Что такое дикша?

В нашей традиции существует два вида дикши. Получив нама-дикшу, посвящение в повторение мантры Харе Кришна, ученик, продемонстрировавший свою искренность и имеющий необходимые данные, проходит обряд мантра-дикши, посвящения в гаятри-мантры. По словам Бхактивиноды Тхакура, передача святого имени и посвящение в гаятри-мантры — два разных обряда, и, хотя чаще всего их проводит один и тот же гуру, иногда это могут делать разные люди. Того, кто проводит первое посвящение и передает ученику святое имя, называют нама-гуру. Того же, кто посвящает ученика в гаятри-мантры, называют дикша-гуру12. В нашей книге, говоря о дикше, мы будем иметь в виду вторую инициацию.

Чтобы понять смысл гаятри, важно знать, для чего нужна дикша. Шрила Джива Госвами дает определение этому понятию, цитируя знаменитый стих:

дивйам джнанам йато дадйат курйат папасйа санкшайам тасмат дйкшети са прокта дешикаис таттва-ковидаих

«Дикша — это метод, позволяющий пробудить в себе трансцендентное знание и уничтожить все последствия греховных поступков. Те, кто хорошо знает богооткровенные писания, называют этот метод дикшей»15.

В данном стихе косвенно затрагивается очень важный момент, а именно близкая взаимосвязь и взаимозависимость между дикшей (формальным посвящением в мантры) и шикшей (передачей трансцендентного знания). Чтобы разобраться, почему необходима дикша и что означает «передача трансцендентного знания», давайте подробно исследуем несколько строк из «Бхакти-сандарбхи» Шрилы Дживы Госвами. Перед тем как процитировать приведенный выше стих, он пишет:

йадй апи шрй-бхагавата-мате панчаратради-вад арчана-маргасйава-шакатвам насти, тад винапи шаранапаттй-адйнам экатаренапи пурушартха-сиддхер абхихитатват

татхапи шрй-нарадади-вартманусарадбхих шрй-бхагавата саха самбандха-вишешам дйкша-видханена гйрй-гуру-чарана-сампадитам чикйршадбхих кртайам дйкшайам арчанам авашйам крийетаива

«В соответствии со „Шримад-Бхагаватам», поклонение Божеству не является обязательным, равно как и выполнение определенных предписаний Панчаратры и других шастр. „Бхагаватам» гласит, что, даже не поклоняясь Божеству, можно достичь успеха в жизни, если воспользоваться любым другим методом преданного служения. Например, достаточно найти прибежище у стоп Господа, обратившись к Нему с просьбой о защите (шаранапатти).

Тем не менее, если те, кто идет по стопам Шри Нарады и его последователей, хотят установить личностные отношения с Господом, они могут достичь желаемого, только найдя прибежище у истинного духовного учителя, что подразумевает получение дикши и следующее за ней поклонение Божеству».

Затем Джива Госвами подчеркивает это утверждение, цитируя следующую шлоку:

ото гурум пранамйаива сарва-свам виниведйа на
грхнийад ваишнавам мантрам дйкша-пурвам видханатах

«Поэтому долг каждого человека — склониться перед гуру и отдать ему всё: свое тело, ум и разум. Следует получить от гуру вайшнава-мантру, должным образом пройдя через процесс дикши»14.

Иными словами, хотя девяти методов бхакти15 самих по себе вполне достаточно для достижения совершенства жизни (пуруша-артха-сиддхи), для того, чтобы следовать по пути сампрадаи, нужно принять истинного духовного учителя. Это означает, что сначала нужно пройти обряд дикши, а затем заниматься деятельностью, связанной с этим методом (такой как арчана).

Далее, цитируя приведенный выше стих (дивйам джнанам…), Джива Госвами дает определение дикше. По его словам, дикша — это процесс, при помощи которого в сердце человека пробуждается трансцендентное знание. Далее он объясняет, что в данном случае подразумевается под дивья-гьяной:

дивйам джнанам хй атра шрймати мантре бхагават-сварупа-джнанам, тена бхагавата самбандха-вишешам на

«Дивйам джнанам, трансцендентное знание, означает в данном случае знание о сущности Господа, Личности Бога, присутствующего в божественной мантре, а также знание о своих особых, индивидуальных взаимоотношениях (самбандха-вишеша) с Верховным Господом».

Слово атра, «здесь», указывает на то, что данное определение относится именно к вопросу о дикше, хотя в других случаях могут быть уместны и другие толкования дивья-гьяны. В завершение Джива Госвами приводит две шлоки, в которых еще яснее говорится о важности дикши:

двиджйнам анупанйтанам сва-кармадхйайанадишу
йатхадхикаро настйха сйач чопанайад ану
татхатрадйкшитанам ту
мантра-деварчанадишу надхикаро’стй атах курйад атманам шива-самстутам

«Даже родившийся в семье брахмана не может выполнять брахманические обязанности (изучение Вед и т.п.), пока не получит посвящение. Это разрешается ему лишь после инициации.

