Громкое воспевание, позволяющее слышать себя

Когда Харидас Тхакур постарел и стал страдать от болезней, Шри Чайтанья Махапрабху обратился к нему с такими словами:

.Ты состарился и теперь можешь уменьшить количество ежедневно повторяемых кругов. Ты уже обрел освобождение и потому тебе нет нужды строго следовать регулирующим принципам..* // .Чайтанья-чаритамрита., Антья, 11.24//

В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет:

.Основным религиозным принципом является воспевание святых имен. Маха-мантру нужно повторять громко, чтобы человек мог слышать себя..

Вот еще один стих, касающийся мантра-медитации:

.Несколько месяцев сыновья Праджапати Дакши питались только водой и воздухом. Смиряя плоть, они повторяли такую мантру: .Мы почитаем Его, Нараяну, Верховного Господа, вечно пребывающего в Своей божественной обители. Мы склоняемся перед Верховной Личностью (парамахамсой)..* // .Шримад-Бхагаватам., 6.5.27-28//

У кого-то может сложиться впечатление, что повторение маха-мантры и других ведических мантр должно непременно сопровождаться суровой аскезой. К сожалению, в кали-югу люди практически не способны ограничивать себя в чем-либо, не говоря уже о том, чтобы питаться многие месяцы одним воздухом и водой. Поэтому преданные, желающие добиться успеха на духовном поприще, должны соблюдать элементарные правила, установленные Господом.

Нужно следовать четырем регулирующим принципам сознания Кришны: не заниматься внебрачным сексом, не употреблять в пищу мясо, не употреблять алкоголь и наркотические вещества, а также не играть в азартные игры. Такого рода тапасья (аскеза) по силам каждому.

Зачем люди следуют этим ограничениям? Существует очень интересная связь между этими четырьмя принципами и четырьмя принципами дхармы (религии)* //Четыре принципа дхармы перечисляются в .Шримад-Бхагаватам., 1.17.24-25//. Принципы религии самоочевидны; строя свою жизнь в соответствии с ними, мы сможем возвысить свое сознание, пренебрегая ими – низвергнуться в пучину греховной деятельности. Принципы дхармы таковы:

Дайя (сострадание). Исключает убийства и мясоедение.

Тапах (самоограничение). Исключает употребление одурманивающих веществ.

Сатьям (правдивость). Исключает лицемерие и азартные игры.

Шаучам (чистота, как внутренняя, так и внешняя). Исключает внебрачные половые отношения.

Скорее всего, большинство читателей найдет, что соблюдать первые три принципа достаточно легко. Однако, даже зрелые и опытные преданные признают, что половое влечение – в грубой или тонкой форме – с огромной силой толкает человека к соответствующей деятельности.

В то же время каждому известно, что сексуальные отношения не приносят сколько-нибудь продолжительного удовлетворения. Половое влечение можно сравнить с зудом, порождающим сильное желание почесать зудящее место. * //Этот пример приводил Шри Прахлада Махараджа, .Шримад-Бхагаватам., 7.9.45.// Расчесывание зудящего места может принести временное облегчение, но вскоре зуд вернется с удвоенной силой, и так будет продолжаться до тех пор, пока человек не расчешет свое тело до крови. Как же быть? В писаниях сказано, что даже если обусловленная душа воздерживается от чувственных наслаждений, но не ощущает вкуса к духовной деятельности, она остается привязанной к этим наслаждениям.

Все материальные наслаждения, включая и половое, не дают душе истинного удовлетворения. Материальные наслаждения имеют начало и конец и нередко становятся для живого существа источником страданий. Но понять это может только тот, кто ощутил вкус духовного наслаждения. Святое имя, произнесенное серьезно и без оскорблений, может даровать человеку это наслаждение. Приобщившись к высшему вкусу, мы оставим жалкие попытки наслаждаться материальным миром и уподобимся Ямуначарье, который описывал свою медитацию на Кришну следующим образом:

.С тех пор, как я занят трансцендентным любовным служением Господу, мысли о сексуальном наслаждении вызывают во мне крайнее отвращение, губы мои кривятся и я сплевываю..* //цитируется в .Бхакти-расамрита-синдху., 2.5.72 и в .Бхагавад-гите., 2.61, комм.//»

Воспевание перед туласи

«Рассуждая о десяти оскорблениях и о способах избавления от них, мы не раз упоминали о том, как благотворно влияет на сознание общение с чистыми вайшнавами. Священная туласи – чистая преданная Кришны, живущая в теле растения. Поэтому воспевание святых имен рядом с туласи является величайшим благом для преданного. История жизни Харидаса Тхакура подтверждает этот факт:

.Построив хижину в диком лесу, он посадил деревце туласи и, сидя перед ним, воспевал святые имена Господа. Он занимался этим день и ночь..* // .Чайтанья-чаритамрита., Антья, 3.100// Шрила Прабхупада комментирует этот эпизод следующим образом:

.Ничто не мешает человеку построить хижину на берегу Ганги, Ямуны или другой священной реки, посадить туласи и спокойно повторять рядом с ней маха-мантру..

Конечно, в Европе не протекают ни Ганга, ни Ямуна* //Ямуна – священная река, протекающая по земле Вриндавана.//; там есть только Рейн и Темза, где рыба всплывает брюхом вверх! Поэтому мы должны создать атмосферу святой дхамы сами. По крайней мере, никто не мешает нам посадить туласи и повторять рядом с ней маха-мантру. Далее Шрила Прабхупада пишет:

.Повторение Харе Кришна маха-мантры перед туласи обладает огромным духовным могуществом. Поэтому я прошу своих учеников следовать примеру Харидаса Тхакура. Повторение шестнадцати кругов не занимает большого количества времени, и поклоняться туласи тоже совсем нетрудно. Эти действия являются фундаментом духовности..

Posted in Таинство повторения Маха-мантры.