Духовный опыт и его зависимость от нашей медитации

Глава вторая

Подготовка к повторению гаятри-мантр

Духовный опыт и его зависимость от нашей медитации

Гаятри-мантры, особенно брахма-гаятри, читают практически во всех духовных школах, храмах и ашрамах Индии. В наше время эти мантры известны также за пределами их исторической родины. Отсюда и множество толкований, мнений, объяснений и методик повторения этих мантр. Поэтому, прежде чем перейти к описанию практики, мне хотелось бы привести точку зрения нашей духовной традиции.

В любом начинании человек должен знать цель и средства достижения этой цели. Не зная этого, где мы окажемся? Шрила Прабхупада приводит простую аналогию с греблей на лодке: если мы потеряли из виду цель, мы будем просто плавать по кругу и никуда не приплывем. Аналогичным образом, когда мы повторяем гаятри-мантры, важно знать саЬхью (цель) и садхану (методы и правила, которые помогут нам достичь цели).

Повторяя в уме гаятри-мантры, преданный должен сознавать, к какой именно из множества форм Господа он обращается. Господь Брахма, моля Шри Вишну о даровании ему созидательной силы, описывает, как Господь раскрывает Себя преданному в той форме, на которую преданный медитирует:

йад-йад-дхийа та уругайа вибхавайанти тат-тад-вапух пранайасе сад-ануграхайа

«О мой Господь, Ты столь милостив к Своим преданным, что предстаешь перед ними в той вечной трансцендентной форме, на которую они постоянно медитируют, размышляя о Тебе»1.

Итак, духовный опыт зависит от нашей медитации. В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет:

«Здесь говорится, что Господь предстает перед преданным в той форме, которой преданный желает поклоняться. Это значит, что Господь повинуется желаниям Своего преданного, вплоть до того что являет Себя ему в том облике, в каком Его хочет видеть преданный».

Шри Чайтанья Махапрабху объяснял то же самое Венкате Бхатте:

эка йшвара — бхактера дхйана-анурупа эка-и виграхе каре нанакара рупа

«Между трансцендентными формами Господа нет никакой разницы. Своим существованием они обязаны разным видам привязанности, которую к Господу питают разные преданные. В действительности Господь один, однако Он проявляет Себя во множестве форм, просто чтобы доставить удовольствие Своим преданным»2.

Чтобы показать, каким образом Верховный Господь проявляется во множестве образов, Чайтанья Махапрабху прибегнул к аналогии с драгоценным камнем вайдуръя, который, в зависимости от оправы, меняет цвет. Эту оправу можно сравнить с особыми настроениями, присущими тем или иным верующим. Господь цитирует следующий стих из «Шри Нарада-панчаратры»:

манир йатха вибхагена нйла-пйтадибхир йутах рупа-бхедам авапноти дхйана-бхедат татхачйутах

«В разных оправах камень вайдурья меняет цвет и потому выглядит по-разному. Аналогичным образом в соответствии с экстатической медитацией преданного Господь принимает разные облики, хотя в сущности Он один»3.

В «Веданта-сутре» приводится другая аналогия:

стхана-вишешат пракйшади-ват

«Подобно тому как солнечные лучи воспринимаются в разных местах по-разному, единого Господа также воспринимают по-разному»4.

Как же нам понять эту истину? Хотя Кришна един, Он чудесным образом являет Себя преданному в облике, который зависит от умонастроения преданного. Сам Господь подтверждает это:

йе йатха мам прапаЬйанте тамс татхаива бхаджамй ахам мама вартманувартанте манушйах партха сарвашах

«Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его. Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притхи»5.

Шри Вриндавана дас Тхакур коротко излагает эту истину в следующей формуле:

йерупа чинтйе дасе сеи рупа хайа

«Господь является слуге в том облике,, на который тот медитирует»6.

Таким образом, следует понимать, что наша садхана приведет к желанной цели только в том случае, если, выполняя различные ее аспекты (особенно это касается шраванам и киртанам), мы постоянно, с безграничной верой медитируем на эту цель. Шри Кришна подчеркнул это в Своих наставлениях Господу Брахме. Выслушав знаменитые молитвы Брахмы, «Брахма-самхиту», Господь сказал:

йадршй йадршй шрадЬха сиддхир бхавати тадршй

«До какой степени человек разовьет в себе веру, такой степени совершенства он и достигнет (посредством садханы)»7.

