Что такое садхана?

В традиции Гаудия-вайшнавов процесс духовного возвышения принято называть садханой. Основное значение глагольного корня садх — «достигать цели» или «достигать успеха». Таким образом, это слово может относиться к любому методу, направленному на достижение цели (садхъи), вне зависимости от того, что эта цель собой представляет. Без садханы невозможно достичь садхъи, цели той или иной практики.

Известно множество видов садханы, и каждая из них направлена на достижение конкретной цели. Те, кто жаждет материальных наслаждений, выполняют садхану карма-йоги. Те, кто хочет раствориться в Брахмане, следуют садхане гъяна-йоги. Те, кто стремится к мистическим совершенствам, выполняют садхану аштанга-йоги. Те же, кто хочет вечно, с любовью служить Шри Кришне (что является изначальным положением вечной души), делают своей садханой бхакти-йогу.

По пути бхакти идут не только Гаудия-вайшнавы, но и представители многих других духовных школ. Хотя в своей практике они могут уделять особое внимание разным настроениям и методам, цель у них одна: порадовать своим служением Шри Кришну в одной из Его бесчисленных форм. Целью (садхъей) служит бхава, экстатическая любовь к Богу. Вот как определяет садхану Шрила Рупа Госвами:

крти-садхйа бхавет садхйа-
бхава са садханабхидха
нитйа-сиддхаейа бхаваейа
пракатйам хрди садхйата

«Трансцендентное преданное служение, позволяющее обрести любовь к Кришне (бхаву) и выполняемое с помощью органов чувств, называется регулируемым преданным служением, садхана-бхакти. Преданность Господу вечно присутствует в сердце каждого живого существа. Практика преданного служения обладает способностью пробуждать эту вечную преданность»3.

Очень важна в этом стихе последняя строчка. Бхава вечно со* вершенна (нитйа-сиддха) и пребывает в дремлющем состоянии в сердце каждого живого существа (хрди). Садхана-бхакти обладает способностью (садхйата) пробуждать (пракатйам) эту любовь. Иными словами, любовь к Богу не является чем-то противоестест-* венным для души. Такая любовь — неотъемлемая характеристика ее вечной, изначальной природы. Шрила Прабхупада приводит наглядный пример;

«Цель этой практики, однако, не в том, чтобы развить в себе нечто чуждое нашей природе. Возьмем, к примеру, ребенка, который учится ходить. Это тоже практика. Однако это не значит, что ходить противоестественно. Способность ходить изначально заложена в ребенке, и ему достаточно немного попрактиковаться, чтобы научиться ходить. Аналогичным образом преданное служение Господу — это врожденная потребность каждого живого существа… Сознание присутствия высшей силы есть в каждом живом существе, хотя в тех, кто материально осквернен, оно находится в дремлющем состоянии. Чистая форма этого сознания называется сознанием Кришны»4.

Шри Чайтанья Махапрабху, объясняя процитированный выше стих Санатане Госвами, говорит о том же самом:

нитйа-сиддха кршна-према ‘садхйа’ кабху найа
шраванади-шуддха-читте карайе удайа

«Чистая любовь к Кришне вечно обитает в сердцах живых существ. Она не относится к категории вещей, получаемых извне. Когда сердце очищено слушанием и воспеванием, эта любовь пробуждается сама собой»5.

Слушание и воспевание — это главные анги (составляющие) бхакти-садханы. Они очищают сердце преданного и подготавливают его к тому, чтобы воспринять хладини-шакти Господа (энергию наслаждения) и Его чит-шакти (энергию знания). Тогда в преданных развивается бхава, которая ведет к преме — высшей цели садхаки.

Способов повторения гаятри-мантр не меньше, чем разновидностей садханы. Нижеследующие правила и рекомендации помогут садхаке извлечь максимум пользы из повторения мантр. Мы разделили их на внешние правила (методы) и внутренние аспекты (состояния ума). Мы знаем, что всегда и везде соблюдать все эти правила может и не получиться. Но тем не менее их полезно знать и применять, где это возможно. Духовная жизнь — индивидуальный процесс: что хорошо для одного, то не всегда годится для другого. Нам хотелось бы побудить читателя самому определить для себя приоритеты и расставить акценты, в то же время придерживаясь основных, общепринятых методов.

Posted in Гаятри-мантры.