Гопала-гаятри-мантра

Пословный перевод

сваха — принесение жертвенных даров; кршнайа— Господу Шри Кришне; говиндайа— Господу Говинде; гопй-джана — всех гопи; валлабхайа — возлюбленному.

Литературный перевод

«Я предлагаю свои подношения (сваха) Господу Кришне, Говинде, возлюбленному гопи».

Толкования

Гопала-мантра — самая важная из дикша-мантр. Санатана Госвами, духовный учитель всех Гаудия-вайшнавов, прославил ее в своем знаменитом труде, «Брихад-Бхагаватамрите». Также и в «Хари-бхакти-виласе» есть несколько стихов, в которых описано необычайное могущество этой мантры. Например:

«Стоит гопала-мантре коснуться сердца преданного, как результаты не заставляют себя ждать. Так огонь воспламеняет все, чего коснется»37.

атха шрй-гопаладева-мантра-махатмйам мантрас ту кршнадевасйа сакшад бхагавато харех сарваватара-бйджасйа сарвато вйрйават-тамах

«Теперь услышь о славе гопала-мантры. Господь Кришна — изначальная Личность Бога, семя всех воплощений, и из всех мантр именно Его мантра обладает наибольшим могуществом»38.

Гопала-мантра начинается могущественной биджа-мантрой клим, которая является кама-биджей, семенем всех желаний. Хотя главная цель гопала-гаятри, как объясняет Шрила Бхактисиддхан-та Сарасвати Тхакур39, — «побуждать чистую душу бежать за всепривлекающим Шри Кришной», она может исполнить и материальные желания, если таково будет намерение человека, повторяющего ее. Шрила Вьясадева подтверждает это:

«Десятисложная гопала-мантра — лучшая из мантр. Она останавливает самсару (круговорот рождений и смертей), рассеивает грехи и невежество, дарует победу в сражениях и бесстрашие в лесах и хранит от смерти во время наводнений. Она приносит преданным богатство и процветание. Гопала-мантра награждает силой, смелостью, героизмом, дает человеку прекрасное тело, подобное телу небожителя, и наделяет восемью мистическими совершенствами. Эта мантра усиливает преданность лотосным стопам Шри Кришны»40.

Гопала-гаятри, которую в наши дни повторяют Гаудия-вайшнавы, состоит из восемнадцати слогов. Десятисложная мантра, упомянутая в приведенном стихе, — это гопала-мантра, которую повторял Шри Чайтанья Махапрабху (гопйджанаваллабхайа сваха). Эта мантра входит в состав восемнадцатисложной мантры, и потому обе их называют гопала-гаятри.

Как сказано в приведенном стихе, повторение гопала-мантры может дать человеку всё: от победы в сражении до према-бхакти.

Поэтому для преданного Радхи-Кришны лучше всего будет повторять ее с сильной жаждой обрести величайшее из богатств — чистую любовь к Божественной Чете. В противном случае сила мантры может помочь нам покрепче запутаться в сетях материальной жизни. Чтение книг, подобных «Брихад-Бхагаватамрите», и общение с преданными, обладающими верой, убедит нас, что любовь к Кришне есть высшее из всего, чего можно достичь. Тому, кто повторяет гопала-мантру с чистыми духовными мотивами, эта мантра раскроет облик и игры Кришны в соответствии с индивидуальной расой души.

Несомненно, перспективы открываются блестящие. Не стоит разочаровываться, если эти блага не придут к нам сразу же, как только мы начнем повторять эту мантру. Плоду манго, чтобы созреть, нужно время. То же можно сказать и о плодах повторения мантры — они придут, когда мы созреем. А до тех пор нам нужно с воодушевлением, упорно и терпеливо поклоняться Господу, повторяя эту мантру в положенное время и с полной сосредоточенностью. Следует всегда помнить, что гопала-мантра подобна божественной, сверкающей драгоценности в наших руках, которая, хотя пока и скрыта, готова явить свой блеск в положенный срок.

Шесть составляющих гопала-мантры В «Брахма-самхите» Господь Брахма описывает гопала-мантру как шат-анга — «имеющую шесть частей»41. В своих комментариях Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет эти шесть составляющих:

1. Кршнайа — кршна-сварупа, истинная природа, подлинное «Я» Кришны.

2. Говиндайа — кршнасйачин-майа-враджа-лйла-виласа-сва-рупа, истинная природа трансцендентных игр Кришны во Врадже.

3. Гопйджана — тат-парикара-гопйджана-сварупа, истинная природа Его духовных спутников во Врадже, гопов и гопи.

4. Валлабхайа — тад-валлабха, истинная природа безраздельной преданности Кришне, которую можно развить, если идти по стопам гопи.

5. Сва — шуддха-джйвасйа чид-(джнана)-свару па, истинная природа чистого живого существа, дживы, исполненной духовного знания.