Чтобы проиллюстрировать, как Господь являет Себя преданному в соответствии с его медитацией, Джива Госвами рассказывает об одном примечательном случае8. Это история о возвышенном брахмане Вишваксене, который странствовал по свету, избавившись от всех материальных привязанностей. Однажды, зайдя в какой-то дремучий лес, он столкнулся там с юным сыном вождя дикарей. Юноша, узнав, что перед ним брахман, умеющий проводить разные виды пуджи, чрезвычайно обрадовался, поскольку (как объяснил он Вишваксене) сам не смог сегодня провести поклонение Господу Шиве, ибо проснулся тем утром с ужасной головной болью. Грубым, приказным тоном молодой дикарь велел Вишваксене провести в его доме пуджу, но тот отказался: «Я предан исключительно Господу Хари. Я не могу поклоняться никому, кроме моего ишта-девы, возлюбленного Господа моего сердца, Шри Вишну. Найди кого-нибудь другого, чтобы он поклонялся твоему Господу Шиве». Услышав отказ, дикарь пришел в ярость, выхватил меч и снова потребовал, чтобы Вишваксена провел пуджу, а в противном случае пригрозил его убить.

Вишваксена оказался в трудной ситуации. Он не хотел расставаться с жизнью, но при этом также не хотел нарушать свои духовные принципы. Что ему было делать? Хорошо все взвесив, он согласился провести пуджу. Он сел перед шива-лингамом, но, прежде чем начать поклонение, подумал про себя так: «Господь Шива отвечает за гуну невежества и уничтожает вселенную в конце творения. Кроме того, он увеличивает влияние гуны невежества. А Господь Нрисимхадев уничтожает демонов, которые находятся всецело во власти тамо-гуны. Этот гневливый юноша, несомненно, находится под влиянием низших гун природы, и по натуре своей он демон. Поэтому, хотя внешне я буду проводить пуджу Господу Шиве, в своем сердце я буду поклоняться Господу Нри-симхадеву. Поскольку Господь Шива — лучший преданный моего Господа, Шри Нрисимхадев пребывает в его сердце и, конечно же, будет присутствовать на этой пудже».

Сомнения ушли, и брахман, чтобы призвать милость Господа Крисимхадева, начал повторять мантру: ом хрйм кшраум уграм айрам маха-вишнум… — при этом проводя ритуал подношения цветов шива-лингаму.

Когда молодой дикарь, стоявший рядом, услышал, что брахман повторяет мантру, призывающую какого-то другого бога, он пришел в ярость и замахнулся мечом, желая обезглавить Вишваксену. В тот же миг шива-лингам раскололся на куски и оттуда появился разгневанный Господь Нрисимхадев. Так Вишваксена был спасен, а разбойник уничтожен.

В Южной Индии до сих пор стоит знаменитый храм, где поклоняются этой форме Господа, Линга-Спхота-Нрисимхадеву, «Господу Нрисимхадеву, который появился из лингама».

На примере этой истории мы можем понять, что Господь явится нам в соответствии с характером нашей медитации на Него. Эта глубокая духовная тайна имеет огромное значение в нашем повторении гаятри-мантр, которые неотличны от Шри Кришны. Мантры можно повторять с разными намерениями, и с одной и той же мантрой можно обращаться к разным личностям. К примеру, повторяя брахма-гаятри, один будет взывать к Сурьядеву, другой — к Сурья-Нараяне, а третий — к Господу Кришне. Иначе говоря, при помощи одной и той же мантры разные люди обретут разные плоды. Шри Вриндавана дас Тхакур говорит об этом в связи с поклонением Господу Чайтанье:

йе мантрете йе ваишнава ишща дхйана каре сеи мата декхайе тхакура вишвамбхаре

«Преданный видит Господа Вишвамбхару в соответствии с мантрой, которую он произносит, когда размышляет о своем почитаемом Господе»9.

Среди бесчисленных способов поклонения и медитации мы должны сохранять ясное понимание своей собственной садхьи и садха-ны. Только тогда мы сможем достичь желанной цели. В противном случае мантры уведут нас куда-нибудь в другое место, а то и вовсе окажутся бесполезными. Шрила Бхактисиддханта Сарасва-ти Тхакур также подчеркивал, насколько важно помнить о цели садханы:

«Только тот, кто продолжает следовать основополагающей практике бхакти> не теряя из виду цель — совершенное состояние преданности, может приблизиться к желанному объекту всех усилий. Никто другой этого не обретет»10.

Эта книга познакомит читателя с традицией Гаудия-вайшнавов. Она поможет обрести подлинный духовный опыт тем, кто получил посвящение в этой прославленной сампрадае. Конечно, этим мы никоим образом не собираемся принижать другие духовные школы и традиции, в которых повторяют гаятри-мантры.

Posted in Гаятри-мантры.