Эффект повторения гаятри

Освобождение и настоящая жизнь

Как говорилось выше, гаятри освобождает нас из плена материальной жизни: гайантам трайате йасмад гайатри твам татах смрта. Для обусловленной души, туго связанной путами могущественной материальной энергии, нет большего облегчения, чем освобождение от них. Материальная энергия — чуждая среда для души, и, подобно тому как заключенный испытывает облегчение, когда ему позволяют покинуть неестественные для него условия неволи и вернуться к нормальной жизни, душа чувствует облегчение, когда освобождается из царства материи.

Однако представление о том, что освобождение — это всё, чего можно достичь, есть взгляд с негативной точки зрения. Таков взгляд заключенного. Освобождение избавляет нас от материальных страданий, но не более того. Такое представление в конечном счете приводит к философии имперсонализма: полному отрицанию разнообразия, деятельности и даже индивидуальности. Где же, в таком случае, настоящая жизнь?

Если взглянуть на освобождение с точки зрения вайшна-вов, возникает иная картина — со знаком плюс. В «Шримад-Бхагаватам» мукти определяется как муктир хитвйнйатха-рупам сварупена вйавастхитих, «пребывание в своем естественном положении вечного слуги Кришны»5. Для вайшнава освобождение — нечто большее, чем просто отрицание материального бытия.

Обрести освобождение — значит получить доступ к трансцендентному любовному служению Кришне. Такое освобождение приносит настоящую жизнь, настоящую деятельность и настоящие отношения между настоящими личностями. Существо, получившее освобождение, настолько погружается в свою новую жизнь, что тут же забывает темную, душную клетку прежней обусловленной жизни. Шрила Прабхупада описывает это следующим образом:

«Трансцендентное служение Господу настолько удивительно, что занятость таким служением постоянно поддерживает богатую эмоциональную жизнь преданного, который заслужил это, и бережет его связь с Абсолютом. Таким образом, любовь к Богу, пробуждающаяся в сердце преданного, — это великое таинство»6.

Именно это мы имеем в виду, когда говорим об «освобождении со знаком плюс». Такое освобождение не ограничивается одним только прекращением материальной жизни, но подразумевает исполненные любви взаимоотношения с Кришной. Однажды Шрила 11рабхупада с чувством сказал:

«Вот истинная потребность: говинда-вирахена ме — Говинда! Нам нужен Говинда. А Он никогда не бывает один. Снова жизнь, снова Вриндаван, снова гопи, снова танец, снова пир, снова и снова. Вот истинная потребность»7.

Итак, говоря о гаятри как о мантре, которая освобождает из плена материальной жизни, мы имеем в виду вайшнавское представление об освобождении, то есть подразумеваем под этим понятием беспримесное, чистое, трансцендентное, исполненное любви служение Шри Шри Радхе-Кришне.

Двойное благословение

Хотя гаятри предназначена для того, чтобы избавить человека от илияния материи, она помогает исполниться и всем его желаниям, даже если они имеют материальный оттенок. Не имеет значения, насколько велики или необычны эти желания, — возможности гаятри в этом смысле неограниченны. В «Брахма-самхите» описано, как при помощи гопала-мантры Господь Брахма смог сотворить материальный мир.

Как это понимать? Почему мантра, которая, казалось бы, должна избавить нас от всякого влияния материи, одновременно с этим исполняет наши материальные желания? Ответ на этот вопрос содержится в истории Господа Брахмы. После того как Брахма получил от Сарасвати-деви (супруги Господа Нараяны) гопала-мантру, она сказала ему: «О Брахма, эта мантра, несомненно, исполнит твое заветное желание»8. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати комментирует это следующим образом:

«В ней (мантре) можно выделить две стороны. Во-первых, ей свойственно побуждать чистую душу стремиться к все-привлекающему Шри Кришне, повелителю Гокулы и божественных пастушек (гопи)… Если преданный свободен от всех мирских желаний и жаждет служить Господу, его заветное желание (желание любви к Кришне) исполняется.

Но даже в том случае, когда склонности преданного нельзя назвать чистыми, эта лучшая из всех мантр исполняет его заветные желания. Трансцендентная кама-биджа есть часть божественного логоса, пребывающего на Голоке, и та же кама-биджа, искаженно отраженная в мирских делах, исполняет всевозможные желания, свойственные материальному миру».

Иначе говоря, наши материальные желания суть искаженные отражения нашего изначального желания общаться с Господом и служить Ему. Поэтому, хотя гаятри-мантры предназначены для того, чтобы исполнять наши чистые, трансцендентные желания, в том случае, если сознание повторяющего блуждает по материальному миру и отражает только материальный мир, мантры исполнят и его материальные желания. Повторяя гаятри, пожалуйста, следите за своими мыслями!

Брахма, вне всякого сомнения, личность неординарная, поэтому неординарны и его материальные желания. Брахма — господин созидания. Ему не нужен дом с садом, собака и бассейн, о которых мечтает среднестатистический житель «цивилизованных» стран. Брахма чувствовал неотступное желание создать вселенную. А поскольку он еще и великий преданный Господа Кришны, он хотел задействовать свои творческие возможности в служении Ему. Хотя желания Брахмы были безмерно велики и до некоторой степени преследовали материальные цели, благодаря могуществу гаятри-мантр все они исполнились.

Но это лишь одна сторона благословения, которое получил Брахма. Другая же состоит в том, что, благодаря повторению мантр и преданному служению, заключавшемуся в сотворении вселенной, мотивы его поступков, постепенно очищаясь, становились другими: материальная корысть сменялась любовью к Кришне.