6. Ха — чит-пракртир артхат кршна-сева-свабхава, истинная природа трансцендентного служения Кришне, которая пробуждается с обретением чистого сознания.

Самбандха, абхидхея и прайоджана в гопала-мантре Когда человеку открывается это знание, между ним и Господом Кришной устанавливаются близкие взаимоотношения (самбандха). Затем он достигает уровня ништхи, абсолютного постоянства в практике преданного служения (абхидхея). В конце же он достигает высшей цели (прайоджана) в виде исполненного блаженства служения высшему мужскому «Я» (Шри Кришне) в настроении одной из служанок Радхарани42.

Это описание демонстрирует, каким образом гопала-гаятри раскрывает самбандха-, абхидхея- и прайоджана-таттву. Так, кршнайа предполагает медитацию на Мадана-Мохана, говин-дайа — на Говинду, а гопйджанаваллабхайа — на Гопинатху. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тх’акур выявляет присутствие этих трех аспектов в гопала-гаятри-мантре:

1. [О самбандхе] Смысл в том, что раса есть не что иное, как трансцендентное служение центру всего отдохновения, Шри Кришне, господствующему аспекту Абсолюта, с помощью эго, превращенного в духовную служанку подчиненной половины абсолютного целого [иными словами, душа, чтобы изведать расу, должна осознать себя гопи, служанкой Шримати Радхарани, которая подчинена Кришне]. Такое служение сопровождается чистой преданностью, обрамленной в абсолютное подчинение.

2. [Об абхидхее] На стадии прогресса в преданном служении объектом медитативного поклонения посредством мантры являются лилы на Голоке или в Гокуле.

3. [О прайоджане] На стадии совершенства игры проявляются сами собой как неудержимое трансцендентное празднество43.

Шрила Бхактивинода Тхакур подчеркивает, что в основе нашей духовной практики должно лежать изучение священных писаний и общение с преданными, особенно с теми садху, которые без оскорблений повторяют святое имя.

Медитация

Поскольку гопала-гаятри обращена к Кришне в Его формах : Мадана-Мохана (самбандха-адхидевы), Говинды (абхидхея-адхи-девы) и Гопинатхи (прайоджана-адхидевы), можно практиковать медитацию непосредственно на эти формы Бога, повторяя Их пранама-мантры и склоняясь перед Ними:

джайатам суратау пангор мама манда-матер гатй мат-сарвасва-падамбходжау радха-мадана-моханау

«Слава всемилостивым Радхе и Мадана-Мохану! Они указывают путь даже такому хромому и неразумному человеку, как я, и потому Их лотосные стопы — всё для меня».

дйвйад-врндаранйа-калпа-друмадхах шрймад-ратнагара-симхасана-стхау шрймад-радха-шрйла-говинда-девау прештхалибхих севйаманау смарами

«Во Вриндаване под древом желаний стоит храм из самоцветов, где на сверкающем троне восседают Шри Шри

Радха-Говинда в окружении Своих самых доверенных слуг. Я в глубоком смирении склоняюсь перед Ними».

шрйман раса-расарамбхй вамшй-вата-тата-стхитах каршан вену-сванаир гопйр гопйнатхах шрийе ‘сту пах

«Шри Шрила Гопинатха, явивший миру божественную сладость танца раса, стоит на берегу у Вамшивата и звуками Своей прославленной флейты созывает пастушек. Пусть же все они даруют нам свои благословения».

Кришнадас Кавираджа Госвами вспоминает, как Господь Нитья-нанда по Своей беспричинной милости отдал его заботам Шри Мадана-Мохана, который с тех пор стал его господином и повелителем. Госвами также говорит о том, какими он увидел в откровении Шри Говинду и Шри Гопинатху:

«По милости Господа Нитьянанды я увидел Шри Мадана-Мохана, и Он стал моим господином и повелителем. Шри Нитьянанда позволил такому низкому человеку, как я, увидеть Господа Говинду. Это невозможно описать словами, да и не следует этого делать.

В главном храме Вриндавана, посреди леса, где растут деревья желаний, на алтаре из драгоценных камней стоит богато украшенный трон, на котором во всей Своей красе восседает прославленный Господь Говинда, сын царя Враджа. Его чарующий облик пленяет весь мир. Слева от Него — Шримати Радхарани и Ее близкие подруги. Господь Говинда наслаждается с шлъшраса-лилой и множеством других игр.

Господь Брахма восседает на лотосе в своей обители и непрестанно размышляет о Говинде, поклоняясь Ему с помощью мантры, состоящей из восемнадцати слогов. Жители всех четырнадцати миров медитируют на Говинду, и все обитатели Вайкунтх поют о Его играх и достоинствах»44.

