Как нужно повторять гаятри

Слово джапа происходит от глагола джап, что значит «произносить» или «шептать». Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что из жертвоприношений Он — джапа13. Шрила Санатана Госвами описывает джапу следующим образом:

«В „Нрисимха-пуране» говорится, что джапа-ягья бывает трех видов:

1. Вачика, когда джапу произносят вслух.

2. Упамшу, когда ее произносят шепотом.

3. Манасика, когда ее повторяют мысленно.

Каждый последующий способ эффективнее предыдущего. Когда мантру произносят отчетливо, это называется вачика-джапа. Когда мантру произносят медленно, слегка шевеля губами, и когда слышать ее может только тот, кто ее повторяет, это называется упамшу-джапа. А когда человек сосредоточенно размышляет над значением мантры, используя свой разум и переходя от буквы к букве, от слова к слову, это называется манасика-джапа. По мнению мудреца Ягья-валкьи, упамшу-джапа эффективнее вачика-джапы в сто раз, а манасика — в тысячу, ибо манасика-джапа приравнивается к дхъяне, глубокой медитации»14.

Так каким же образом читать гаятри нам? Если манасика-джапа считается лучше вачики и упамшу, должны ли мы повторять ее только мысленно? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, объясняя природу мантр, поддерживает эту мысль:

«Мантра — это неслышно произносимый, ведущий к освобождению и выражающий преданность трансцендентный звук»15.

«Неслышно произносимый» означает произносимый в уме. Должны ли мы читать гаятри мысленно? В идеале да. Но следует учесть, что в наши дни сохранять сосредоточенность в процессе манасики, то есть при мысленном повторении мантр, может только тот, чей ум чист и умиротворен. Атмосфера, в которой мы живем, крайне беспокойна, и внешние факторы нередко влияют на наше внутреннее состояние. Поэтому Шрила Прабхупада учил нас читать мантры шепотом, как он написал об этом в письме одному из своих учеников:

«Гаятри-мантру не следует произносить громко. Гаятри означает „петь», но петь можно громко, а можно очень тихо. Гаятри-мантру нужно петь тихим шепотом»16.

Другим ученикам он писал:

«Я очень рад, что теперь вы оба регулярно повторяете шестнадцать и более кругов и каждый день шепотом читаете гаятри-мантры. Пожалуйста, продолжайте делать это каждый день»17.

В следующей цитате, в которой Шрила Прабхупада говорит о гопала-гаятри-мантре, подчеркивается тот же самый момент:

«Между безмолвной медитацией и повторением мантры вслух нет разницы, однако в нынешний век на нашей планете медитация стала невозможной. Поэтому рекомендуется громко петь такие мантры, как маха-мантра Харе Кришна, а также тихо произносить ашта-дашакшару, восемнадцати-сложную мантру»1*.

Сам Шрила Прабхупада, похоже, предпочитал произносить мантры шепотом:

«Помывшись, одевшись и поставив тилак, Прабхупада беззвучно повторял гаятри. Намотав на большой палец правой руки священный брахманский шнур, он садился, выпрямив спину, и повторял мантры, молча шевеля губами»19.

Мне кажется, на это стоит обратить внимание. Вряд ли мы извлечем большое благо из беззвучного, мысленного повторения священных гаятри-мантр, если не будем сознательно на них медитировать. Пример ачарьев и опыт многих преданных доказывают, что в наши дни сосредоточиться на мантрах легче, если повторять их шепотом. Главное — быть сосредоточенным! Давайте же попробуем читать гаятри-джапу с пробужденным сердцем, исполненным любви.

Известно два способа повторения упамшу-джапы. Первый — это молча шевелить губами, второй — бормотать или произносить звуки шепотом. Можно выбрать любой из этих способов по своему усмотрению. Возможны и такие редкие ситуации, когда мы полностью сосредоточенны и спокойны и хотим повторять мантру мысленно. Однако для большинства из нас такие ситуации будут скорее исключением, нежели правилом.

В один из приездов Шрилы Прабхупады в Австралию одному профессиональному кинематографисту, Уильяму, удалось заснять на пленку, как Прабхупада повторяет гаятри. Курма Прабху, автор книги «Большое трансцендентное приключение», так описывает эту сцену:

«Когда Прабхупада, глядя на изображение своего духовного учителя, начал повторять гаятри-мантры, Уильям стал снимать его крупным планом. На пленке запечатлелись размеренные, благородные, но при этом деликатные движения Прабхупады. Держа священный брахманский шнур намотанным на большой палец правой руки, он сидел, выпрямившись и немного опустив глаза, при этом слегка шевеля губами»20.

Как вести счет мантрам

Каждую из гаятри-мантр нужно читать десять раз. Таково указание Шрилы Прабхупады. Другие вайшнавы, в том числе некоторые Гаудия-вайшнавы, читают каждую мантру по двадцать раз и больше. В Южной Индии некоторые брахманы читают преимущественно гаятри, а маха-мантру повторяют редко. Поэтому каждую мантру они произносят по 108,1008 или даже больше раз. Мы — ученики и последователи Шрилы Прабхупады и потому следуем его бхаджана-пранали (наставлениям относительно бхаджана).

Чтобы освободить ум для медитации, подсчет мантр ведется большим пальцем правой руки. С каждой прочитанной мантрой его кончик перемещается по подушечкам пальцев, с одной фаланги на другую. Начинают со средней фаланги безымянного пальца, за ней следует первая, ближайшая к ладони, фаланга, и так далее по часовой стрелке до первой фаланги указательного пальца. Как вариант, для счета могут использоваться межфаланговые костные соединения, в той же самой последовательности. За более подробными указаниями можно обратиться к любому инициированному брахману.

