Как повторять мантры

В Бхагавад-гите Кришна говорит, что среди жертвоприношений Он — джапа йагйа, повторение джапы как жертвоприошение. Под словом джапа Кришна имеет в виду повторение Гайатри, а не Харе Кришна маха-мантру. В Агни Пуране дается такое определение джапе:»Слог «джа» разрушает цикл рождения и смерти, а слог «па» разрушает все грехи (папа). Поэтому джапа это то, что разрушает все грехи, останавливает круговорот рождения и смерти и освобождает душу от рабства.»

Существует два вида джапы: вачика (слуховая) и манасика (ментальная).

Вачика джапа подразделяется на два подвида: 1) беззвучная — повторять мантру шевеля губами, но не произносить не звука. Это называется упамшу. 2) шептание — повторять мантру шевеля при этом губами и говоря при этом тихо или шепотом.

Манасика (ментальная или медитативная) джапа совершается благодаря сосредоточению на значении каждого слова и полном значении всей мантры, не шевеля при этом языком, губами или не произнося ни звука.

«Упамшу джапа в сто раз лучше, чем слуховая джапа, а манасика джапа лучше в тысячу раз.» (Ману-самхита)

Манасика джапу очень трудно выполнять в этот век беспокойств, возбуждения и ментальной нечистоты. Поэтому ачарьи рекомендуют вачика-джапа, повторение мантр тихо и очень ясно для того, чтобы устранить невежество и летаргию ума. Необходимо практиковать упамшу джапу, повторяя ее молча, чтобы очистить ум от страсти. Хотя манасика джапа является самой могущественной, она доступна для тех садхак, кто чисты, умиротворены и исполнены благости (саттва-гуна). Как об этом пишет Хари Шаури Прабху, Шрила Прабхупада, повторяя Гайатри мантру, использовал метод упамшу джапы. Необходимо выбрать метод, учитывая свою квалификацию и указание духовного учителя.

Гайатри мантры действуют и дают результаты только если человек живет на брахманической платформе внутренней и внешней чистоты. Чтобы успешно повторять Гайтри-мантру необходимо приобрести брахманические качества спокойствия, самоконтроля, аскетизма и чистоты (совершение омовения три раза в день и ношение чистой одежды). Ментальная чистота достигается повторением Харе Кришна и выполнением бхута-сиддхи (смотри молитвы, приведенные ниже); для достижения успеха при повторении Гайатри необходима также глубокая сосредоточенность на значении мантр.

Необходимо сидеть совершенно спокойно (не качать головой и не раскачиваться взад и вперед) с прямой спиной, так как прямая осанка успокаивает нервы и помогает концентрироваться. Кришна дает то же самое наставление в Бхагавад-гите (6.13): «Необходимо держать свое тело, шею и голову прямо на одной линии и постоянно смотреть на кончик носа.» Не шевеля губами, языком, не показывая зубы, необходимо закрыть свои глаза и тихо повторять в уме, глубоко размышляя о значении каждого слова и значении всей мантры. Относительно момента статического положения языка: в некоторых книгах по йоге говорится, что концентрация при повторении мантр в уме увеличивается, когда язык держится постоянно напротив неба.

Один йоги сказал: «Это способствует циркуляции праны, создавая для нее нечто вроде моста между циклами ее вращения в голове и теле. Когда вы будете так делать, ваша аура автоматически будет больше.. Если вы добавите контроль дыхания, ваша аура станет еще больше. Таким образом это будет хорошо для здоровья, ума и духа.» Конечно, программа йоги и пранайамы для здоровья не являются целью, но принцип таков — делать то, что помогает установить ум на Кришне и никогда не забывать его. Однако, если кто-то не может сконцентрироваться, повторяя про себя в уме, тогда он может слегка двигать зубами, неслышно проговаривая слова Гайатри.

