Брахманы дороги Господу Кришне

Глава восьмая

Сокровищница гаятри-мантр

Брахманы дороги Господу Кришне

Эта глава подобна трансцендентной сокровищнице, где вы найдете интересные и ценные самоцветы и украшения. Можете не стесняясь выбирать себе любые из них, и они, став повседневным руководством, будут освещать вашу гаятри-джапу.

Особое отношение Шри Кришны к брахманам и их культуре становится очевидным, если вспомнить, какой прием Он оказал Нараде Муни в одном из Своих дворцов в Двараке:

«Когда Господь заметил Нараду, Он тут же поднялся с ложа Богини Шри и склонил Свою голову, увенчанную короной, к стопам Нарады. Затем Господь сложил руки в знак почтения, после чего усадил мудреца туда, где обычно сидел Сам. Господь омыл Нараде стопы и побрызгал этой водой Себе на голову. Хотя в целой вселенной Господь Кришна обладает высшим авторитетом и является повелителем Своих преданных, Ему вполне пристало вести себя таким образом, ибо Его называют Брахманья-Дева, „Господь, который любит брахманов». Так Шри Кришна воздал почести мудрецу Нараде, омыв ему стопы, хотя вода, омывающая Его собственные стопы, становится Гангой, лучшим из святых мест»1.

Можно только представить себе, насколько смущен был Нарада Муни, когда стопы ему омыл Сам Господь. Но Кришна объяснил, что религиозные принципы (в том числе почести, оказываемые брахману) Он соблюдает для того, чтобы показать всему миру пример. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает чувства Господа Кришны следующим образом:

«В „Бхагавад-гите» Я провозгласил: Над йад ачарати шреш-тхас тат тад эветаро джанах — „Что бы ни делал великий человек, обычные люди следуют его примеру»2. Так, сегодня Я омыл твои стопы, чтобы содействовать распространению принципов религии. Не думай, что ты совершил оскорбление, позволив Мне омыть твои стопы и почитать эту воду как священную. Пойми, что подобно тому как сын на коленях у отца не наносит ему оскорбления, коснувшись его стопой, так и ты, Мой сын, не оскорбил Меня»3.

Удивительная любовь Кришны к брахманам и брахманической культуре проявилась в полной мере, когда в Двараке Он принимал в гостях своего старого школьного друга Судаму. Читая об этой лиле, мы наверняка захотим по-настоящему воспользоваться своей священной инициацией и так обрести качества, которые позволят нам порадовать Господа.

Кришна и Судама стали друзьями, когда жили у своего гуру, Сандипани Муни. Закончив обучение, Судама женился и счастливо жил, выполняя обязанности, предписанные брахманам, — за исключением последних двух: у него не получалось собирать пожертвования и, соответственно, он не мог раздавать свои богатства. Давайте послушаем о причине такого положения дел и о том, что произошло дальше. Вот как об этом рассказывает Шрила Прабхупада:

«Хотя у брахмана, друга Господа Кришны, была семья, он не копил богатств и не стремился к роскошной жизни, а довольствовался тем, что посылала ему судьба. На первый взгляд, он был очень беден, поскольку сам не имел дорогой одежды и не мог богато одевать жену. Они часто терпели нужду и не могли даже досыта есть, поэтому оба — и муж и жена — были очень худыми. Жена брахмана Не заботилась о собственном благополучии, но тревожилась за мужа. Ей не хотелось давать советы мужу, но однажды она все же заговорила с ним.

„Мой господин, — сказала она, — я знаю, что Господь Кришна, супруг богини процветания, твой большой друг. К тому же ты — Его преданный, а Он всегда готов помочь Своим преданным. Так пойди же к Нему. Я уверена, что Он сразу поймет, какие лишения тебе приходится терпеть. У тебя семья, и ты бедствуешь, не имея денег. Как только Господь поймет, что ты в большой нужде, Он, конечно же, одарит тебя богатствами, и ты будешь жить в полном достатке. Конечно, Он не дает больших богатств тому, кто не очень тверд в преданном служении, но ведь Он знает, как ревностно ты служишь Ему. Поэтому Он не колеблясь даст тебе все, в чем ты нуждаешься».

