный нашему опыту, Бхулока, место, где мы физически присутствуем. Это сфера, в которой десять чувств взаимодействуют со своими объектами.

2. Следующий уровень, бхуеах, — это мир умственной деятельности, тонкий мир прежних самскар — впечатлений, приобретенных в прошлых жизнях в соответствии с нашей кармой. Эти самскары глубоко запечатлены в нашем уме. То, что в настоящее время мы пребываем в нынешнем теле и находимся в физическом мире, доступном нашему опыту, не случайно; мы заняли это положение в соответствии со своей прошлой кармой. Мир, доступный нашим чувствам, — всего лишь продукт наших прошлых самскар. Таким образом, наше нынешнее положение в чувственно постигаемом мире (Бхулоке) — результат наших впечатлений в умственной сфере, называемой Бхуварлокой.

3. Над Бхуварлокой находится Сварлока, мир разума. Разница между ними состоит в том, что умственным миром, Бхуварлокой, управляют принятие и отвержение, поскольку ум принимает то, что приносит наслаждение чувствам, и отвергает все остальное. Но уровень Сварлоки — это область решений, мир разума и рассудка (буддхи-лока). Разум принимает то, что приносит благо, даже если это не доставляет удовольствия, и наоборот.

Таким образом, в словах бхух, бхуеах и свах отражена наша собственная «вселенная», микрокосм чувств, ума и разума. Для некоторых йогов, постигающих науку о тонком теле, это не просто отвлеченные идеи, но видимая реальность. Они отождествляют семь главных чакр физического тела с семью планетными системами и с частями брахма-гаятри. Это демонстрирует следующая таблица:

Чакры тела, семь лок и брахма-гаятри Уровень Чакра Расположение Лока Часть брахма-гаятри

7 сахасрара макушка сатйа дхийо йо…

6 аджна лоб тапах бхарго девасйа…

5 вишуддха горло джанах варенйам

4 анахата сердце махар тат-савитур

3 манипура солнечное свах свах

сплетение

2 свадхиштхана живот бхуеах бхуеах

1 муладхара копчик бхух бхур

Повторяя брахма-гаятри, такие йоги методично возвышают свое сознание, перемещаясь по семи чакрам, начиная с низшего уровня, сферы чувств, и заканчивая высшей сферой непосредственного осознания Бога, представленного чакрой с тысячью лепестков. Кришна рассказывает Уддхаве о сходном методе самоосознания:

хрдй авиччхинам омкарам гханта-надам бисорна-ват праненодйрйа татратха пунах самвешайет сварам

«Подобно тому как волокна в стебле лотоса направлены вверх, человек должен постоянно направлять вверх свой жизненный воздух, начиная с уровня муладхара-чакры и до сердца, где, подобно колоколу, звучит священный слог ом. Затем и сам священный слог следует поднять таким же образом на расстояние двенадцати ангул, и там омкара должна соединиться с пятнадцатью звуками, порожденными анусварой»13.

Этот краткий экскурс в мир мистической йоги демонстрирует, что брахма-гаятри и пранава (ом) действуют на всех уровнях бытия.

Медитация

Медитируйте на божественное солнце Кришны, которое поднимается и озаряет своим светом низшие (бхух), верхние (бхуеах) и высшие (свах) планетные системы. «Пусть этот божественный свет вдохновит и меня, озарив своими лучами мою маленькую вселенную, состоящую из тела, ума и разума».

кршна — сурйа-сама; майа хайа андхакара йахан кршна тахан нахи майора адхикара

«Кришна сравнивается с солнечным светом, а майя — с тьмой. Там, где светит солнце, нет тьмы. Как только человек обращается к сознанию Кришны, тьма иллюзии (влияние внешней энергии) мгновенно рассеивается»14.

Чтобы еще больше прояснить смысл, заключенный в брахма-гаятри-мантре, Шрила Джива Госвами цитирует несколько стихов из «Агни-пурацы». Размышляя над этими строками перед повторением брахма-гаятри, мы сможем помнить, что эта мантра ведет нас к Верховному Господу, в Его трансцендентную обитель:

«Нужно медитировать на Гаятри, Савитри (проявлением которой является бог Солнца — савитур) и Сарасвати, богиню речи. Также следует сосредоточиться на духовном сиянии (бхаргах) Господа, описанном во многих гимнах Вед. Затем надлежит медитировать на высший мир Господа (варенйам), лучший из всех источников света. Эта обитель — высшая из всех желанных целей; она выше сварга-локи и растворения в безличном Брахмане (апаварги).

Чтобы достичь подлинного освобождения (вимукти), я медитирую (дхймахи) на вечного, чистого, всеведущего, лучезарного Господа, единственного верховного повелителя всего сущего. Он — Шри Вишну, источник безличного брахмаджьоти, творец, хранитель и разрушитель материального мира. Некоторые из тех, кто совершает ягьи, возносят молитвы и предлагают дары Шиве, некоторые — Дурге, некоторые — Сурье, иные же — Агни. Но Веды гласят, что Вишну — отец Агни и всех девов.

Таким образом, слова девасйа савитур варенйам указывают на обитель Вишну, Верховной Личности Бога. Дхймахи значит „мы медитируем» или „сохраняем в уме». А дхийо йо нах прачодайат означает: „Мы — обусловленные души, связанные путами кармы, порой видимыми, а порой незримыми. Пусть же Господь Вишну вдохновит наш разум».

Так следует медитировать на Верховного Господа. Его можно узреть в солнечном диске. Он — Сада-Шива. Он — Брахман. Он — Вишну. Его царство — высшая обитель. Слова девасйа савитур варенйам раскрывают эту высшую обитель. Я — слуга этого Господа, пребывающего в Солнце и побуждающего живых существ совершать праведные и неправедные поступки»15.

В окончательном, «очищенном» виде медитация на брахма-гаятри будет выглядеть следующим образом. Богини Гаятри, Савитри и Сарасвати, которые суть проявления Шримати Радхарани, по своей милости явят нам божественное сияние Господа и Его высшую обитель. Это обитель Радхи и Кришны. Так будем же медитировать на Верховного Господа, Его обитель и Его божественную супругу Шри Радху. Я — слуга этого Господа, которого можно узреть в диске Солнца. Он является источником и основой всего сущего и вдохновляет всех живых существ на праведные и неправедные поступки, согласно их желаниям.

Posted in Гаятри-мантры.