«Повторяя Гайатри джапу садхака не должен двигать головой и шеей и показывать свои зубы. Он освящает свой ум, отрывая его от объектов чувств и тихо медитируя на значение мантры. Если мантра остается в уме, а ум остается в мантре (другими словами — ум и мантра соединяются), тогда качества Гайатри джапы проявляются чтецу. При совершении джапы пальцы должны держаться вместе и слегка сжаты у основания. Если пальцы не соединены, эффект джапы улетучится.» (ХБВ семнадцатая виласа)

Хотя здесь дано много внешних советов, ум — это главный фактор в успешном повторении мантры. Совершенство приходит от интенсивной медитации, не от сидячих поз. Медитация означает глубокое сосредоточение на Кришне, который появляется в форме мантры (мантра-рупа). Садхака должен сфокусировать всю свою ментальную и интеллектуальную энергию на мантре до тех пор, пока она не откроет свои секреты. Господь Брахма, например, сосредоточивался на Гопала- мантре до тех пор, пока она полностью не расцвела в его сознании. Медитация — это искусство общения с Кришной, приобретаемое после поисков Его в темной глубине своего сердца.

Чтобы избежать сонливости и достичь максимальной концентрации можно сидеть в сиддхасане или падмасане, которую Господь Брахма использовал при чтении Гопала мантры. «Сидя таким образом и повторяя, человек может держать свое тело прямо и это поможет в процессе повторения; иначе можно заснуть.» (ШБ 7.15.31 к.)

Падмасана — сначала сядьте на пол, на сиденье, сделанное из травы куша, шерсти или шелка. Возьмите правую стопу и поместите ее поверх левого бедра, упираясь внешним краем стопы в пах. Поднесите правое колено к лицу. Поднимите левую стопу над правым бедром и упритесь ею в правый пах. Продвиньте стопу дальше в пах и попытайтесь приблизить колени друг к другу. Сидите прямо, подтягивая тело кверху. Распрямите грудь и опустите плечи. Поднимите диафрагму и расслабьте лицо.

Если вы не можете делать асаны или сидеть прямо, тогда сядьте у стены или на устойчивый стул. Необходимо сидеть совершенно спокойно, дышать медленно и не двигать языком. Зафиксировав ум на Шри Гуру, Шримане Махапрабху и на лотосных стопах Радхи и Кришны или на личном ишта-деве, начинайте повторять с абсолютным вниманием, чувством и преданностью. Глубоко медитируйте на значение каждого слова и значением всей мантры.

«Джапа относится к повторению в уме мула мантр Божеств и к Гайатри мантрам, данным духовным учителем. Попытайтесь осознать, что мантра неотлична от Божества, которому вы поклоняетесь. Сядьте правильно на асане, сделайте ачамана и накройте во время повторения правую руку верхней одеждой. Счет мантр, повторяемых на пальцах не должен выставляться напоказ.»(ПАП)

Цель жизни никогда нельзя достигнуть посредством мирского разума. С повышением качества повторения, бхакти войдет в сердце и приведет человека к лотосным стопам Гиридхари. Единственная цель повторения этих мантр — развить чистую любовь к Кришне. Повторение Гайатри — это могущественная форма медитации, дающая огромный результат, если она совершается с искренностью и серьезностью. Даже премамайи Шримати Радхарани сосредоточено медитирует на Своего возлюбленного после того как вознесет молитвы Ее ишта-деву.

» ‘Если не ложь то, что люди говорят: «Гандхарвика и Гиридхари вечно являются одной душой», тогда, пожалуйста, о Гиридхари! Чтобы сделать эту половину нашей души счастливой, милостиво появись прямо сейчас перед моими глазами!’

«Помолясь таким образом, Шримати Радхика закрыла затем Свои глаза и начала медитировать на возлюбленного Ее души, Шри Гиридхари. Отключив всю деятельность Своих чувств подобно йогини, Радхика сидела неподвижно, полностью утвердившись в непрерывном состоянии безмолвия.» (ПС)

На всех вайшнавов, принявших инициацию (мантра-дикшу) налагается обязанность повторять Гайатри мантру чисто, без оскорблений, трижды в день в течение всей их жизни. Само слово «гайатри» означает «воспевать» (гайа) три (три) раза в день. Такое ежедневное выполнение религиозных ритуалов через определенные периоды дня называются «ахника». Гуру дает следующие мантры: Брахма-гайатри, Гуру-мантра, Гуру-гайатри, Гаура-мантра, Гопала-мантра, Кама-гайатри, Панча-таттва мантра и харинама. Считая эти мантры формой Бхагавана, повторяйте их с великой верой, любовью и привязанностью. Это не обычные мантры. Они абсолютно трансцендентны и исполнены безграничного духовного могущества.

Перед чтением необходимо принять омовение, нанести тилаку, должным образом одеться, завязать шикху и выбрать подходящее место для чтения. