Качества гуру

От кого я должен принять мантра-дикшу? В Крамадипике утверждается, что мантры должны быть приняты от преданного Кришны, достигшего уровень уттама-махабхагаваты, знающего шастры и вайшнавскую сиддханту. В Бхактавали говорится, что квалифицированный гуру должен быть чист в своих делах и обладать характером святого человека. Он должен быть свободен от гнева, гордости и всех материальных желаний. Он должен знать ведические шастры, его речь должна быть приятной, он должен обладать привлекательной наружностью, быть исполнен сострадания и доброжелательности по отношению к другим людям. Он должен быть умиротворен, поклоняться Радхе и Кришне, быть полностью вовлечен в служение Им и привязан к повторению харинамы.

В Вишну-смрити говорится, что духовный учитель, требующий от учеников прославления, богатств и комфорта, не достоин называться гуру. Духовный наставник должен иметь двадцать шесть качеств преданного, быть свободным от материальных желаний, погруженным в чистое преданное служение Кришне и способным разрушить все сомнения ученика, основываясь на совершенной логике и на здравом смысле. В Таттвасагаре говорится, что мантра-дикша никогда не должна приниматься от личности ленивой, жадной или привязанной к удовлетворению чувств.

«Шри гуру — это учитель, утвердившийся в брахмане (брахма-ништхам). Он — осознавшая себя душа, рассеивающая невежество. Он прост, честен, смиренен, безмятежен, свободен от ложного эго и вечно связан с Богом. Вожделение, гнев, жадность, зависть, высокомерие и заблуждение (шесть врагов обусловленной души) полностью преобразованы в любовь, сострадание, благожелательность, благоприятность, бескорыстную деятельность и прощение. Он — воплощение всех великих достоинств.

«Он знает и живет в соответствии с духом шастр. Он следует и почитает учителей прошлого и, придерживаясь традиции, объясняет ее значение в соответствии со временем. Он — свет, указывающий путь, он живет на высочайшем уровне сознания Кришны. Его желания неотделимы от желаний Господа и он действует в соответствии с таковыми. Он строго следует образцовому пути дхармы. Он — сострадательный отец и благожелательная мать своих учеников. Он проявляет свою любовь ко всем, включая растения, животных и неодушевленные объекты.

«Он любит служить. Он учит, и сам следует тому, чему учит. Он живет и любит во имя Верховного Господа. Его слова исполнены мудрости. Он подобен ребенку и всегда счастлив, поскольку утвердился в истине. Двойственности не влияют на него. Тепло и холод, удовольствие и боль, потеря и приобретение — между ними нет разницы. Контролируя тело, ум и речь, он не зависит от удовольствия, доставляемого каким-либо объектом. У него нет предубеждений, он также не отвлекает своего ума от Божественного для того, чтобы судить других. Спасая людей от греха, он с любовью ведет их, дружески поддерживает и защищает. Он дарует все благословения и сокровище Кришна-бхакти. Чистая любовь к Богу источается из каждой поры его тела. Внутри себя он наслаждается непрерывным праздником блаженства и дает это блаженство всем, кто его ищет». (ГВМ, адоптированное изд.)

В Хари-бхакти-виласе Шрила Санатана Госвами описывает обычные и дополнительные качества истинного духовного учителя.

Обычные качества:

«Духовный учитель знает Веды и бхакти-шастры, такие как Шримад Бхагаватам. Он разрушает сомнения в своем ученике и помогает ему обрести веру. Он осознает славу Кришны — как благожелателя, защитника, эту славу он неразрывно связывает с Его преданными. Благодаря твердой вере и поклонению Господу он осознал Верховную Личность Бога. Благодаря своей чистоте и преданию, он обрел потенцию милости Кришны (крипа-шакти-мурти). Поэтому духовный учитель уполномочен проливать милость на своих учеников и вести их по пути бхакти.

«Он обрел милость своего гуру, предавшись его лотосным стопам. Он полностью умиротворен, совершенно подчинен Кришна-бхакти. Он отдал свое сердце Кришне. Его тело свободно от болезней и неполноценностей. Он контролирует свои чувства и победил шесть врагов, именуемых вожделение, гнев, жадность, зависть, сумасшествие и иллюзия. Он обрел благословения садху, он знает безукоризненный путь Вед и всегда находится в трансцендентном сознании (брахма-ништха). Благодаря своей преданности он глубоко привязан к Кришне.» (ХБВ 1.32.-35)

Дополнительные качества:

«Гуру, родившийся в чистой семье; безгрешный и безукоризненный; обладающий хорошим поведением, относящийся к определенному ашраму, свободный от гнева, знающий Веды и все другие писания, обладающий верой, несклонный искать недостатки, чьи слова приятны для слуха, молодой, привлекательный на вид и со вкусом одетый, занятый деятельностью на благо всех живых существ, не совершающий насилия, разумный, лишенный гордости, удовлетворенный, благодарный, чистый сердцем и милостивый, способный определить трансцендентальную истину, наделенный отеческой любовью, опытный в совершении пуджи Верховному Господу, нежно относящийся к своим ученикам, умеющий наказывать и награждать и знающий все виды аргументов и контраргументов — такой гуру представляет собою океан славы.» (ХБВ 1.38-41)

Любой преданный, наделенный такими достоинствами и исполненный отеческой любви к своим ученикам может действовать как истинный гуру. Такой духовный учитель способен разрушить препятствия в бхаджане ученика, благословить его премой и привести его к лотосным стопам Радхи и Кришны.

Posted in Слава Гаятри-мантры.