Аналогичным образом те, кто не прошел обряд дикши, не могут повторять мантры и поклоняться Божеству Господа. Поэтому следует стать благородным человеком и обрести доброе имя (получив посвящение)»16.

В приведенных цитатах дикша описывается как формальный процесс получения вайшнава-мантры, после которого человек может приступить к преданному служению в соответствии с системой панчаратрики. Такое служение включает в себя поклонение Божеству и повторение биджа- и гаятри-мантр. Со временем эти мантры явят преданному облик Самого Господа и раскроют ему его взаимоотношения с Господом в одной из трансцендентных рас (дасья, сакхья, ватсалья или мадхурья).

Поэтому разница между шикшей и дикшей состоит в том, что дикша дарует преданному трансцендентное знание посредством ритуала — получения мантры во время церемонии посвящения. Дикша является необходимой предпосылкой для того, чтобы извлечь максимум пользы из шикши, духовных наставлений.

«Волшебство» дикши

Цель дикши — открыть ученику его отношения с Кришной. Чтобы достичь этого, нужно пройти через особую церемонию, состоящую в получении мантры от духовного учителя и принесении обетов. Поскольку в жизни преданного эта церемония знаменует начало новой жизни, или его духовное рождение, слово дикша относится к формальному событию и формальным обязательствам.

Но при этом церемония дикши — далеко не формальный обряд. В основе ее лежит сокровенная, трансцендентная реальность. Обряд дикши формально скрепляет уже сложившиеся отношения. Постепенное развитие и углубление взаимоотношений гуру и ученика — это процесс постепенного совершенствования, который начинается задолго до их встречи у жертвенного костра. В некоторых случаях это могут быть отношения, сложившиеся еще в прошлых жизнях. Обряд инициации формализует эти отношения, скрепляя их ягъей, во время которой даются особые обеты и происходит обмен трансцендентными дарами.

Обряд посвящения можно сравнить с церемонией бракосочетания. Отношения мужа и жены завязываются не во время свадебного обряда; они начались какое-то время назад, а церемония бракосочетания как бы узаконила, формально признала эти отношения.

То, что обряд инициации призван формально скрепить уже существующие отношения, не уменьшает его значимости. Каждый грихастха, прошедший через виваха-ягью, подтвердит, что обряд бракосочетания оставляет глубокий «след», так называемую самскару, которая на тонком плане связывает супругов между собой. То же справедливо и по отношению к церемонии дикши. Во время этой церемонии происходит нечто значительное: ученик дает обеты, а гуру сообщает ему мантру. Хотя сам по себе этот обряд может быть формальным, обеты и передача мантры, разумеется, простой формальностью не являются. В них-то и заключен скрытый смысл посвящения.

Объем и глубина церемонии посвящения зависят от искренности ученика, от его готовности следовать данным обетам, а также от того, насколько точно гуру представляет традицию (сампрадаю), в которой передается мантра. Если есть и искренность, и точность, то произойдет нечто мистическое, или, лучше сказать, трансцендентное. Во время мантра-дикши гуру передаст ученику непостижимую энергию мантры вкупе с собственным опытом ее повторения. Этот процесс передачи нельзя увидеть или логически объяснить. Духовную жизнь не всегда можно объяснить логически. Она протекает одновременно на множестве уровней, и некоторые из них легко понять разумом, а некоторые нет. Именно эта трансцендентная реальность, стоящая за церемонией посвящения, и делает дикшу столь важным событием в духовной жизни ученика.

Пытаясь понять, почему посвящение не является просто формальностью, следует помнить и о том, что во время дикши Кришна активно вмешивается в жизнь преданного. Чайтанья Махапрабху подтверждает это:

дйкша-кале бхакта каре атма-самарпана сеи-кале кршна таре каре атма-сама
сеи деха каре тара чид-ананда-майа апракрта-дехе танра чарана бхаджайа

«Во время посвящения, когда преданный полностью отдается служению Господу, Кришна начинает считать его равным Себе. Когда тело преданного таким образом преобразуется в духовное, преданный в этом духовном теле служит лотосным стопам Господа»17.

Иными словами, формальный обряд дикши закрепляет не только отношения между учеником и гуру, но и отношения между учеником и Кришной. Как-то раз Шрила Прабхупада просто и убедительно выразил эту идею: «Вторая инициация значит, что его признали: „Теперь он стал полностью компетентным вайшнавом»»18.

Поскольку дикша фактически преобразует наше бытие, ее считают вторым рождением. Это подтверждает Шрила Санатана Госвами:

йатха канчанатам йати камсйам раса-видханатах татха дйкша-видханена двиджатвам джайате нрнам

«Соединив колокольную бронзу с ртутью, можно превратить ее в золото; точно так же любого, далеко не золотого, человека, можно превратить в двиджу (дваждырожденно-го, или брахмана), дав ему духовное посвящение (дйкша-видханена )»19.

Следует также учесть, что посвящение — не разовое событие, которое происходит только во время обряда дикши. Это постоянный процесс, и завершается он лишь тогда, когда мы полностью предаемся Господу. Поэтому Шрила Прабхупада часто называл посвящение началом духовной жизни.

Posted in Гаятри-мантры.