Сам брахман считал, что нет никакой нужды просить у Шри Кришны материальных благ, но не мог не уступить просьбам жены. Кроме того, он подумал: „Если я пойду в Двараку, то смогу увидеть Господа Кришну. Одно это будет для меня величайшим счастьем, даже если я не попрошу у Него никаких материальных благ».

Наконец он все же решился пойти к Кришне и попросил жену дать ему что-нибудь в подарок для Кришны; не приходить же к другу с пустыми руками! Жена тут же насобирала у соседей четыре пригоршни рисовых хлопьев, завязала их в узелок и дала мужу, чтобы он отнес их Кришне. Брахман взял подношение и сразу отправился в Двараку.

Попасть во дворцы правителей рода Яду было очень трудно, но брахманов туда пускали беспрепятственно. Когда брахман вошел в один из роскошно украшенных дворцов, он почувствовал, что погружается в океан неземного блаженства.

Господь Кришна в это время сидел на ложе в опочивальне Рукмини. Еще издали Он увидел, что ко дворцу приближается брахман, и узнал в нем Своего друга. Господь Кришна тотчас поднялся и пошел навстречу брахману. Подойдя к Своему другу, Он сердечно обнял его. Господь Кришна усадил брахмана на Свое ложе и Сам принес ему всевозможные фрукты и напитки, как обычно делают, когда принимают глубоко почитаемого гостя. Господь Шри Кришна тут же омыл брахману стопы и окропил этой водой Свою голову, чтобы очистить Себя. После этого Господь умастил тело брахмана душистым сандалом, агуру и шафраном. Как принято в таких случаях, Он совершил ритуал поклонения брахману: зажег несколько палочек благовоний и поднес ему светильник. Щедро угостив брахмана и выразив ему почтение, Господь Кришна сказал: „Дорогой друг, Я так рад нашей встрече».

Оказав брахману радушный прием, Кришна усадил его на Свое ложе с подушками, и они, держа друг друга за руки, стали вспоминать детство, когда оба жили в гурукуле — в семье у духовного учителя.

Господь Кришна долго разговаривал с Судамой Випрой о том, как они вместе жили в доме духовного учителя. Затем, чтобы получить еще большее удовольствие от общения со старым другом, Господь Кришна спросил: „Дорогой друг, а ты принес Мне что-нибудь? Может быть, твоя жена передала для Меня что-то вкусное?» Спрашивая об этом, Господь Кришна улыбался и смотрел на Своего друга с большой любовью. „Друг Мой, — продолжал Он, — Я уверен, что ты принес Мне из дому какой-нибудь подарок».

Господь Кришна знал, что Судама не осмеливается поднести Ему жалкие горстки риса, не совсем подобающий подарок для Господа. Понимая чувства Судамы Випры, Господь сказал: „Дорогой друг, разумеется, Я ни в чем не нуждаюсь, но, если Мой преданный поднесет Мне в знак любви даже что-нибудь незначительное, скажем, цветок, листок или немного воды, — главное, чтобы его дары были наполнены любовью и преданностью, — Я не только с радостью приму такие подношения, но и с удовольствием съем».

Господь Кришна уверял Судаму Випру, что будет очень рад принять рис, который тот принес из дому, но смущенный Судама Випра все равно не решался отдать его Господу. Он подумал: „Как я могу поднести Кришне такой ничтожный дар?» — и опустил голову.

Господь Кришна знал, зачем Судама Випра пришел к Нему. Он знал, что Судама живет в крайней бедности и отправился к Нему, поддавшись уговорам жены. Помня о том, что Судама еще со школьных лет был Его близким другом, Кришна знал, что любовь брахмана к Нему не осквернена желанием материальной выгоды. Поэтому Господь Кришна решил одарить Судаму Випру богатствами, которые не снились даже царю небес.

