История о том как Брахма достиг просветления

Когда Гарбходакашайи Вишну пожелал воссоздать вселенную, божественный золотой лотос вырос из Его пупка и на этом лотосе появился Господь Брахма. Пэтому Брахма известен как атма-бху или свайамбху (саморожденный). Не зная в чем заключается его долг, Брахма вошел в воды, находящиеся ниже цветка лотоса, на котором он сидел. Услышав повторенное дважды слово «тапа» (что означает «аскезы»), Брахма вернулся на сиденье из цветка лотоса и начал совершать покаяния.

Покинув лотос, Брахма, ведомый божественной энергией, обратил свой ум к акту творения под влиянием опыта прошлых жизней. Но он не мог увидеть ничего кроме темноты во всех направлениях.» (БС т.23)

Спустя некоторое время, Господь Шри Кришна, Верховная Личность Бога, явился Брахме и произнес четыре основных стиха Шримад Бхагаватам (приводимые в ШБ 2.9.33-36), которые представляют суть всего знания о Личности Бога. Позднее Брахма получил Гопала-мантру от Дивйа Сарасвати, вечной супруги Господа Нарайаны.

увача пуратас тасмаи тасйа дивйа сарсвати
кама-кришнайа говинда хе гопи-джана ити апи
валлабхайа прийа вахнер мантрам те дасйати прийам

«Затем богиня учености Сарасвати, божественная супруга Верховного Господа, так сказала Брахме, кто не видел ничего кроме темноты во всех направлениях: «О Брахма, эта мантра, т.е., клим кришнайа говиндайа гопи-джана-валлабхайа сваха, несомненно исполнит все желания твоего сердца.» (БС т.24)

Дивйа Сарсвати, отличная от Сарасвати, жены Господа Брахмы, является духовной богиней, экспансией Радхарани, внутренней энергией Кришны. Она посоветовала Брахме практиковать аскезы для исполнения его самого сокровенного желания: тапас твам тапа етена, тава сиддхир бхавишйати – «О Брахма, практикуй духовное общение посредством этой мантры; тогда все твои желания будут исполнены.»(БС т.25)

Господь Брахма стал вайшнавом, получив Гопала-мантру. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура переводит слово «тапасйа» как «духовное общение.» Такая «аскеза» как повторение Гопала-мантры, неотличной от Господа Кришны, позволит ему непосредственно общаться с Верховным Господом. Брахма был идеальным учеником. Поэтому получив мантру, он должным образом повторял ее с полной верой, глубоким вниманием и без колебаний.

В приведенном ранее стихе (текст 25) Дивйа Сарасвати использует санскритское слово сиддхи, которое означает «исполнение.» Гопала-мантра может действовать двумя путями: 1) удовлетворить материальные желания такие как желание Брахмы творить; 2) удовлетворить духовное желание чистой любви к Богу и вечному служению Кришне во Враджа-дхаме.»Брахмаджи получил посвящение в Гопала-мантру и таким образом стал вайшнавом, преданным Господа, до того как он обрел способность конструировать огромную вселенную.» (ШБ 2.9.6 к.)

Брахма продолжал совершать аскезу повторения Гопала-мантры и медитируя на видение Кришны во Врадже, стоящего возле Шримати Радхики и играющего на Своей флейте в окружении тысач прекрасных гопи. «Желая обрести милость Говинды, Брахма начал исполнять те культурные действия, которые доставляли удовольствие Шри Кришне в Голоке. Брахма медитировал так: «В трансцендентальной стране Голоке, которая сделана из драгоценных камней, исполняющих желания, находится тысячелепестковый цветок лотоса, цветущий миллионами ??волокон=нитей тычинок?. Шри Кришна, сияющее воплощение божественного любовного экстаза сидит на золотом троне в центре этого лотоса. Прижав флейту к Своим лотосным устам, Кришна издает самый прекрасный трансцендентальный звук. Он окружен любящими Его гопи, которые поклоняются Ему и воспевают Его славу. Спутницы гопи, являющиеся их личными экспансиями, помогают им. Кришне поклоняется также с внешней стороны Его внешная энергия, майа, которая является воплощением материальных качеств (три гуны природы).» (БС т.26)

Здесь, в Брахма-самхите говорится, что Брахма совершал «культурные действия для Кришны в Голоке.» Что это за культурные действия? Ачарйа объясняют, что Господь Брахма совершал рагануга садхана бхакти. Видя себя самого как слугу (манджари) гопи, Господь Брахма повторял Гопала-мантру и совершал «культурные действия» – шестьдесят четыре вида искусств, описанных в Брахма-самхите.

