Брахман и вайшнав

Брахма-гаятри в традиции Гаудия-вайшнавов

Вопрос: Один традиционный брахман из Южной Индии сказал мне, что женщин не следует посвящать в брахма-гаятри, иначе повторение этой мантры ожесточит их сердца. Если это правда, почему Шрила Прабхупада изменил традицию? Ответ: Отвечая на ваш вопрос, я хотел бы совершить небольшой экскурс в историю. Хотя Господь Чайтанья подчеркивал, что основной садханой для всех преданных должно быть слушание и повторение святого имени, Он на собственном примере показал, что всякий, кому не безразличен духовный прогресс, должен получить посвящение по системе вайшнава-панчаратрики. Таким образом, в движении Господа Чайтаньи важное значение придается как повторению святого имени, так и посвящению в панчаратрики-мантры у истинного духовного учителя.

При этом традиционная ведическая инициация (упанаяна-самскара), при которой преданный получает брихми-гиятри-ман-тру, в то время не играла существенной роли в Гаудия-сампрадае. Почти все вайшнавы повторяли гопала-мантру и кама-гаятри. И даже те из них, кто родился в семьях брахманов, как правило, прекращали читать брахма-гаятри, стоило им получить вайшнави-дикшу. Нередко они даже снимали священные шнуры, свидетельствовавшие об их благородном происхождении. Они отвергали традиционные обычаи, которым следовали многие религиозные люди — не только те, кто поклонялся Господу Кришне; так проявлялось их абсолютное подчинение себя воле Кришны. Так было до времени Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

Со временем у этой традиции обнаружились и негативные стороны: социальные и религиозные. На религиозную сцену вышли кастовые брахманы, утверждавшие, что вайшнавы недостойны называться брахманами и потому не могут поклоняться Божествам и отправлять религиозные обряды. В ответ на это Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур приложил огромные усилия, чтобы придать вайшнавизму статус, приемлемый для общества. Для этого он проповедовал дайви-варнашрама-дхарму, в основу которой положена вечная природа души, а не наследственное право. На основании философии панчаратрики и бхагаваты он доказал, что инициированный вайшнав стоит выше брахмана. И чтобы обосновать свою позицию, он ввел для своих учеников ведическую дикша-самскиру, в которую входило посвящение в гаятри-минтру и получение брахманского шнура. Его замысел заключался в том, чтобы давать священные шнуры и брахма-гаятри-мантру тем, кто своими качествами и деятельностью подходил для этого, даже если они родились не в семьях брахманов. Так он хотел утвердить вайшнавизм в обществе. Иначе говоря, он хотел открыто продемонстрировать людям утверждение из шастр, согласно которому вайшнавизм является высшим проявлением религии.

Но при этом, чтобы сохранить доктрину дайви-варнашрамы близкой к традиции, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур следовал древнему ведическому правилу и давал посвящение в брахма-гаятри только мужчинам. Одно то, что он проводил упанаяна-дикшу для своих учеников вне зависимости от их общественного положения, уже послужило причиной немалого беспокойства среди смарт (кастовых брахманов). Да и женщины ничего не теряли в духовном смысле, поскольку в любом случае получали гопала-мантру и кама-гаятри, гораздо более могущественные, нежели брахма-гаятри.

Таким образом Шрила Сарасвати Тхакур изменил гаудия-вайшнавскую традицию, поскольку хотел не только сделать вайшнавизм религией, полностью признанной обществом, но и провозгласить его высшей формой поклонения Богу, которая превосходит даже традиционный брахманизм.

Прошло время, и наиболее выдающийся ученик Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати внес еще одно изменение. Шрила Прабхупада заключил, что в век Кали и мужчины, и женщины в своей духовной жизни нуждаются в любой помощи, которая только возможна. Он не придавал особого значения опасности того, что сердца женщин могут в таком случае ожесточиться, поскольку в век Кали мужские и женские сердца одинаково черствы. И те и другие поглощены мыслями о том, как подчинить себе материальную природу. Поэтому, с духовной точки зрения, как те, так и другие исполнены пуруша-бхавы, мужского умонастроения. А значит, и мужчинам и женщинам нужно поклоняться Верховному Савите, богу Солнца Кришне, чтобы растопить вечный лед, сковавший их сердца.

Однажды во время прогулки холодным зимним утром в Нью-Йорке Шрила Прабхупада несколько раз сходил с тропинки, чтобы — к немалому изумлению своих учеников — разбить лед на лужах. Когда позже они спросили его, зачем он это делал, Шрила Прабхупада ответил, что, подобно тому как вода замерзает на холодном зимнем воздухе, сердца обусловленных душ покрываются льдом в морозной атмосфере ложного эго. А его обязанность, сказал он, — помогать обусловленным душам избавиться от этой беды. И для того, чтобы наглядно продемонстрировать свою мысль, он разбивал зимний лед.

Еще одно важное соображение по поводу того, почему достойные женщины могут повторять брахма-гаятри, не опасаясь негативного эффекта, состоит в том, что Гаудия-вайшнавы повторяют гаятри с совершенно иным пониманием, нежели члены древней ведической варнашрамы. Для нас богом Солнца в брахма-гаятри является Кришна. И как мы видели на страницах данной книги, те, кто обладает острым духовным зрением, могут заметить в брахма-гаятри даже присутствие Шримати Радхарани.

Брахман и вайшнав

Вопрос: При всем уважении к вашим искренним попыткам распространить дхарму, я не могу признать брахманов ИСККОН настоящими брахманами. По происхождению своему вы не брахманы, а европейцы, и материалистические идеи западной культуры еще очень глубоко сидят в ваших генах. Я брахман из Хайдарабада. Мой отец был брахманом, его отец был брахманом, но вы все — притворщики! [Спрашивающий начинает сердиться и переходит на крик.]

Ответ: Спасибо вам за вопрос. Пожалуйста, успокойтесь, не надо так кричать. Это не слишком по-брахмански. Шрила Шридхара Свами сказал:

шамадибхир эва брахманади-вйавахаро мукхйах, на джати-матра-дйтй аха — йасйети. йад йади анйатра варнантаре ‘пи дршйета, тад-варнантарам тенаива лакшана-нимиттенаива

варнена винирдишет, на ту джати-нимиттенетй артхах

«Самый важный критерий, определяющий, следует ли обращаться с тем или иным человеком как с брахманом или же как с представителем другой варны, заключается в наличии или отсутствии у него самообладания и других подобных брахманических качеств»23.

Позвольте мне попытаться ответить на ваш вопрос, для начала рассмотрев ваши слова. По видимости, вы считаете, что положение человека определяется его происхождением. Но этот критерий нельзя признать удовлетворительным. Представьте себе, что мы станем называть человека юристом просто потому, что юристом был его отец. Такой «юрист» не оправдает наших надежд. Нарада Муни, один из двенадцати махаджан, говорит, что судить о человеке нужно по его качествам, а не по физиологическому происхождению:

йасйа йал лакшанам проктам пумсо варнабхивйанджакам йод анйатрапи дршйета тат тенаива винирдишет

«Общественное положение человека, проявляющего описанные мною признаки брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры, следует определять именно по этим признакам, даже если он родился в другом сословии»24.

Великий ачарья Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур провозгласил, что быть двиджей (то есть прошедшим через посвящение, или дваждырожденным) гораздо лучше, чем просто родиться в семье брахмана, поскольку двиджа становится достоин встать на путь сознания Кришны, ведущий в духовный мир:

«Статус дваждырожденного, приобретаемый в этом материальном мире скованной душой в соответствии с ее мирской природой и происхождением, не идет ни в какое сравнение с положением дваждырожденного, получающего доступ в духовный мир. Инициация, или духовное рождение в результате духовного посвящения, — это высшая слава, поскольку так живые существа могут достичь трансцендентной обители»25.

В нашей вайшнавской традиции есть множество великих святых, которые признавали это, при том, что им выпала удача родиться брахманами. Поэтому они просили о посвящении великих вайшнавов, даже если те не были потомками брахманов, а происходили из семей шудр.

Вопрос: Спасибо за ваш красноречивый ответ. Но я слышу и вижу, что некоторые ваши брахманы из ИСККОН в своем поведении не следуют общепринятым нравственным стандартам. Ответ: К сожалению, подобные проблемы вы найдете в любом социуме. Не все члены общества своими действиями оправдывают ожидания общества. Шрила Прабхупада прекрасно осознавал эту проблему и иногда ругал своих учеников-брахманов, как в следующем примере:

«Любой может купить священный шнур на рынке за две пайсы, за один цент, и стать брахманом. „Ты брахман?11 — „Да, не видишь, что-ли, священного шнура?» И всего-то заботы. „А чем это ты занимаешься?» — „Не обращай внимания».

Не будьте такими брахманами, по крайней мере в нашем лагере. Вы должны следовать правилам и предписаниям. Не демонстрируйте: „Я — дважды инициированный, у меня священный шнур». Не надо такого обмана»26.

Наш духовный учитель требовал, чтобы мы стали квалифицированными. Он хотел, чтобы его ученики-брахманы придерживались должного стандарта поведения и духовной практики. Не будем критиковать всех брахманов ИСККОН только потому, что некоторые из них вели себя неподобающим образом. Если вы поближе познакомитесь с преданными ИСККОН, вы увидите, что среди них есть настоящие самоцветы, и многие из них — квалифицированные брахманы.



1. Хари-бхакти-виласа, 2.136 (цитируется по книге Бхакти Промода Пури Госвами Махараджа «Искусство садханы»).

2. Бхаг., 11.25.2-5.

3. Хари-бхакти-виласа, раздел Мантрарнава, 17.129.

4. Ч.-ч., Мадхья, 12.135.

5. Б.-г., 6.34.

6. Б.-г., 6.35.

7. Шри Бхаджана-рахасья, 1.33.

8. Агни-пурана, 216.1-2; Сарасвати — это богиня речи.

9. Нарада-панчаратра, 1.2.44.

10. Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.101 (Шрила Прабхупада цитировал этот стих множество раз; см., например, Б.-г, 7.3, комм.).

11. Махабхарата, Шанти-парва, 337.63 (цитируется в «Параматма-сандарбхе», ануччхеда 18).

12. Нарада-панчаратра, 1.2.25 и 1.2.56.

13. Бхаг., 3.33.6.

14. Ч.-ч., Мадхья, 15.108, комм.

15. Шри Чайтанья-бхагавата, Мадхья-лила, 1.407, комм.

16. Ч.-ч., Ади, 7.83.

17. Бхаг., 11.5.33.

18. Ч.-ч., Мадхья, 21.125-128.

19. Мантрартха-дипика.

20. Информация предоставлена Бхану Махараджем.

21. Информация взята из интернет-сайта www.mypurohith.com; сайт находится под патронажем Пуввады Ананда Мохана Рао.

22. Шри Чайтанья-бхагавата, Ади-лила, 15.4, комм.; следующая цитата из того же стиха.

23. Цитируется в Ч.-ч., Мадхья, 24.330, комм.

24. Бхаг., 7.11.35.

25. Брахма-самхита, 27, комм.

26. Обсуждение Первой и Двенадцатой песней «Шримад-Бхагаватам», 25 июня 1976 г., Нью-Вриндаван (цитируется по книге Маханидхи Махараджа «Гаятри Махима Мадхури»).

Posted in Гаятри-мантры.