Качества истинного ученика

В «Хари-бхакти-виласе» приводится подробный список качеств» которые должны развивать в себе искренние ученики11:

  • Ученики должны быть преданы лотосным стопам духовного учителя.
  • Они должны уметь строго соблюдать обеты, данные духовному учителю.
  • День и ночь они должны быть погружены в служение Господу телом, умом и речью.
  • Они должны гореть желанием постичь Абсолютную Истину.
  • Они должны обладать безупречным характером, быть правдивыми, добрыми, вежливыми, опрятными и разумными.
  • Они должны выказывать подобающее почтение старшим, инициированным вайшнавам и Господу.
  • Они должны контролировать чувства и избегать разговоров на мирские темы.
  • Они должны быть свободны от тяги к греховным поступкам.

А вот какими истинные ученики быть не должны:

  • Лениться, ходить грязными, болезненными, постоянно огорченными или погруженными в скорбь, сердитыми, гордыми и похотливыми, а также мечтать о материальных благах.
  • Культивировать в себе дух наслаждения.
  • Грешить (например, есть мясо, употреблять одурманивающие вещества, участвовать в азартных играх или вступать в незаконные половые отношения).
  • Зарабатывать на жизнь нечестными способами.
  • Разговаривать грубо или вульгарно, критиковать других, быть скупыми, злобными, неискренними и завистливыми.
  • Причинять другим боль и не пытаться избавиться от жестокосердия.
  • Быть невежественными или, с другой стороны, гордиться материальными познаниями.
  • Изучать или обсуждать невайшнавскую философию.
  • Переедать.

По отношению к своему гуру истинные ученики должны соблюдать следующий этикет:

  • Увидев гуру, они должны падать ниц, подобно подрубленному дереву (дандават).
  • Когда духовный учитель приближается, они должны подниматься ему навстречу, а когда уходит — следовать за ним.
  • Не следует покидать общество гуру, не спросив его дозволения.
  • Не следует произносить имя духовного учителя невнимательно; делать это всегда следует с почтением.
  • Не следует подражать походке, жестам и голосу духовного учителя.
  • К словам духовного учителя нужно относиться с огромным уважением.
  • Хотя духовный учитель может наказывать учеников, они не должны считать это проявлением его недоброжелательности.
  • Нельзя терпеть, когда кто-то критикует духовного учителя, священные писания или Господа. Столкнувшись с подобным явлением, надлежит тут же покинуть это место.
  • Не следует наступать на гирлянду духовного учителя, его постель, обувь, асану, тень или обеденный стол.
  • Перед духовным учителем нельзя вытягивать ноги, зевать, смеяться или издавать в его присутствии звуки, свидетельствующие о непочтительности.
  • Перед духовным учителем ученики не должны сидеть на асане или постели.
  • Не следует поклоняться другим, отдавая им предпочтение перед духовным учителем.
  • Перед духовным учителем не следует давать дикшу, толковать священные писания и демонстрировать свое превосходство.
  • Нельзя приказывать духовному учителю; нужно всегда его слушаться.
  • К духовному учителю нашего гуру следует относиться с не меньшим почтением.
  • К жене, сыну или родственникам духовного учителя нужно относиться так, как если бы это был сам духовный учитель (однако, если у духовного учителя есть сын, не следует этого сына купать, есть остатки его пищи или омывать ему стопы).
Posted in Гаятри-мантры.