Харидас Тхакур — учитель святого имени

“Океан нектара святого имени” основывается на “Шри Харинама-чинтамани”, книге, которая была написана Шрилой Бхактивинодой Тхакуром на языке бенгали. Эта книга построена в форме беседы между Шри Чайтаньей Махапрабху и Харидасом Тхакуром, святым вайшнавом. Жизнь и наставления Харидаса Тхакура и по сей день служат примером для всех преданных.

Харидас Тхакур был одним из ближайших сподвижников Шри Чайтаньи Махапрабху. Он родился в Бенгалии в семье влиятельного мусульманского деятеля Кази Хабибуллы за тридцать лет до явления Господа. Харидас был очень красивым ребенком, а потом и юношей, и с самого детства стал объектом бесконечной любви и нежной привязанности для всей семьи.

Если принять во внимание, что в то время приверженцев индуизма преследовали и насильственно обращали в мусульманство, нельзя не поразиться тому факту, что Харидас, рожденный в мусульманской семье, стал жемчужиной индуистского общества. Благочестивые индусы полюбили его, поскольку сердце его принадлежало святому имени.

В возрасте восемнадцати лет Харидас отрекся от мирской деятельности и ушел в лес. Сотни людей приходили взглянуть на него и приносили в качестве пожертвования фрукты. Восклицая “Харибол!”*, //Харибол – “Повторяйте (славьте) имя Господа Хари”.// он бросал эти фрукты в толпу; когда дети подбирали их, он просил их произносить святые имена, что те с удовольствием и делали, получая в награду еще больше фруктов. Известность Харидаса росла, и когда завистники стали беспокоить его, он отправился в другое место. Однажды богатый землевладелец, закоренелый атеист Раджа Рамачандра Кхан поклялся отвлечь его от медитации. Он обратился за помощью к проститутке, которую звали Хира. Однажды вечером она пришла в хижину Харидаса Тхакура и стала искусно соблазнять его, предлагая провести с ней ночь. Однако Харидас продолжал воспевать святое имя. Проникшись состраданием к неразумной женщине, он попросил ее подождать, пока он закончит повторять святые имена. Слушая звуки святого имени, исходящие и з уст возвышенного преданного, проститутка решила оставить свою профессию и через три дня попросила Харидаса посвятить ее в воспевание святого имени. Новость о том, что Харидас Тхакур обратил проститутку в вайшнави, быстро распространилась по всей округе, и слава Харидаса безмерно возросла.* //Этот случай подробно описан в “Чайтанья-чаритамрите”, Антья-лила, гл.3.//

Будучи чистым преданным, Харидас Тхакур всегда проявлял удивительное смирение. Однажды землевладельцы Хиранья и Говардхан* //Хиранья и Говардхан Маджумдара – дядя и отец великого преданного Шрилы Рагхунатхи даса Госвами, одного из шести Госвами Вриндавана.//, жившие в Чандпуре, пригласили Харидаса Тхакура, чтобы обсудить с ним спорные философские вопросы. Когда речь зашла о харинаме* //Харинама – святое имя Господа.//, Харидас вступил в спор с учеными, присутствовавшими на встрече. Он заявил, что избавление от последствий греховной деятельности и освобождение от пут материального существования являются лишь вторичными результатами харинамы; истинная же цель – обретение глубокой любви к Богу. Гопал Чакраварти, эрудированный брахман* //Брахман – священник и учитель.//, обрушился на него с резкой критикой, но Харидас Тхакур сохранял спокойствие, не обращая внимания на оскорбления разгневанного брахмана. Однако остальные участники встречи были крайне расстроены случившимся. Замет ив это, Харидас сказал, что не стоит осуждать этого брахмана, ибо споры не помогут оценить всю важность воспевания святого имени. Тем не менее, Кришна не простил этого брахмана – через три дня он заболел проказой и у него отвалился нос.* //Этот случай также описан в “Чайтанья-чаритамрите”, Антья-лила, гл.3.// Услышав о печальной судьбе несдержанного брахмана, Харидас Тхакур очень опечалился и ушел в Шантипур. Адвайта Ачарья* //Адвайта Ачарья – один из ближайших спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. Он являлся воплощением Маха-Вишну. Своими горячими молитвами Он побудил Шри Чайтанью Махапрабху низойти в этот мир. Адвайта Ачарья дал Харидасу Тхакуру духовное посвящение.//, живший в этом городе, взял на себя заботу о нем.