«Шестьдесят четыре вида деятельности в утонченных искусствах и умениях таковы:

  1. гита – искусство пения, составления песен и произнесения различных мелодий, нот, ритмов и размеров.
  2. вадйа – искусство игры на четырех типах музыкальных инструментов (духовые, струнные, ударные инструменты и металические цимбалы).
  3. нритйа – искусство танца и движения губ для создания различных символических выражений. Сюда входит также танец под различные ритмы, песни и мелодии.
  4. натйа – искусство сочинения пьес.
  5. алекхйа – искусство рисования, каллиграфии и написания картин. Начиная от картин в деревенском стиле и кончая теми, что требуют наивысшего искусства.
  6. вишешакаччхедйа – искусство разукрашивания лица и тела различными точками и рисунками из разноцветных красок и косметики.
  7. тандула-кусума-бали-викара – искусство приготовления благоприятных подношений длля поклонения с использованием риса и цветов. Сюда входит рисование на полу или земле жидкой пастой из рисовой муки.
  8. пушпастарана – искусство устраивать места для отдыха, раскладывая по земле цветы
  9. дашана-бхумика-карма – искусство крашения зубов, одежды и частей тела такими косметическими средствами как шафран.
  10. мани-бхумика-карма – искусство выкладывания на полу, во дворе и дорогах разноцветной мозаики из драгоценных камней.
  11. шаййа-рачана – искусство изготовления различных типов кроватей, дополненных коврами, диванными и обычными подушками, покрывалами и такими украшениями как кисточки.
  12. удака-вадйа – искусство создания музыки в воде. Cupped пальмы ударяются о земь, чтобы произвести глухой удар литавр или ударять по воде тыльной стороной руки , производя тем самым звук, похожий на звон цимбал. Иногда этим искусством считают игру на различных горшках, наполненных водой до определенного предела; при ударе по этим горшкам раздается мелодичный звук
  13. удака-гхата – искусство разбрызгивания воды и сохранения воды в цистернах и резервуарах
  14. читра-йога – искусство отделки, украшения и развешивания картин.
  15. малйа-гратхана-викалпа – искусство собирания ожерелий и плетения цветочных гтрлянд для различных целей.
  16. шекхарапида-йоджана – искусство одевания короны на голову, а также тюрбанов и цветочных украшений.
  17. непатхйа-йога – искусство одевания костюмов для театральных представлений. К этому искусству относится также подготовка театральной сцены.
  18. карнапатра-бханга – искусство украшения мочек ушей цветами или изделиями из листьев и рисование орнаментальных фигур.
  19. сугандха-йукти – искусство приготовления и нанесения ароматизированной косметики различных типов. Сюда же относится разбрызгивание сандала и воды, создающих вокруг благоухание
  20. бхушана-йоджана – искусство украшения тела и конечностей специальным видом украшений и драгоценностей.
  21. индра-джала – искусство представления сценичной (популярной) музыки, иллюзиона и жоглирования.
  22. каучхумара-йога – искусство перевоплощения (появления в различных обликах.)
  23. хаста-лагхава – искусство хлопанья в ладоши.
  24. читра-шакапупа-бхакшйа-викара-крийа – искусство приготовления различного вида салатов, хлебов, тортов и изысканной пищи.
  25. панака-раса-рагасава-йоджана – искусство приготовления нектарных напитков и окрашивание сиропов красным цветом.
  26. сучи-вайа-карма – искусство шить, ткать ткани, вышивать и кроить одежду
  27. сутра-крида – искусство управлять марионетками с помощью веревочек.
  28. вина-дамурака-вадйа – искусство игры на лютне и небольшом x-образном барабане
  29. пралекха – искусство составления и решения загадок
  30. дурвачака-йога – искусство умелого произнесения скороговорок, которые трудно повторить для других.
  31. пуштака-вачана – искусство ясно и быстро читать и рецитировать книги, включающее в себя умение соблюдать мелодику и интонацию.
  32. натикакхйайика-даршана – искусство разыгрывать короткие пьесы и истории.
  33. кавйа-самасйа-пурана – искусство составления стихов после того как прослушано три началных строки. Сюда входит решение кроссвордов и различных головоломок. Этим обычно занимаются с риском потерять ставку или выйти на игру пенальти=наказание =взыскание=штраф.
  34. паттика-ветра-бана-викалпа – искусство делать такое оружие как меч, жезл, лук и стрелы.
  35. тарку-карма – искусство делать шнур с крутящимся колесом
  36. такшана – искусство резьбы по дереву и плотничества.
  37. васту-видйа – искусство архитектуры и инженерии.
  38. раупйа-ратна-парикша – искусство определения подлинности серебра и драгоценных камней.
  39. дхату-вада – искусство металлургии и алхимии.
  40. мани-рага гйана – искусство использования краски для изменения цвета драгоценных камней.
  41. акара-гйана – искусство минералогии.
  42. врикшайур-веда-йога – искусство выращивания растений и деревьев и скрещивания их семян с целью получения аюрведических лекарств.
  43. меша-куккута-лавака-йудха-всиддхи – искусство дрессировки баранов, петухов и рябчиков с целью проведения между ними развлекательных состязаний.
  44. шука-шарика-прапалана (пралапана) – искусство обучать самца и самку попугая говорить и вести беседы с людьми
  45. утсадана – искусство ухаживания за кожей. Сюда входит очищение кожи ароматизированными лосьонами и использование лечебных мазей.
  46. кеша-марджана-каушала – искусство укладывания волос, что включает в себя их окраску и закручивание различным образом
  47. акшара-муштика-катхана – искусство безмолвного разговора с помощью языка жестов
  48. млечхита-кутарка-викалпа – искусство придумывания языков, произносимых в неясной безграмотной манере варваров.
  49. деша-бхаса-гйана – искусство узнавания провинциальных диалектов.
  50. пушпа-шакатика-нирмити-гйана – искусство строения minature двуколок из цветов.
  51. йантра-матрика – искусство рисования мистических диаграм, используемых при поклонении или для обретения силы.
  52. дхарана-матрика – искусство изготовления могущественных амулетов, носимых для защиты или для других целей.
  53. самвачйа – искусство ведения беседы. Оно называется иногда сампатйам – искусство разбивать такие твердые предметы как алмаз на мелкие частицы.
  54. манаси кавйа-крийа – искусство составлять стихи в уме
  55. крийа-викалпа – искусство в проведении ритуалов и церемоний. Также искусство хорошего менеджмента, тот, который делает возможным выполнение много дел за один раз. Сюда входит предсказание событий на основании изучения предзнаменований, примет
  56. чхалитика-йога – искусство выполнять трюки и розыгрыши, шутки
  57. абхидхана-коша-чхандо-гйана – искусство пользоваться словарями, поэтическими размерами и лексикографией.
  58. вастра-гопана – искусство скрывать настоящее качество одежды, уподобляя ее той, что сделана из другого или лучшего материала. Например, можно сделать так, что грубый хлопок будет выглядеть как шелк.
  59. дйута-вишеша – искусство распознавания особых форм азартных игр
  60. акарша-крида – искусство владения магнитом и магнитическими феноменами. Сюда входит гипноз и сила привлекать других
  61. балака-криданака – искусство проводить детские игры.
  62. вайнайики видйа – искусство подчинять себе других, применяя мистические чары. Сюда входит искусство понимать душевные движения другого человека для того чтобы влиять на его ум и побуждать его действовать в соответствии с собственными желаниями.
  63. вайджайики видйа – искусство добиваться победы
  64. вайталики видйа – знание об искусном воспевании славы великих личностей. Сюда входит знание как должным образом выражать почтение и комплименты другим.