Поскольку мантры являются секретными, мы советуем читать их скрытно. Иначе говоря, не нужно показывать другим, что вы повторяете гаятри. Поэтому руку, которая используется для подсчета, следует прикрыть.

Упавита — священный шнур

Во время второго посвящения духовный учитель дает своим ученикам мужского пола священный шнур, называемый йаджнопа-вйта (или просто упавйта). ЙаЬжнопавйта буквально значит «то, что окружает Вишну» (йаджна — «Вишну», упа-ви-ита — «окружающий»). Смысл этого выражения в том, что брахман носит шнур, опоясывающий Господа Вишну. Шрила Прабхупада пишет:

«Священный шнур — отличительный знак тех, кто способен изучать Веды под руководством ачарьи, истинного духовного учителя… Духовный учитель принимает в ученики только искренне ищущего и дает ему священный шнур»21.

Преданные часто спрашивают, сколько нитей должно быть в священном шнуре. Индийские брахманы обычно используют упави-ты из девяти нитей. По мнению некоторых вайшнавов, эти девять нитей символизируют девять методов преданного служения (шраванам, киртанам и т.д.). Другие говорят, что они представляют девять островов Шри Навадвипа-дхамы. Кто-то считает, что в них нужно видеть девять стадий пути преданности, описанных в «Бхакти-расамрита-синдху», от шраддхи до премы. А по мнению других вайшнавов, эти три представления прекрасно дополняют друг друга.

Когда Шрилу Прабхупаду поместили в самадхи, на нем было три тройных шнура. Другие Гаудия-вайшнавы носят шесть единичных шнуров, обозначающих шесть Госвами. Из всего этого можно заключить, что число нитей не так важно.

Более важно содержать упавиту в чистоте. Также одно из правил гласит, что ее нельзя снимать, пока она не станет слишком старой и поношенной. В этом проявляется наше уважение к упавите.

Во время массажа, при котором используется масло, во время бритья и любой другой деятельности, которая осквернит упавиту, ее можно обмотать вокруг талии. А возвращаясь к обычной деятельности, следует вернуть ее в изначальное положение, в котором она ниспадает с левого плеча наискосок к правому бедру.

Идя в туалет, шнур наматывают на правое ухо. В этом положении он остается чистым, даже когда оскверняется все тело, поскольку в правом ухе, согласно писаниям, присутствуют все священные тиртхи.

Место, где следует читать гаятри

Лучше всего повторять гаятри-мантры прямо перед Божествами, Туласидеви или изображением Шрилы Прабхупады, а также в присутствии духовного учителя или в обществе других брахманов. В священных писаниях по этому поводу говорится следующее:

сиддха-кшетрешу тйртхешу деватананна-саннидхау сахасрам шата-котйнам анантам вишну-саннидхау

«Когда джапу повторяют в трансцендентном месте, или месте паломничества, или там, где неподалеку пребывают полубоги (такие как Господь Шива), результаты от повторения умножаются в миллиард раз. А если повторять мантру возле Божества Господа Вишну или Кришны, то благо от этого будет безграничным»22.

Если человек не находится в храме, то во время утренней и дневной сандхьи, читая гаятри, он должен повернуться лицом на восток, а вечером — на север. Каждая из сторон света чему-то благоприятствует: восток — преданному служению, юг — кармической деятельности, запад — гьяне (умственным спекуляциям), а север — йоге. Но в присутствии Божества или гуру, конечно же, лучше смотреть на них, чем ориентироваться по сторонам света. (Часто в обрядовых целях Божество устанавливают лицом к востоку.)

Особенно благоприятно повторять гаятри, стоя по пояс в священной реке, находясь на берегу океана или на вершине горы. В писаниях не рекомендуется читать гаятри в движущемся транспорте, на постели или сидя спиной к храму, Божествам, огню, священному дереву или водоему, такому как река или озеро.

Положение тела при повторении гаятри

В «Бхагавад-гите» Кришна дает ценное наставление тем, кто занимается йогой:

самая кайа-широ-грйвам дхарайанн ачалам стхирах сампрекшйа насикаграм свам дишаш чанавалокайан

«Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа»23.

Это указание справедливо для всех школ медитации всех времен и народов. Когда спина прямая, выравнивается нервная система и становится легче сосредоточиться. В связи с этим в «Хари бхакти-виласе» говорится: «Повторяя гаятри-мантры, садхака не должен двигать головой и шеей или показывать зубы»24.

Не следует также забывать, что повторение мантры — это ягъя; так мы поклоняемся Господу (йаджнанам джапа-йаЬжн6>сми)гь. Поэтому во время чтения гаятри следует сидеть на подстилке» а не на голом полу, поскольку последнее считается оскорбительным по отношению к Божеству26. Это подтверждается следующим высказыванием:

анасанах шайано ва гаччханн уттхита эва ва ратхйайама шиве стхане на джапет тимирантаре

упанад-гу$ха-падо ва йана-шаййагатас татха прасарйа на джапет падав уткатасана эва ва

«Не следует читать джапу, сидя на голом полу, лежа при отходе ко сну, на ходу, стоя, находясь на дороге или в нечистом месте (например, в крематории), а также в неосвещенных местах. Нельзя повторять джапу обутым, в транспорте, в горизонтальном положении или с вытянутыми ногами»27.

Posted in Гаятри-мантры.