Шри Адвайта отдавал Харидасу пищу, преподнесенную предкам, которая обычно доставалась брахманам. Адвайта счел, что Харидас Тхакур находится на трансцендентном уровне и накормить его – все равно, что накормить миллионы брахманов. Брахманы Шантипура не смогли этого вынести и объявили Ачарью неприкасаемым. Однако позже они пожалели об этом поступке и признали, что Адвайта и Харидас – “совершенные живые существа”, стоящие выше мирских ограничений».

«Харидас повторял триста тысяч святых имен ежедневно. Первые сто тысяч имен он повторял про себя, вторые – произносил шепотом (как джапу), а последние – декламировал громко и отчетливо. Постоянно пребывая в состоянии духовного экстаза, он смеялся, плакал и танцевал, а бывало, и падал на землю без сознания. Порой он вел себя как сумасшедший, однако стоило ему заговорить, как все окружающие забывали о странном поведении этого человека, восхищаясь его глубокими духовными познаниями. Люди приходили издалека, чтобы встретиться с Харидасом и вскоре он превратился в политическую проблему для мусульман: в то время, как мусульманское влияние повсюду возрастало, член почтенной мусульманской семьи, обращенный в индуизм, являл собой весьма досадное недоразумение. Харидаса арестовали и привели к губернатору провинции Шаху Хуссейну. Мусульманский правитель запретил ему произносить святые имени под страхом смерти, но Харидас спокойно ответил: “Я не прекращу воспевать святые имена даже в том случае, если тело мое разрубят на куски”.

Оказавшись в тюрьме, Харидас тотчас же стал рассказывать о славе святого имени заключенным, и вскоре они тоже стали воспевать святые имена. Узнав об этом, Шах страшно разгневался. Он отдал приказ избивать Харидаса на двадцати двух рыночных площадях до тех пор, пока тот не умрет. Солдаты били его до тех пор, пока окончательно не обессилели, но, по милости Кришны, тело Харидаса оставалось невредимым. После этого случая молва о святом преданном, который полагался только на святое имя, распространилась повсюду, и даже сам Шах Хуссейн был глубоко впечатлен случившимся.

Вскоре после этого Адвайта Ачарья основал в Навадвипе * //Навадвипа – город в Западной Бенгалии; место рождения Шри Чайтаньи Махапрабху.// Общество вайшнавов, и Харидас немедленно вступил в него. Когда Чайтанья Махапрабху начал проводить киртаны* //Киртан – совместное пение святых имен, которое Чайтанья Махапрабху провозгласил религией века Кали.// в доме Шривасы Тхакура* //Шривас Тхакур – воплощение великого преданного Нарады Муни. Он был одним из самых близких спутников Чайтаньи Махапрабху и олицетворял ипостась чистого преданного Господа. Его дом находился в Навадвипе.//, Харидас Тхакур одним из первых присоединился к ним.

Вскоре в Навадвипу прибыл Шри Нитьянанда Прабху* //Нитьянанда Прабху – воплощение старшего брата Кришны, Баларамы.//, и Чайтанья Махапрабху поручил Ему и Харидасу проповедовать в Навадвипе, которая являлась центром ученой элиты. Когда они шли по улицам города, воспевая святые имена, люди нередко принимали их за обычных попрошаек. Нитьянанда и Харидас говорили им: “Нам не нужна пища или другие пожертвования, – произнесите святое имя Господа хоть раз – такова наша просьба”.

Так они проповедовали жителям Навадвипы, которые в большинстве своем были либо учеными пандитами, либо поклонниками Дурги Деви*. //Дурга Деви – супруга Господа Шивы. Олицетворение майи, материальной энергии.// В результате их проповеди даже такие грешники, как Джагай и Мадхай стали вайшнавами. За свои заслуги Харидас получил титул намачарья – учитель и проповедник святого имени.

Когда Шри Чайтанья Махапрабху поселился в Джаганнатха Пури, Он устроил Харидаса в соломенной хижине, находящейся под деревом, которое позже стали называть Сиддха-бакула. Шри Чайтанья Махапрабху приходил к Харидасу каждый день. К тому времени Харидас Тхакур был уже очень стар, но он продолжал повторять по триста тысяч святых имен ежедневно. И вот пришел тот день, когда он почувствовал, что стал слишком слаб для этого.

