Гаятри и «Шримад-Бхагаватам»

Гаятри-мантры, в первую очередь брахма-гаятри, тесно связаны со «Шримад-Бхагаватам», который считается комментарием на гаятри-мантры и потому поможет нам лучше понять их:

артхо ‘йам брахма-сутранам бхаратартха-винирнайах гайатри-бхашйа-рупо ‘сау ведартха-парибхрмхитах

«Смысл „Брахма-сутры» (Веданта-сутры) изложен в „Шримад-Бхагаватам». Там же содержится исчерпывающий комментарий на „Махабхарату». Есть в нем и комментарий на брахма-гаятри-мантру, дополненный всем ведическим знанием»12.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур отмечает то же самое:

«Значение, или глубинный смысл, гаятри-мантры раскрыт в первом стихе „Шримад-Бхагаватам». Этот стих известен как мангалачарана, „несущее благо воззвание»»13.

Шрила Джива Госвами объясняет подробнее, как брахма-гаятри соотносится со «Шримад-Бхагаватам»:

йасмад эвам бхагават-парах тасмад эва «йатрадхикртйа
гайатрим» ити крта-лакшана-шрй-бхагавата-нама
грантхах шрй-бхагават-парайа гайатриа бхашйа-рупо ‘сау.

«„Шримад-Бхагаватам» описывают как „начинающийся с брахма-гаятри-мантры». Следовательно, он служит комментарием (бхашъей) на брахма-гаятри14. А поскольку „Шримад-Бхагаватам» посвящен исключительно Шри Бхагавану, Господу Кришне, брахма-гаятри тоже посвящена Шри Кришне»15.

брахмадйнам буддхи-вртти-преракатвенабхидханад
гайатри-артхопалакшитена дхймахйти гайатри-
паденаива йатхопакрамам упасамхаран гайатриа
апй артхо ‘йам грантха ити даршайати

«В начале „Шримад-Бхагаватам» (1.1.1) и в конце его (12.13.19) повторяется слово дхймахи, и тем самым здесь дается отсылка на брахма-гаятри-мантру, молитву о просветлении, которую произносят великие личности, такие как Господь Брахма. Отсюда следует, что „Шримад-Бхагаватам» — это комментарий на брахма-гаятри-мантру»16.

Как следует понимать утверждение, что «Шримад-Бхагаватам» начинается с брахма-гаятри? Джива Госвами объясняет17, что каж- дое слово брахма-гаятри (кроме девасйа) имеет свое соответствие в первой шлоке «Шримад-Бхагаватам»; можно даже сказать, что в этом стихе содержится более развернутоехобъяснение смысла брахма-гаятри. Рассмотрим следующую таблицу:

Брахма-гаятри и «Шримад-Бхагаватам», 1.1.1

джанмадй асйа йато ‘нвайад
итараташ чартхешв абхиджнах сварат
тене брахма хрда йа ади-кавайе
мухйанти йат сурайах
теджо-вари-мрдам йатха
винимайо йатра три-сарго ‘мрша
дхамна свена сада нираста-
кухакам сатйам парам дхймахи

«Шримад-Бхагаватам», 1.1.1


ом

джанмадй асйа йотах йатра три-сарго ‘мрша сеарат парам сатйам дхймахи

тене брахма хрда йах

Радхамохана Таркавачаспати, комментатор из школы Гаудия-вайшнавов, живший в восемнадцатом веке, в своем комментарии на первый стих «Бхагаватам» приводит несколько иную схему. Его параллели такие:

Брахма-гаятри «Шримад-Бхагаватам», 1.1.1

бхур бхуеах свах тот

савитур

варенйам

бхаргах

дхймахи

дхийо йо нах прачодайат

тот савитур

девасйа

дхийо йо нах прачодайат

ом бхур бхуеах свах

бхаргах

варенйам дхймахи джанмадй асйа йотах

(слово савитух относится к корню,

или первоисточнику, всего сущего)

сеарат (самосветящийся, не требующий энергии извне)

тене брахма хрда (соотносится

с прачодайат в значении «вдохновлять»)

йатра три-сарго ‘мрша (слово три-сарга указывает на три типа творения)

сатйам (сияющий, или поддерживающий)

парам (высший, лучший)

дхймахи

С брахма-гаятри соотносится не только первый стих «Шримад-Бхагаватам», но и четыре его главных стиха, называемых чатур-шлокой18. В этих четырех стихах, которые Кришна произнес в Своем разговоре с Брахмой, во всей полноте содержатся все истины «Бхагаватам». Шри Чайтанья Махапрабху в Своих наставлениях Пракашананде Сарасвати объяснил, почему Шрила Вьясадева составил «Шримад-Бхагаватам» как комментарий на гаятри-мантры:

«Смысл звуковой вибрации „омкара» представлен в мантре гаятри. Этот же смысл подробно объясняется в четырех шлоках „Шримад-Бхагаватам», известных как „чатух-шлокй».

Все, что Верховный Господь сказал Господу Брахме в этих четырех стихах „Шримад-Бхагаватам», Господь Брахма в свою очередь объяснил Нараде. Все, что Господь Брахма рассказал Нараде Муни, тот передал Вьясадеве. Вьясадева же тщательно обдумал все, что услышал от Нарады Муни.

Шрила Вьясадева счел, что все, что Нарада Муни рассказал ему об омкаре, он должен подробно объяснить в „Шримад-Бхагаватам», книге, которая стала своего рода комментарием к „Брахма-сутре»»19.

В своем комментарии Шрила Прабхупада пишет:

«Звук омкара является корнем всего ведического знания. Омкара называется еще маха-вакъей, или высшим звуком. Все тонкости омкары раскрываются в мантре гаятри. Тот же самый смысл объясняется в „Шримад-Бхагаватам», в четырех шлоках, известных как чатух-шлокй. […] Смысл ведического знания, изначальное слово пранава, объясняется в „Шримад-Бхагаватам». Из этого следует, что в „Шримад-Бхагаватам» заключен смысл „Брахма-сутры» (а также, соответственно, и брахма-гаятри)».

Под конец рассмотрим, как постепенно раскрывается ведическое знание:

1. Первым проявлением ведической истины является омкара, графически представленная символом «Зъ>.

2. Далее та же самая истина обретает облик гаятри-мантр, в частности брахма-гаятри.

3. Затем она проявляется в форме Вед.

4. Затем это знание обобщается в виде «Веданта-сутры», в которой содержится суть Вед.

5. Наконец свое полное выражение суть ведического знания получает в «Шримад-Бхагаватам», совершенном комментарии на «Веданта-сутру». «Бхагаватам» — это безупречное священное писание, при помощи которого можно познать Абсолютную Истину (шрймад-бхагаватам праманам амалам)20.

Posted in Гаятри-мантры.