Все эти искуства в их вечных формах можно всегда наблюдать в области Голоки, которые проявляются там как неотъемлемые части расы; а в материальном мире они были безгранично проявлены во всей своей широте в играх Враджа при посредстве духовной (чит) энергии, Йогамайи.» (БС т.37)

Хотя Господь Брахма медитировал таким образом, читая Гопала-мантру, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура делает заключение, что преданность Брахмы не являлась чистым беспримесным бхакти. Как это возможно? Преданность Брахмы была гауна-бхакти, косвенная практика преданного служения, которая способствует росту чистой преданности Господу. Преданность Брахмы Господу была смешана с его личным желанием творить материальный мир, поэтому она не может быть принята как чистое, беспримесное преданное служение.

Удовлетворившись аскезами Господа Брахмы, Гоподь Нарайана явил ему Свою личную обитель Вайкунтхи. Сидя на цветке лотоса, Брахма мог видеть Господа Нарайану, Его вечных спутников и все многообразие планет Вайкунтх. Будучи довольным Господом Брахмой, Господь Нарайана затем пожал ему руку, чтобы подтвердить, что сейчас Господь Брахма квалифицирован создавать живых существ. К этому времени Брахма получил полное ведическое знание от Господа Нарайаны. Шрила Прабхупада сказал, что на начальной стади самопознания Господу Брахме по милости Господа Нарайаны было дано трансцендентное видение сфер Вайкунтхи.

