Искусство смирения

Истинное смирение проистекает из надлежащего душевного состояния. Следующие шесть стихов, написанные Ямуначарьей, могут послужить вдохновляющим примером для преданных, желающих обрести смирение:

О, Хари! У меня нет веры в религиозные принципы и я не обладаю знаниями о душе. Более того, у меня нет преданности Твоим лотосоподобным стопам. Я – жалкий негодяй, не имеющий ни малейшего понятия о цели человеческой жизни. Ты – спаситель падших, а я – ничтожная падшая душа. Поэтому, Ты – единственный смысл моей жизни. Получив покровительство Твоих лотосоподобных стоп, я понял, что Ты – мой вечный Господь, а я – Твой слуга.

Нет в этом мире греха, которого я бы не совершал тысячи раз. Теперь эти грехи начинают приносить плоды. Я страдаю в материальном мире. О, Мукунда! Видя, что нет иного спасения, я плачу перед Тобой. Накажи меня, как считаешь нужным, поскольку Твое наказание – благо для меня.

О, Ананта! О, Хари! С незапамятных времен я пребываю в океане материального мира. Я плыл до изнеможения, но так и не смог достичь берегов этого огромного океана. Начав тонуть, я закричал в страхе: .Помогите! Кто-нибудь, спасите!. В этот момент появился Ты, и я понял, что Твои стопы являются берегом этого океана. В моем сердце замерцал свет надежды. О, Хари, Ты – само сострадание!

Служа Тебе, человек избавляется от материальных желаний и обретает долгожданное умиротворение. Когда же я стану Твоим слугой и буду испытывать радость от того, что у меня такой прекрасный хозяин?

О Хари, я нашел приют у Твоих лотосоподобных стоп. Теперь я знаю, что Ты – мой Господь. Когда же настанет долгожданный день и я осознаю, что являюсь Твоим вечным слугой? Когда мои материальные привязанности канут в небытие?

О, Хари! Я отверг Тебя и подлежу наказанию. Я являюсь обладателем всех мыслимых пороков и виновником всех мыслимых катастроф.

Погружение в океан нектара святого имени

Преданным, желающим погрузиться в воспевание святого имени, Шрила Бхактивинода Тхакур рекомендует следующее:

1. Общаться с возвышенными вайшнавами, особенно с духовным учителем.

2. Уйти от беспокойств мирской жизни.

3. В любой ситуации проявлять решительность и энтузиазм.

Воспевая святое имя, преданный рано или поздно поймет, что между святым именем и Кришной нет различий. Вначале преданный открывает для себя божественный облик Кришны, затем Его качества и трансцендентные развлечения. В .Харинама-чинтамани. и ее продолжении, .Шри Бхаджана-рахасье., описываются пять ступеней, ведущих к совершенному воспеванию святого имени. Очень полезно ознакомиться с этими произведениями, ибо человек, ясно представляющий себе конечную цель, сможет сохранять решимость на самых трудных этапах своего пути. Ступени, ведущие к совершенному воспеванию, таковы:

1. Избегать десяти оскорблений святого имени; воспевать святое имя в любой ситуации, отчетливо произнося его и медитируя на трансцендентную звуковую вибрацию.

2. Правильно воспевая святое имя, медитировать на облик Шьямасундары.* //Шьямасундара – имя Кришны, характеризующее Его божественный облик.// Вы можете созерцать форму Господа, сидя перед Божествами и слушая святое имя.

Господь Брахма утверждает, что Господь появляется перед преданным именно в том облике, на который он медитировал:

.О мой Господь, Ты столь милостив к Своим преданным, что являешься перед ними в том облике, на который они сосредоточенно медитируют, размышляя о Тебе. .* // .Шримад-Бхагаватам., 3.9.11 (Господь Брахма обращается к Господу Вишну).//

3. Перестав отделять Господа от Его святого имени, размышлять о Кришне, Его облике и качествах.

4. Следующая стадия характеризуется размышлениями о божественных развлечениях Кришны. Эта медитация, называемая лила-смарана, постепенно сливается со святым именем, обликом и качествами Господа. Преданный, достигший этой стадии, может лицезреть первые лучи нама-расы.* //Нама-раса – сокровенное знание, анализирующее и классифицирующее различные ипостаси воспевания святого имени.//

5. Благодаря плодотворной духовной практике, человек начинает медитировать на ашта-калия-лилу* //Ашта-калия-лила – самые сокровенные развлечения Кришны и Радхарани во Вриндаване, подразделяющиеся на восемь (ашта) частей. Более подробно они описываются в .Шри Бхаджана-рахасье. //.