Тут Он заметил узелок с рисом, спрятанный под накидкой, которая покрывала плечи бедного брахмана. Схватив этот узелок, Кришна воскликнул: „Что это? Мой дорогой друг, ты принес Мне чудесные, вкуснейшие рисовые хлопья!» Чтобы ободрить Судаму Випру, Кришна добавил: „Думаю, этого риса хватит, чтобы накормить не только Меня, но и весь мир».

Продолжая разговаривать с Судамой Випрой, Кришна съел пригоршню хлопьев риса из его узелка, а когда захотел съесть вторую пригоршню, Рукминидеви, богиня процветания, удержала Его. Взяв Кришну за руку, Рукмини сказала: „О Господь, Ты так добр к Своим преданным, что даже горстки рисовых хлопьев хватит, чтобы доставить Тебе огромное удовольствие. Преданный, который сумел угодить Тебе, будет процветать и в этой жизни, и в следующей».

Ученый брахман Судама провел ночь во дворце Господа Кришны и чувствовал себя как на Вайкунтхе. Судама как будто не получил ничего значительного от Господа Кришны, пока находился в Его дворце, но он ничего и не просил у Господа. На следующее утро он отправился домой. По дороге он все время вспоминал, как тепло принял его Кришна, и эти мысли приносили ему духовное блаженство. Он просто думал о радушии Господа Кришны и был очень счастлив, что повидал Господа.

Брахман думал: „Какая радость встретиться с Господом Кришной, который так предан брахманам! Он великий почитатель брахманической культуры».

Размышляя таким образом, ученый брахман наконец добрался до своего дома. Однако взору его открылась поразительная картина. На месте его хижины стояли великолепные дворцы из драгоценных камней, сверкавших, как солнце, луна или пламя. Между дворцами были разбиты прекрасные парки, где гуляли нарядно одетые женщины и мужчины. В парках, рядом с озерами, покрытыми лотосами и лилиями, шумели стаи птиц с ярким разноцветным оперением. Увидев эти чудеса, брахман подумал: „Не сплю ли я часом? Правда ли это мой дом? Если это действительно место, где я жил, то как оно могло столь удивительно перемениться?»

Тем временем, чтобы поприветствовать Судаму, к нему в сопровождении музыкантов подошли несколько мужчин и женщин, прекрасных, как полубоги. Все они мелодично пели. Жена брахмана была очень счастлива, услышав о возвращении мужа, и поспешила к нему из дворца. Она была так красива, что казалось, будто сама богиня процветания вышла ему навстречу. Переполняемая любовью и нежностью, жена брахмана низко склонилась перед мужем и мысленно обняла его. Пораженный красотой жены, довольный брахман, не говоря ни слова, вошел вместе с ней во дворец.

Когда брахман вошел в свой дом, превратившийся в чудесный дворец, то увидел, что он похож на обитель царя небес. Увидев все эти богатства и не понимая причины столь неожиданной перемены, брахман серьезно задумался над тем, что произошло.

„С самого рождения, — размышлял он, — я жил в бедности. Откуда же появилось это богатство? Я не нахожу этому другой причины, кроме всемилостивого взгляда Господа Кришны, моего друга и главы царского рода Яду. Несомненно, всем этим по Своей неизъяснимой милости меня одарил Господь Кришна. Я принес Господу лишь немного риса, а Он в ответ наградил меня богатствами, которые превосходят богатства царя небес».

Судама Випра был истинным брахманом, который не стремился ни к каким материальным удовольствиям, и в то же время он был великим преданным Господа Кришны. Господь Кришна очень любит брахманов, подобных Судаме Випре: об этом можно судить по тому, как Господь Кришна вел Себя с ним. Таким образом, достичь совершенства — значит стать брахманом-вгйшшвом, каким был Судама Випра.

Шукадева Госвами сказал, что все, кто услышит повествование о том, как Судама Випра встретился с Господом Кришной, поймут, с какой любовью Господь относится к преданным Ему брахманам, подобным Судаме. Каждый, кто слушает эту историю, постепенно станет таким же добродетельным, как Судама Випра, и перенесется в духовное царство Господа Кришны»4.

Posted in Гаятри-мантры.