После тысячи небесных лет медитации на Гопала-мантру Господу Брахме выпала удача услышать сладкий звук трансцендентальной флейты Говинды и увидеть Кришну и Его святую дхаму. Звук флейты принял форму Гайатри мантры.

атха вену-нинадасйа трайи-мурти-майи гатих
спхуранти правивешашу мукхабджани свайамбхувах
гайатрим гайатас тасмад адхигатйа сароджджах
самскритас чади-гуруна двиджатам агатамат татах

Тогда Гайатри, мать Вед, проявившись, т.е. возникшая из божественного звука флейты Шри Кришны, вошла в лотосные уста саморожденного Брахмы через его восемь ушей. Рожденный на лотосе Брахма, получив Гайатри, изошедшую из песни флейты Шри Кришны, обрел статус дваждырожденного, получив инициацию от высшего изначального наставника, Самого Бога.»(БС т.27)

Господь Брахма был инициирован непосредственно Господом Кришной через звук Его флейты. В это время Гайатри вошла в уши Брахмы и стал дваждырожденным. В этом стихе объясняется как Господь Брахма услышал божественный звук флейты Кришны через восемь ушей.

Звук флейты Кришны является самой прекрасной музыкальной вибрацией во всех мирах и поэтический размер Гайатри присутствует в этой вибрации. Радостный звук трансцендентальной флейты Кришны вошел в сердце Брахмы и изошел из его лотосных уст. Брахма обрел статус дваждырожденного только после того как получил инициацию от Господа. Хотя Брахма был рожден непосредственно от Самого Господа Вишну, его возвышенное рождение не сделало его автоматически брахманом. Поэтому никто не может провозглашать себя обладателем брахманического статуса, просто основываясь на происхождении из определенной семьи.

Слушая песню флейты Кришны, Господь Брахма одновременно получил Брахма-гайатри, обретя тем самым статус дваждырожденного, и Кама-гайатри. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура говорит, что Брахма-гайатри является ведическим размером, в котором содержится короткая медитация и молитва. Кама-гайатри, однако, является высшей из всех Гайатри, так как она указывает на совершенную трансцендентальную развлекательную деятельность Кришны и гопи во Враджа-дхаме, на ту медитацию, которую невозможно осуществить с помощью какой-либо другой Гайатри.

Повторение Кама-гайатри помогает достичь чистой любви к Гопиджанавалабхе и осознать Его исполненные блаженства трансцендентальные развлечения. В отличие от Брахма-гайатри, которую повторяют все без исключения классы брахманов, Кама-гайатри в особенности повторяют члены Гаудия сампрадайи.

траййа прабуддхо ‘тха видхир виджшата-таттва-сагарах
туштава веда-сарена стотренанена кешавам

«Будучи просветленным медитацией на эту Гайатри, воплощению трех Вед, Брахме открылся необъятный простор океана истины. И затем он начал поклоняться Шри Кришне, сущности всех Вед посредством этого гимна.»(БС ст. 28)

Этот стих показывает, что благодаря медитации на Гайатри, Господь Брахма очистился и возвысился до уровня мадхйама. В начале свей медитации Брахме необходимо было осуществить свое давнее желание творить, поэтому Сарасвати дала ему Гопала-мантру, которую он, как об этом говорится в Брахма-самхите, должным образом повторял, находясь на «расстоянии от майадеви.» Господь Брахма духовно продвинулся, повторяя Гопала-мантру, так как он следовал садхана-бхакти с желанием творить во имя удовлетворения Господа Кришны.

Как мадхйама бхакта Господь Брахма достиг уровня ништха. Благодаря постоянному повторению Брахма обрел неясное представление о своей духовной форме служанки, но детали не были открыты ему. Ачарйи говорят, что подробности собственного духовного тождества и знание о сварупе приходят на стадии асакти и бхавы.

В комментарии к Брахма-самхите ст.28, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура говорит: «Обретя просветление благодаря медитации на Кама-гайатри, Господь Брахма не узнал все подробности своих вечных взаимоотношений с Кришной, благодаря чтению Кама-гайатри он мог понять свою сварупа-сиддхи, действительную духовную форму служанки».