Сладость Говинды Далее Кришнадас Кавираджа Госвами цитирует знаменитый стих:

«Богиня процветания очарована Его сладостной красотой, которую Шрила Рупа Госвами описывает так:

смерам бхангй-трайа-паричитам сачи-вистйрна-дрштим вамшй-нйастадхара-кишалайам уджджвалам чандракена говиндакхйам хари-танум итах кеши-тйртхопакантхе ма прекшиштхас тава йади сакхе бандху-санге ‘сти рангах

„Дорогая подруга, если ты дорожишь мирской дружбой, не смотри на улыбающееся лицо Господа Говинды, который стоит на берегу Ямуны у Кеши-гхата. Бросая взгляды краешком глаз, Он прижимает флейту к устам, которые похожи на нежный, едва распустившийся цветок. Его божественное тело, изогнутое в трех местах, ярко сияет в лучах лунного света»»45.

В этом стихе содержится, вероятно, одно из самых интересных описаний притягательной для всех сладости Кришны в Его форме Говинды. Оно может послужить чудесным предметом для размышления во время повторения гопала-гаятри. Шрила Прабхупада пишет в комментарии:

«В этом стихе Рупа Госвами говорит, что, если человек хочет наслаждаться мирским общением, дружбой и любовью, ему не следует искать прибежище у лотосных стоп Говинды, иначе он позабудет о своих ничтожных мнимых удовольствиях. Тот же, кого не радует так называемое счастье в материальном мире, должен искренне захотеть найти прибежище у лотосных стоп Говинды, который стоит на берегу Ямуны у Кеши-тиртхи, или Кеши-гхата, во Вриндаване и вдохновляет всех гопи на любовное трансцендентное служение Ему»46.

Как Брахма увидел Господа Еще одним источником вдохновения может стать размышление над видением Господа Брахмы, которое случилось после того, как он услышал гопала-гаятри-мантру. Долгое время Брахма предавался аскезе, а затем описал объект своей медитации следующим образом:

«На трансцендентной земле Голоки есть божественный лотос с тысячью лепестками и миллионами тычинок. На его венчике стоит величественный, божественный трон, на котором восседает Шри Кришна — вечный свет трансцендентного блаженства. Своими лотосными устами Он касается Своей божественной флейты, из которой льются божественные звуки. Ему поклоняются Его возлюбленные пастушки, их личные частичные проявления и экспансии, а также Его внешняя энергия, [стоящая снаружи и] воплощающая в себе все мирские качества»47.

В «Гопала-тапани-упанишад» четыре Кумара спрашивают Господа Брахму о внешнем облике Кришны, о том, как повторять Его мантру, и о том, как поклоняться Ему. В ответ Господь Брахма произносит несколько прекрасных стихов, в которых раскрывает им подлинный облик Враджа-Кишоры, юного пастушка из Вриндавана:

«Кришна выглядит как пастушок. Цветом тела Он подобен дождевой туче, и стоит Он под древом желаний.

Человек освобождается из круговорота рождений и смертей, если с преданностью размышляет о двуруком Господе Кришне — верховном повелителе, чьи глаза подобны цветкам лотоса, чье тело цветом напоминает дождевую тучу, чьи одежды сверкают, как молния, который сложил руки в гьяна-мудре (жесте, символизирующем трансцендентное знание), на котором гирлянда из лесных цветов и божественные украшения, который окружен гопами, гопи и коровами сурабхи, который отдыхает под древом желаний, который стоит в центре красного цветка лотоса, овеваемый легким ветерком, доносящим до Него брызги с Ямуны»48.

Чайтанья Махапрабху в разлуке с Господом В конце, чтобы почерпнуть вдохновение на собственную духовную практику, послушайте, как глубоко погружался в медитацию Шри Чайтанья Махапрабху, повторяя гопала-мантру, и как Он испытывал трансцендентные эмоции в настроении випраламбха-бхавы (разлуки с Господом):

«Однажды Господь присел в уединенном месте и погрузился в медитацию на Свою десятисложную мантру. Через некоторое время, очнувшись от медитации, Он стал проливать слезы и взывать к Кришне:

„Дорогой Мой Кришна! Отец! О Хари, Моя жизнь и душа! Ты похитил Мое сердце, и где же Ты теперь? Я видел Моего Господа, но куда же Он ушел?»

Господь зарыдал. Тело Его с ног до головы было покрыто пылью. Поглощенный эмоциями экстатической любви, Господь начал повторять вслух разные стихи. Охваченный горем, Он громко восклицал: „Куда же Ты ушел, оставив Меня, Мое дорогое дитя, Кришна?»

Господь, прежде очень сдержанный, от экстаза любви пришел в необычайное возбуждение. Он катался по земле и громко кричал, ощущая Себя посреди океана разлуки.

Через какое-то время туда пришли ученики Нимая и с великой заботой успокоили Его»49.

Posted in Гаятри-мантры.