В предыдущей главе подчеркивалось, что нужно уметь концентрировать ум на воспевании святого имени. Существует три основных правила воспевания святого имени:

1) слушать;

2) слушать;

3) слушать.

Тем не менее, приведенные выше пункты, похоже, подразумевают и нечто иное: медитацию во время воспевания. Это не является противоречием, поскольку взоры возвышенных преданных всегда обращены на Кришну и Его божественные развлечения. Шрила Прабхупада утверждал следующее:

.Размышлять о развлечениях Господа во время воспевания не только не оскорбительно, но даже необходимо. Нужно достичь такого уровня, когда, просто слыша имя Кришны, преданный тотчас вспоминает развлечения Господа, Его облик и качества. Если наши мысли наполнены Кришной, майя не сможет проникнуть в них. Помнить о развлечениях Кришны – наш долг. Человек, не способный постоянно думать о Господе, должен как можно чаще слушать рассказы о Нем, Его деяниях, качествах и так далее. .* //Письмо от 4.12.68//

Со временем эта медитация перерастает в манаси-севу, мысленное служение Господу. Господь с удовольствием принимает такое служение. Примером тому может служить Нрисимхананда Брахмачари, который в своих мечтах построил прекрасную дорогу для Чайтаньи Махапрабху. В .Чайтанья-чаритамрите. Шрила Прабхупада комментирует этот эпизод следующим образом: .Для чистого преданного нет никакой разницы – построить дорогу в реальности или же в уме. Господа Джанардану не случайно называют бхава-грахи – тот, кто способен оценить чувства. Хотя ум имеет тонкую природу, он все же является материей; поэтому любая деятельность, направленная на служение Господу, принимается Им с благодарностью. Господь принимает во внимание чувства преданного и видит, насколько сильно тот хочет служить Ему..* // .Чайтанья-чаритамрита., Мадхья, 1.161, комм.//

«Подводя итог, можно сказать, что на зрелом уровне воспевания святого имени мысли о Господе неизбежны. Шрила Прабхупада поощрял такого рода медитацию:

.Повторять святые имена Господа – все равно, что постоянно хранить Кришну в своем сердце. Это совсем ненакладно. Вам не нужно сооружать для Кришны роскошный трон. Вы можете просто вообразить себе этот трон, и Кришна будет доволен.

Итак, вы создаете в своем сердце некий образ. Вы можете усадить Кришну, омыть Его стопы водой священных рек, одеть Его в роскошные наряды и накормить Его. Это и есть медитация. Свантах-стхена гадабхрита.* //См. .Шримад-Бхагаватам., 1.13.10.// Вы можете расположиться в любом удобном для размышлений месте и представлять, что Кришна находится рядом с вами, а вы оказываете Ему прекрасный прием. Это не обман. И это так просто..* //Лекция, прочитанная 1.6.74// «Когда Госвами жили во Вриндаване, они никогда не заявляли, что видели Кришну. Их молитвы были такими: .Хе радхе! враджа-девике! ча лалите! хе нанда-суно! кутах*// .Шри Шад-госвами-аштака., 8 // – О Радхарани, где Ты? Где Твои спутницы? Где Ты, сын Нанды Махараджи, Кришна? Может быть, Вы у подножия холма Говардхан* //Говардхан – холм во Вриндаване, являющийся местом многочисленных развлечений Кришны. // или на берегу Ямуны? Где Вы?.

Они бродили по Вриндавану, взывая к Господу и Его возлюбленным друзьям, и без Кришны мир казался им пустым. Мы должны идти по стопам святых Госвами, ища Кришну и Радхарани – во Вриндаване, или же в своем сердце. Шри Чайтанья Махапрабху показал пример того, как следует переживать разлуку с Господом, випраламбха-севу.* //Випраламбха-сева – служение Кришне в разлуке. Этот вид поклонения считается высшей формой бхакти.// Испытайте чувство разлуки с Господом. Чем сильнее и глубже ваши эмоции, тем выше ваш духовный уровень. Так учил Господь Чайтанья..* //Лекция 18.09.69//

Posted in Таинство повторения Маха-мантры.