Качества брахмана

Чтобы понять, каким образом достичь уровня саттва-гуны, надо сперва понять, что значит быть брахманом. Брахман — это человек, утвердившийся в гуне благости. Кришна перечисляет девять качеств брахмана:

шамо дамас тапах шаучам кшантир арджавам эва ча джнанам виджнанам астикйам брахма-карма свабхава-джам

«Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность — таковы природные качества брахманов, проявляющиеся в их деятельности»8.

Кто-то, наверное, придет в уныние, услышав такое. Возможно ли развить в себе эти качества? Но есть хороший способ. Если заняться деятельностью, относящейся к саттва-гуне, можно естественным образом подняться на уровень брахмана. Тот же принцип действует и в отношении низших гун. Занимаясь деятельностью, протекающей в рамках этих гун, например употребляя алкоголь или вступая в незаконные половые отношения, человек обретает качества, относящиеся к невежеству и страсти.

Вот пример, который будет близок сердцу преданого-садхаки. Вы когда-нибудь замечали, как в вас почти само собой развивается смирение, если вы просто ведете себя скромнее? Если вести себя смиренно, то можно и на самом деле стать смиренным. Разве это не удовольствие — с уважением относиться к окружающим и искренне пытаться их понимать и уважать? Вести себя смиренно и с заботой о других — это действия в гуне благости. Такие поступки подобны волшебству. Это все равно, что сесть в лифт и обнаружить, что поднимаешься на более высокий уровень бытия.

Давайте теперь обсудим, как действовать, чтобы развить в себе перечисленные выше девять качеств брахмана.

1. Шама — умиротворенность

Умиротворенность — это проверенный способ получить милость Господа, поскольку умиротворенность — источник всепрощения. Стать умиротворенным можно, если понимать, что Кришна контролирует все происходящее.

Никто не может похвастать независимостью; все и вся — частички Кришны, повинующиеся Его высшей воле. Чтобы достичь умиротворения, нужно стать ребенком. Дети полностью зависят от родителей. Преданные увидят, как в их сердцах восходит солнце умиротворенности, как только ощутят свою зависимость от милостивого руководства Верховного Господа. Можно попрактиковаться в установлении этой сознательной связи с Кришной, посвящая Господу свои слова, мысли и поступки, даже если у нас не самый светлый период жизни.

2. Дама — самообладание

Подчинить себе ум и чувства можно при помощи отречения и духовной практики. Но, чтобы стать по-настоящему сдержанным, важно чувствовать удовлетворение и вкус к бхакти. Только так человек может сдерживать натиск ума и чувств.

3. Тапас — аскетичность

Аскетичность можно развить, если рано вставать (лучше всего| во время брахма-мухурты) и заниматься в это время духовно^ деятельностью. Также следует придерживаться в жизни принцип па юкта-вайрагьи, принимая все благоприятное для обретениЩ; сознания Кришны и отвергая все неблагоприятное.

4. Шауча — чистота

Чистым можно стать, если соблюдать внутреннюю и внешнюю чистоту. Чтобы быть чистым снаружи, нужно регулярно мыть-1 ся, а для обретения и сохранения внутренней чистоты необходимо внимательно повторять имена Господа. О внешней чистоте Шрила Прабхупада говорил так:

«…поскольку они не чисты, шаучам. Шауча — вот необходимое качество, чтобы называться брахманом. Мы получаем священный шнур, но при этом забываем о том, как стать и как остаться шаучам, шучи: шучйнам шрйматам гехе йога-бхрашто ‘бхиджайате. Шучи — значит первоклассный брахман. Мы получаем священный шнур, чтобы стать первоклассным брахманом, шучи, но при этом не знаем, что после еды полагается мыть руки. Мы вытираем их салфеткой и всё. Какой толк от таких брахманов? Их даже нельзя назвать цивилизованными людьми. Поэтому вы должны предельно тщательно следовать правилам»9.

5. Кшанти — терпение

Развивать терпение можно двумя способами. Во-первых, прощать другим маленькие и большие несправедливости. Во-вторых, продолжать служить другим.

Терпение основано на духовном восприятии единства всего сущего, и развить терпение нам поможет серьезный бхаджан. Терпение — могущественное качество. Оно лежит в основе всепрощения, ненасилия, умиротворенности, сострадания, скромности и милосердия. Преданный, развивший в себе это выдающееся духовное качество, способен оставаться спокойным даже посреди великих потрясений.

6. Арджава — честность

Честность человек развивает, когда говорит исключительно правду и живет по правде. В других местах Шрила Прабхупада переводит слово арджава как «простота». Простота значит «свобода от двуличия». В этом смысле честным можно стать, ведя простую жизнь. Шрила Прабхупада говорит:

«Долг брахмана — контролировать ум, контролировать чувства, шамо дамас титикша, быть терпеливым, очень простым, жить просто, не слишком роскошно. Брахман принимает только то, что действительно необходимо, и не более. Это простота, простая жизнь, возвышенное мышление»10.

7. Гьяна — знание

Гьяну обретают, изучая священные писания и слушая компетентных рассказчиков. Это должно стать ежедневной практикой для каждого вайшнава.

8. Вигьяна — мудрость

Мудрость обретают, применяя на практике полученное знание. Также следует искренне молиться Господу, прося, чтобы Он помог нам понять услышанное.

9. Астикья — религиозность

Религиозными становятся, сосредоточенно и по всем правилам выполняя садхану. Астикья включает в себя веру в священные писания, поскольку благодаря такой вере у человека развивается теистическое мировоззрение. В одном из комментариев к «Нарада-бхакти-сутре» сказано:

«Слово астикйа, „вера», подразумевает, что мы не должны на свой лад толковать слова священных писаний, но принимать их как есть. Когда Кришна говорит в „Бхагавад-гите»: „Предайся Мне», — не нужно считать себя умнее Его и утверждать, что предаться нужно не Самому Кришне, а духу, пребывающему в Нем. Кроме того, слово „вера» означает бескорыстное и непрерывное преданное служение»11.

Posted in Гаятри-мантры.