Гопала-мантра – сварасики и мантра упасана

Существует два метода внутреннего созерцания непроявленных игр Радхи и Кришны, известных как сварасики и мантра упасана (мантра-майи).

1) Мантра упасана – чтение определенной мантры или медитация на нее, результатом чего является проявление только одного развлечения Кришны. В мантра упасане садхака медитирует на определенную форму Кришны (рупа-дхйана) или на сцену Его трансцендентальных развлечений как она описана в шлоках шастр или мантре, данной гуру. Самая распространенная форма мантра упасаны – это медитация на Вриндавана Йогапитх в Говиндастхали. Радха-Говинда сидят на украшенном драгоценными камнями золотом троне. Их окружают аштасакхи и манджари, поющие в блаженстве, в то время как Лалита-сакхи предлагает арати. Следующий стих, который как утверждают ачарйи «является лучшей шлокой во всем Шримад Бхагаватам, помогающим помнить о Кришне», может быть использован для процесса мантра упасаны.

бархапидам ната-вара-вапух карнайох карникарам
бибхрад васах канака-капишам ваиджайантим ча малам
рандхран венор адхара-судхарайапурайан гопа-вриндайар
вриндаранйам сва-пада-раманам правишад гита-киртих

«Нося павлинье перо на голове, желтые цветы карникара за ушами, отливающие золотом желтые одежды и гирлянду Ваджайанти, Кришна проявляет Свою в высшей степени привлекательную форму подобно лучшему из драматических танцоров, когда Он входит в чарующие леса Вриндавана, украшая их опечатками Своих лотосных стоп. Он наполняет дырочки Своей флейты нектаром Своих уст. Пастушки, следующие за Ним, воспевают Его славу, которая очищает весь мир.» (ШБ 10.19.5)

Трансцендентальные слова, содержащиеся в Гопала-мантре, проявляют только одну игру Кришны. Господь Брахма сам совершал мантра упасану как об этом говорится Чайтанйа-чаритамрите: йанра дхйана ниджа-локе каре падмасана, аштадашакшарамантре каре упасана – «Господь Брахма, на сиденье из лотоса в своей собственной обители, всегда медитирует на Него (Говинду, окруженного Радхарани и гопи как об этом говорится в стихе 22) и поклоняется Ему при помощи мантры, состоящей из восемнадцати слогов. «(Чч. Ади 5.221к.)

«На своей планете, Господь Брахма, совместно с жителями этой планеты, поклоняется форме Господа Говинды, Кришне, при помощи восемнадцатислоговой мантры, клим кришная говиндайа гопи-джана-валлабхайа сваха. Те, кто получили посвящение от истинного духовного учителя и кто читает Гайатри мантру трижды в день, знают эту аштадашакшара (восемнадцатислоговую) мантру. Обитатели Брахмалоки и планет, расположенных ниже Брахмалоки, поклоняются Господу Говинде, медитируя при помощи этой мантры. Нет разницы между медитацией и чтением, но в настоящий век медитация невозможна на этой планете. Поэтому рекомендуется громкое повторение маха-мантры, Харе Кришна, наряду с тихим повторением аштадашакшары, восемнадцатислоговой мантры. «(Чч. Ади 5.221к.)

В своем комментарии к третьему тексту Брахма-самхиты Шрила Бхактисиддханта Сарасвати определяет мантру как «неслышно произносимый, приносящий освобождение, направленный в самого себя (самодостаточный), трансцендентальный звук.» В трансцендентности нет двойственности; следовательно, различие между объектом и его именем перестает существовать в духовном мире. Таким образом, мантра, состоящая из святого имени Кришны не отлична от личности Кришны. Этот трансцендентальный феномен воспринимается на опыте, если «производить поклонение посредством мантры», известной как мантра упасана.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати делает следующее утверждение: «если трансцендентальные слова, содержащиеся в упомянутой мантре, расположены по-разному, то они проявляют только одну лилу.» Другими словами, специфическое расположение содержащихся в мантре слов по отношению друг к другу, определяют ее значение. Двацатичетырехслоговая Кама-гайтри, например, проявляет трансцендентальные игры Радхи и Кришны. Настроение супружеской любви преобладает в трансцендентальной обители Кришны, в то время как все другие расы играют вспомогательную роль. В восьмислоговой Гопала-мантре, Кришна, Говинда, почитается как возлюбленный гопи. Однако, основываясь на собственной стхайи-бхаве (вечном настроении любви), человек будет медитировать на мантру в соответствии со своими особыми свойственными ему эмоциями.

2) Сварасики – спонтанный поток исходящей из сердца духовной любви к Кришне, который проявляет различные игры, выполняемые в различных настроениях и на различных уровнях. Медитация на раса-лилу, которая проходит через множество настроений и сцен, – это пример сварасики. Мантра упасана сравнивается со спокойным озером, находящимся в стороне от бурной реки. Медитация сварасики – это постоянно движущаяся река динамического созерцания.

Posted in Слава Гаятри-мантры.