Драгоценный камень абсолютной сосредоточенности

В «Харинама-чинтамани» Шрила Бхактивинода Тхакур называет невнимательность первопричиной всех оскорблений святого имени. Эти оскорбления препятствуют естественному росту чистой преданности живого существа. Можно повторять мантру Харе Кришна тысячи лет и при этом, если оставаться невнимательным, так и не получить высшее благо чистого сознания Кришны.

Те же законы действуют и по отношению к гаятри-джапе. Можно долгое время повторять священные гаятри-мантры, но, если быть невнимательным, это не принесет никакой практической пользы. Правила сохранения внимательности здесь те же, что и при повторении святого имени. И поскольку я уже подробно изложил эти правила в своей книге «Океан нектара святого имени», здесь я лишь вкратце затрону их, чтобы еще раз побудить преданных постараться изо всех сил полностью сосредоточиться на повторении гаятри и святого имени.

Невнимательность — синоним пренебрежения. Поэтому в священных писаниях для обозначения невнимательности используется резкое слово прамада, «безумие»35. Если кто-то приглашает к себе важного гостя, а потом не уделяет ему внимания и занимается какими-то своими делами, такого хозяина сочтут либо невежей, либо оскорбителем. Зачем он пригласил гостя, если не хочет обращать на него внимания? Этот пример описывает состояние нашего ума, когда мы приглашаем в свое сердце Кришну, повторяя гаятри- или нама-джапу, а потом занимаемся посторонними делами, забывая о Кришне. Быть невнимательным во время повторения мантры — это одна из форм безумия. Невнимательность бывает трех видов:

1. Аудасйнйа: равнодушие, отсутствие интереса. Такие люди занимаются преданным служением с неохотой, словно из-под палки. Лучший способ преодолеть аудасинъю — найти прибежище в садху-санге, особенно в обществе тех, кто повторяет гаятри серьезно и увлеченно.

2. Джафйа: лень и апатия. Главным признаком лени является отсутствие энтузиазма. Как подзарядить свой энтузиазм? Подобно странникам, нашедшим в пустыне оазис, где можно пополнить запасы воды, преданные могут восстановить свой энтузиазм, посещая источники энтузиазма. Общайтесь с серьезными преданными Кришны, укрепляйте свою садхану и, самое главное, слушайте повествования о Господе Кришне! Кришна-катха влияет на душу подобно паломничеству в святое место. Избегать таких визитов к кладезям энтузиазма равносильно духовному самоубийству. Если же регулярно совершенствоваться в этом, можно избавиться от духовной апатии и плениться Кришной.

3. Викшепа: рассеянность. Преданные, вместо того чтобы сосредоточиться на джапе, смотрят по сторонам. Избавиться от викшепы можно, если повторять мантры в спокойной обстановке, где ничто не отвлекает, например перед священным деревцем туласи, в обществе серьезных преданных или же в уединении.

Следует решительно настроиться на то, чтобы победить этих ментальных воров, крадущих плоды повторения святого имени и гаятри-мантр. Достигнув успеха в своих попытках, мы насладимся вкусом сладкого нектара абсолютной сосредоточенности.

Смарана — медитация

Человек, погруженный в шраванам и киртанам, естественным образом достигает стадии смаранам, памятования и глубоких размышлений о Кришне. В традиции Гаудия-вайшнавов смаранам принято всегда практиковать в соединении с нама-санкиртаной, поскольку медитировать правильно садхака сможет лишь в том случае, если ум его в достаточной степени очистился повторением святого имени. «Медитировать правильно» — значит избавиться от мирских представлений и происходящей от них привычки делить мир на приятное и неприятное. Джива Госвами говорит, что смаранам можно заниматься двумя способами36:

1. Сварасикй. Непроизвольная медитация, в которой человек следует естественному течению рас, которые одна за другой проявляются в его чистом уме. (Сва значит «собственный», а-расики — «следуя за расой».) Это уровень совершенной рагануга-бхакти.

2. Мантропасана. В этом случае преданный получает помощь от мантры, по-особому обращенной к Кришне (упасана означает здесь «восторженное отношение или поклонение»; буквальный смысл этого слова — «сидя или пребывая рядом»). Повторяя такую мантру, человек медитирует на Кришну в соответствии с конкретным значением этой мантры.

