Достижение уровня саттва-гуны

Чтобы стать истинным брахманом, то есть утвердиться в трансцендентном, в первую очередь следует научиться жить в гуне благости. Господь Кришна, давая наставления Уддхаве, говорит:

саттвиканй эва севета пуман саттва-виврддхайе тато дхармас тато джнанам йават смртир апоханам

«Человек, возродивший в себе непосредственное восприятие вечной души, с легкостью прогонит иллюзию, которая заставляет его отождествлять себя с материальным телом и умом. Ошибочное отождествление себя с телом и умом порождено тремя гунами материальной природы. Поэтому, пока человек не достиг трансцендентного уровня, на котором он непосредственно воспринимает душу, он должен вести жизнь в гуне благости. Чем больше гуны благости, тем яснее человек понимает религиозные принципы и может применять их на практике. А в ходе такой практики в сердце человека пробуждается трансцендентное знание»3.

Иными словами, с уровня гуны благости легко подняться до чистой благости (вишуддха-саттва) — трансцендентного уровня, свободного от малейшей примеси низших гун (тамаса праджаса). Дело в том, что человек, пребывающий в саттва-гуне, способен так построить свою духовную жизнь, что уничтожается безбожие и естественным образом наступает духовное прозрение. Гуна* благости подобна трамплину, с которого можно попасть на трансцендентный уровень. Находясь под влиянием низших гун, страсти и невежества, перейти непосредственно на духовный уровень практически невозможно.

Вишванатха Чакраварти Тхакур поясняет, что раджо-гуна и та* мо-гуна являются причиной пяти серьезных препятствий, из-за ; которых врата в трансцендентное остаются наглухо закрытыми:

1. Лайа — склонность засыпать во время повторения, слушания и памятования.

2. Викшепа — рассеянность, которая не дает погрузиться в повторение.

3. Апратипатти — постоянная нехватка энтузиазма, из-за чего невозможно толком заниматься преданным служением, даже когда не мешают сонливость и рассеянность.

4. Кашайа — возвращение старых привычек, таких как гневливость, жадность или гордыня.

5. Расасвада — отсутствие интереса к расе, особому исполненному блаженства вкусу, сопровождающему наши духовные отношения с Кришной4.

Человек, столкнувшийся с этими препятствиями, не способен отведать нектара сознания Кришны. Конечно, все преданные когда-либо сталкивались с этими пятью назойливыми гостями и в отчаянии спрашивали себя: а сможем ли мы когда-нибудь избавиться от них? Единственный выход — это подняться до уровня гуны благости, оставив позади раджас и тамас, породившие эти препятствия. Преданные, пребывающие в гуне благости, становятся абсолютно счастливы. Достигнув этой ступени, они видят, что теперь подняться на трансцендентный уровень беспримесной благости стало гораздо легче.

Вспомнив, через что пришлось пройти нашему Движению за последние тридцать пять лет, мы поймем, насколько трудно человеку в гуне невежества сразу подняться на уровень трансцендентного осознания Бога. В начале своей духовной жизни такие люди благодаря особой милости Кришны могли испытывать некий эн-I у миазм, но у них не получалось долгое время поддерживать стабильность в садхане. Так они возвращались туда, откуда когда-то начинали свои духовные поиски.

У духовного падения может быть множество причин, и самой действенной профилактикой против этого является саттва-гуна. Шрила Прабхупада говорит:

«Нельзя стать преданным, не обретя, по крайней мере, качеств брахмана… Но это еще не предел… Чтобы понять Личность Бога, Кришну, человек должен превзойти уровень брахмана и достичь уровня васудевы… Когда квалифицированный брахман на самом деле становится вайшнавом, обретя истинную, свободную жизнь, он может узнать, что в действительности представляет собой Личность Бога»5.

Практикуя повторение гаятри, мы поймем, насколько нам нужны качества благости. Эти качества, помимо всего прочего, включают в себя умиротворенность и самообладание. Без них мы не i можем прогрессировать. Обязанностью брахмана, к примеру, является повторение гаятри-джапы три раза в день, во время сандхьи (об этом мы расскажем чуть позже). Тот, кто все еще находится под сильным влиянием страсти и невежества — а значит не разнил в себе умиротворенность и самообладание, — не сможет с регулярностью следовать этому наставлению. В результате он, сам того не желая, будет наносить оскорбления Божествам, повелевающим этими мантрами, и через какое-то время Они лишат этого пепоседу-о’радшана Своей милости. Такие люди не смогут пережить во время повторения мантр трансцендентное озарение и потому со временем обнаружат, что их интерес к духовной практике постепенно угасает.

Саттва-гуна поможет нам достичь ништха-бхакти, стадии, на которой преданное служение сопровождается постоянством, умиротворенностью и самообладанием, а также непоколебимой верой, поддерживаемой духовными озарениями. Разумеется, если мы сосредоточенно занимаемся шраванам и киртанам, тщательно избегая всех оскорблений, мы непременно достигнем стадии ништхи.

Но как избежать оскорблений, если мы все еще находимся под влиянием пяти незваных гостей, которых направили к нам раЬжас и тамас* Если мы осознаем острую необходимость возвыситься до гуны благости, это принесет огромную пользу нашей духовной практике.

Как водитель время от времени должен поглядывать на дорожные указатели, чтобы убедиться, не сбился ли он с пути, так и тот, кто следует по пути бхакти, должен смотреть, избавляется ли он от влияния низших гун и поднимается ли к гуне благости. Если он внимателен, он сможет исправиться и так, при помощи своей духовной деятельности, достигнет желанной цели.

Шрила Шридхара Свами дает нам важный совет по поводу того, на какие признаки в себе надо смотреть, чтобы убедиться, на верном ли мы пути:

«Самый важный критерий относительно того, следует ли обращаться с тем или иным человеком как с брахманом или же представителем другой варны, заключается в наличии или отсутствии самообладания и других подобных брахманических качеств»6.

Можно с уверенностью заключить, что получить настоящий духовный опыт в сознании Кришны мы сможем только тогда, когда утвердимся в гуне беспримесной благости, и общепринятый способ достичь этой стадии — развитие саттва-гуны, избавляющей нас от опасного влияния гун невежества и страсти. Кришна подтверждает это в Своих наставлениях Уддхаве:

саттвенанйатамау ханйат
саттвам саттвена чаива хи
саттвйд дхармо бхавед врддхат
пумсо мад-бхакти-лакшанах
дхармо раджас тамо ханйат
саттва-врддхир ануттамах
ашу нашйати тан-муло
хй адхарма убхайе хате

«Развивая в себе материальную благость, можно одолеть гуны страсти и невежества, а взращивая трансцендентную благость, можно избавиться даже от материальной благости. Когда живое существо утверждается в гуне благости, оно становится способным следовать религиозным принципам, сутью которых является преданное служение Мне… Религиозные принципы, подкрепленные гуной благости, защищают от влияния страсти и невежества. Когда преодолены страсть и невежество, их изначальная причина — безбожие — устраняется в мгновение ока»7.

Более подробно эта тема раскрывается в Первой песни «Шримад-Бхагаватам» (глава вторая, стихи 19-21). Мы советуем изучить эти стихи вместе с комментариями к ним Шрилы Прабхупады.

Posted in Гаятри-мантры.