В начале самоосознания Господу Брахме по милости Нарайаны было дано трансцендентное видение сфер Вайкунтхи. Позднее, по милости Кришны, ему было дано трансцендентное видение Кришналоки. Это трансцендентное видение достигается благодаря покаяниям и внутренней медитации.»(Чч. Ади 5.22 к.)

Вдохновившись возвышенными реализациями, Господь Брахма начал затем поклоняться Верховной Личности Бога, Шри Кришне, который является сутью Вед, воспевая свои знаменитые «молитвы Гвинадам», которые начинаются так – чинтамани пракара садмасу калпа врикша. В Брахма-самхите (стихи 29-55), Брахма описывает все, что он увидел во время медитативного транса, известного как сварасики (спонтанный поток, исходящей из сердца духовной любви к Кришне, которая проявляет разнообразные развлечения, совершаемые в различных настроениях и уровнях). В соответствии со Шри Дживой Госвами, 30,31 и 56 стихи Брахма-самхиты являются яркими примерами того, как Брахма обрел осознание сварасики. Видение духовного мира, которое обрел Брахма, можно сравнить со следующим описанием, данным Сварупой Дамодарой Госвами во время Гера-панчами фестиваля в Джаганатха Пури: 

Шри Вриндавана Дхама

инхо дамодара-сварупа – шуддха-враджаваси
айшварйа на джане инхо шуддха-преме бхаси

«Сварупа Дамодара является чистым преданным Вриндавана. Он даже не знает, что это за богатсво, так как он просто погружен в чистое преданное служение.»

сварупа кахе, – шриваса, шуна савадхане
вриндавана-сампад томара нахи паде мане?

Сварупа Дамодара тогда возразил:»Мой дорогой Шриваса, пожалуйста, слушай меня со вниманием. Ты забыл трансцендентное богатство Вриндавана.

вриндаване сахаджика йе сампат-синдху
дварака-вайкунтха-сампат – тара ека бинду

Естественное богатство Вриндавана подобно океану. Богатство Двараки и Вайкунтхи не сравнить даже с каплей этого океана.

парама пурушооама свайам бхагаван
кришна йахан дхани тахан вриндавана-дхама

Шри Кришна – это Верховная Личность Бога, исполненная всех достояний и полностью Его достояния проявляются только во Вриндавана-дхаме.

чинтамани-майа бхуми ратнера бхавана
чинтамани-гана даши-чарана-бхушана

Вриндавана-дхама сделана из трансцендентального философского камня. Вся ее поверхность – источник всех драгоценных камней, а камень чинтамани используется для того, чтобы украшать лотосные стопы служанок Вриндавана.

калпаврикша-латара —йахан сахаджика-вана
пушпа-пхала вина кеха на маге анйа дхана

Вридавана – это естественный лес из деревьев желаний и вьюнков и его обитатели не желают ничего кроме плодов и цветов с тех деревьев желаний.

ананта кама-дхену тахан пхире ване ване
дугдха-матра дена, кеха на маге анйа дхане

Во Вриндаване есть коровы, исполняющие все желания (кама-дхену) и их число безгранично. Они пасутся сначала в одном лесу, а потом в другом дают только молоко. Люди не хотят ничего другого.

сахаджа локера катха – йахан дивйа-гита
сахаджа гамана каре, – йаичхе нритйа-пратита

Во Вриндаване естественная речь людей звучит как музыка и их естественные движения напоминают танец.

сарватра джала —йахан амрита-самана
чид-ананда джотих свадйа – йахан муртиман

Воды ыо Вриндаване – нектар и сияние брахмаджйоти, исполненное трансцендентного блаженства, воспринимается там непосредственно в его форме.

лакшми джини’ гуна йахан лакшмира самаджа
кришна-вамси каре йахан прийа-сакхи-кайа  

Гопи здесь также являются богинями удачи и они превосходят богинь удачи, которые обитают на Вайкунтхе. Во Вриндаване Господь Кришна всегда играет на Своей трансцендентной флейте, которая является Его дорогой спутницей.

чинтаманиш чарана-бхушанам анганам
шрингара-пушпа-таравас таравах суранам
вриндаване враджа-дханам нану кама-дхену-
вриндани чети сукха-синдхур ахо вибхутих

«ankle -лодыжка damsels-? сделаны из камня чинтамани. Деревья – исполняют желания, на них растут цветы, которыми гопи украшают себя. Здесь есть также коровы, исполняющие желания, которые дают безграничное количество молока. Эти коровы составляют богатство Вриндавана. Таким блаженным образом проявляется богатство Вриндавана.» (Чч. Мадхйа 14.217-229)

Posted in Слава Гаятри-мантры.