Объясняя, чем различаются эти два вида медитации, Шрила Джива Госвами рисует такую картину:

татра нана-лйла-праваха-рупатайа сварасикй гангева. экаика-лйлатматайа мантропасана-майй ту лабдха-тат-самбхава-храда-шренир ива джнейа.

«Сварасику можно сравнить с потоком Ганги, поскольку в такой медитации многообразные игры Господа (нана-лйла) постоянно сменяют друг друга. Мантропасана, в свою очередь, напоминает ряд озер (храда-шрени), образованных Гангой, каждое из которых наполнено одной конкретной пилой (эка-эка-лйла-атматайа). Поскольку в процессе повторения мантры человек обычно медитирует на одну из таких лил, эту практику называют мантропасана-майй»37.

Иными словами, в процессе мантропасаны человек медитирует на какое-то одно качество или одну лилу Господа Кришны и подкрепляет свою медитацию тем, что мысленно погружается в значение конкретной мантры. Гаятри-мантры идеально подходят для мантропасаны, как мы увидим это из следующих глав, где речь пойдет об их внутреннем смысле.

Практика сварасикй — не для новичков. Олицетворением совершенства в этой практике (сварасикй-сиддхи), по утверждению Шрилы Бхактивиноды Тхакура, являются «неугомонные» гопи Голоки Вриндаваны:

«Необычайно целомудренные и неугомонные гопи Враджа — сокровище сварасика-сиддхи. Этого уровня не достичь с помощью медитации, которой обычно занимаются йоги, или с помощью знания, которое взращивают имперсо-налисты. На этом уровне можно непосредственно лицезреть Господа во время Его полуденных игр. О слуги лотосных стоп Радхи! Пожалуйста, научите меня так служить Шри Радхе, чтобы мое служение было уместным»38.

Смаранам подразделяется на пять ступеней, которые соответствуют уровням внутренней погруженности садхакиЬ9. Проходя последовательно через эти стадии, человек может подняться до высочайшего уровня, на котором он увидит Кришну лицом к лицу:

1. Смарана — это начальная стадия, на которой человек сознательно пытается сосредоточить свой ум на именах Шри Хари, Его образах и т.д. Поскольку ум новичка неуправляем, возбужден и беспокоен, медитация на этом уровне постоянно прерывается отвлекающими мыслями. Способность концентрироваться — ограниченная.

2. Дхарана, поглощенность. Благодаря неоднократным усилиям садхака начинает очищать свой ум и теперь способен хотя бы время от времени отстранять его от внешних объектов и сосредоточивать на Господе, помня о Нем в общих чертах.

3. Дхйана, медитация, — это поглощенность, достигшая зрелости. В то время как на стадии Ьхараны ум сосредоточен на Господе в целом, во время дхьяны человек способен размышлять о конкретных Его проявлениях: именах, облике и т. д.

4. Дхрува-анусмрти, постоянное памятование. Такая способность развивается, когда садхака научается медитировать (или повторять мантру) без оскорблений (дхрува значит «постоянный, твердый», ану — «идти по стопам предыдущих ачарьев», смрти — «память»). Медитация на удивительные качества Кришны вызывает в активной памяти непрерывный и непринужденный поток нектара, переполняющий сердце преданного трансцендентным блаженством.

5. Самадхи — духовный экстаз, зрелая стадия дхрува-ану-смрити. На этой стадии преданный способен, не прилагая усилий, пребывать в глубокой медитации на Кришну и быть полностью поглощенным мыслями о Нем. Шри Кришна становится единственным объектом мыслей, чувств и желаний преданного.

Совершенство самадхи в сознании Кришны называется апана, «абсолютным внедрением». На этой стадии внутренняя энергия Господа уничтожает все остатки материальных идей и отождествлений, которые до этого сохранялись в сердце преданного. Преданного больше не беспокоят приятные или неприятные события этого мира, и он достигает трансцендентного уровня бхавы, погружаясь в постоянную медитацию на Радху-Кришну во Вриндаване. Бхава — это према на стадии цветения, и, когда бхава развивается и созревает, самадхи приводит человека на уровень премы. Мы можем достичь такого самадхи, повторяя гаятри-мантры.

Posted in Гаятри-мантры.