Когда Господь Чайтанья, как обычно, пришел к нему и спросил: “Харидас, как твое здоровье?”, Харидас ответил: “О, Господин! С телом моим все в порядке, но вот ум… Из-за старости я не могу выполнить свой обет”.

На следующий день Харидас Тхакур покинул этот мир в присутствии Господа Чайтаньи и Его преданных. Этот эпизод замечательно описан Шрилой Кришнадасом Кавираджей Госвами:

“Шри Чайтанья Махапрабху и другие преданные подошли к Харидасу Тхакуру. Харидас тут же простерся у лотосоподобных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху. Господь Шри Чайтанья Махапрабху спросил: “Дорогой Харидас, какие новости?” Харидас Тхакур ответил: “Господь мой, все в моей жизни происходит по Твоей милости”. Услышав эти слова, Шри Чайтанья Махапрабху стал воспевать святые имена. Затем Он стал превозносить трансцендентные качества Харидаса Тхакура так, словно у Него было пять ртов, и чем больше Он говорил о них, тем счастливее казался. Преданные, слышавшие слова Господа, были потрясены. Они почтительно склонились к лотосоподобным стопам Харидаса Тхакура. Харидас Тхакур усадил Шри Чайтанью Махапрабху перед собой и сосредоточил угасающий взгляд на прекрасном лике Господа. Прижав прекрасные, как лотосы, стопы Шри Чайтаньи Махапрабху к сердцу и коснувшись пыли со стоп всех собравшихся преданных, он стал воспевать святые имена Шри Кришны Чайтаньи. Он с любовью взирал на лик Господа, и слезы текли из его глаз. Повторяя имя Шри Кришны Чайтаньи, он спокойно и без сожаления покинул этот мир. Увидев, что Харидас Тхакур покинул тело по собственной воле, подобно великому йогу, все вспомнили уход Бхишмы*. //Бхишма – старейшина династии Куру. Он был величайшим воином и мог выбрать время смерти по своему желанию. Во время битвы на Курукшетре он покинул тело в присутствии Кришны и множества великих святых. Этот эпизод описан в “Шримад Бхагаватам”, песнь Первая, гл.9. // Шри Чайтанья Махапрабху, охваченный экстазом духовной любви, поднял тело Харидаса Тхакура и стал танцевать, держа его на руках. Увидев божественный экстаз Господа, преданные присоединились к Его пению, охваченные глубокими духовными чувствами. Затем тело Харидаса Тхакура было водружено на повозку, и, сопровождаемое санкиртаной, было перевезено к океану. Шри Чайтанья Махапрабху омыл тело Харидаса Тхакура в водах океана и провозгласил следующее: “С этого дня это место станет великим местом паломничества”. Преданные пригубили воду, которой коснулись лотосные стопы Харидаса Тхакура, а затем нанесли на его тело остатки сандаловой пасты, которой умащали тело Господа Джаганнатхи. Затем в песке вырыли могилу и положили туда тело Харидаса. Шри Чайтанья Махапрабху Своими трансцендентными руками покрыл тело Харидаса Тхакура песком, повторяя при этом “Харибол! Харибол!”. Над этим местом был сооружен монумент, защищенный оградой. Шри Чайтанья Махапрабху здесь пел и танцевал, и от звука святого имени Хари, которое произносил Шри Чайтанья, вся вселенная пришла в волнение*. //цитата из “Чайтанья-чаритамриты”, Антья-лила, 11.46-70. //

Пример Харидаса Тхакура продолжает вдохновлять преданных и по сей день. Его наставления просты: всегда наполняйте свои уста нектаром святого имени, которое является Самим Господом.

Шрила Бхактивинода Тхакур написал замечательное стихотворение, посвященное Харидасу Тхакуру* // “Сараграхи Вайшнава”, стих 9; написано Шрилой Бхактивинодой Тхакуром в Джаганнатха Пури в 1871 году, в самадхи Шрилы Харидаса Тхакура.//:

Заблуждается тот,
Кто о смерти вайшнавов толкует,
Ибо жизнь продолжается в звуке!
Умирая, вайшнавы живут,
А, живя, миру имя святое даруют!

Posted in Таинство повторения Маха-мантры.