Так при помощи силы мантр Кришна воздействует на обусловленные души. Кришна знает, что, если исполнять материальные желания, которые отдаляют обычных людей от служения Ему, это не сделает людей счастливыми. Поэтому, исполняя желания Своих преданных, Кришна одновременно с этим очищает их, чтобы в конце концов преданным нужны были только Его лотосные стопы.

Полубоги, моля о возможности родиться в Бхарата-Варше (на Земле) в человеческих телах (поскольку это дает прекрасные возможности для самопознания), говорят о том же самом:

сатйам дишатй артхитам артхито нрним
наивартхадо йат пунар артхитй йатах свайам видхатте бхаджатам аниччхатам иччхапидханам ниджа-пада-паллавам

«Верховный Господь исполняет материальные желания преданного, если тот просит Его об этом, однако Он никогда не дает преданному таких благословений, которые заставили бы его вновь обращаться к Господу с мирскими просьбами. Но при этом Господь всегда готов даровать преданному прибежище у Своих лотосных стоп, даже если сам преданный и не ищет этого прибежища. Укрывшись под сенью стоп Господа, преданный чувствует, что все его желания исполнились, — такова особая милость Верховной Личности Бога»9.

Всякий раз, когда преданный молит Кришну исполнить какое-то; желание, продиктованное корыстными мотивами, Господь, конечч но же, исполняет его, но при этом не дает Своему преданному ничего такого, что, принеся ему наслаждение, побудит его вновь просить о материальных благословениях. Если преданные хотяИ наслаждаться сами, отдельно от Кришны, но все еще служат Ему* Господь принуждает их укрыться у Своих лотосных стоп, и таЦ они забывают обо всех своих прочих желаниях. Рассказывая о том^ как сострадателен Кришна, Шри Чайтанья Махапрабху облекает < Свои мысли в следующие нежные слова:

«Человек, который с трансцендентной любовью служит Мне, но при этом стремится к материальным наслаждениям, поистине глуп. Он подобен тому, кто отказывается от амброзии, предпочитая выпить яд. А поскольку Я очень разумен, с чего это Я должен давать этому глупцу материальные богатства? Вместо этого Я сделаю так, что он изведает нектара, найдя прибежище у Моих лотосных стоп, и забудет об иллюзорных мирских удовольствиях»10.

Кришна действительно может исполнить наши материальные желания, когда мы повторяем гаятри-мантры. Но сделает Он это так,, чтобы мы очистились и в конце концов «устремились к всепривле-кающему Шри Кришне» (по выражению Шрилы Бхактисиддханты Махараджа). Такое двойное благословение испытал на себе Господь Брахма, когда повторял гопала-гаятри, и Гопа-Кумар также пережил нечто подобное. Когда благодаря могуществу этой мантры желания их исполнились, и Брахма, и Гопа-Кумар полностью вверили себя Господу.

Из личного опыта

И гот момент, когда я писал эти строки, Кришна дал мне возможное ть самому испытать на себе могущество гаятри-мантр и их (пособность исполнять материальные желания. Тогда, во время t моей карттша-враты, я жил на уединенном острове у берегов Хорватии и каждый день совершал оздоровительные пешие прогулки по живописной сельской местности. Однажды, сойдя с дороги, я оступился и глубоко поранил ногу. Зная о том, что инфекция может помешать моей духовной жизни и моему служению, и не желая покидать восхитительный остров ради лечения, я решил провести эксперимент. Повторяя гопала-гаятри, я в мыслях обра-I и лея к Господу с просьбой: «Дорогой Господь, сделай, пожалуйста, гак, чтобы рана поскорее зажила и в нее не попала инфекция».

Высказав про себя эту просьбу, я продолжил повторять джапу. Прошло около часа. Я закончил свои круги и взглянул на рану. I Ьразительно! Всего за какой-то час она практически затянулась, и на ней уже начала образовываться корка. Там не было ничего похожего на гной, и рана перестала меня беспокоить.

Нечто подобное со мной случилось, когда я совершал паломничество в Гималаи. Оступившись на горной тропе, я обнаружил себя беспомощно лежащим на земле, в четырех метрах от дороги, и боль, которую я испытывал, была мне знакома: «Это, по меньшей мере, разрыв связки, а может и перелом стопы. Где же я возьму гипс в горах?» Единственной «лечебницей» для меня оставалась гопала-мантра. Целый час я робко повторял ее, помня о том высоком стандарте, которого придерживался Шрила Прабхупада: просить Кришну только о духовных, а не о «медицинских» благословениях. Но, закончив повторять мантру, я почувствовал, что исцелился, и смог продолжать свой путь, лишь слегка прихрамывая.

Но такие чудеса — только незначительный побочный продукт гаятри. Не будем забывать об истинной цели жизни, о которой Шрила Прабхупада так замечательно сказал:

«Подлинная цель жизни — вернуться домой, к Богу, и жить там вместе с Верховной Личностью Бога, играть с Верховной Личностью Бога, танцевать с Верховной Личностью Бога и есть с Верховной Личностью Бога. Все это формы ананды, духовного блаженства, исполненного духовного разнообразия… Достичь высшей цели можно, только преданно служа Господу. И если человек посвящает себя преданному служению, Господь Сам объясняет ему, как вернуться домой, к Богу»11.

Возвращение домой, обратно к Богу, — вот что заживит все наши раны: и те, от которых мы страдали в прошлом, и те, от которых страдаем сейчас, и те, от которых нам предстояло бы пострадать в будущем.

Posted in Гаятри-мантры.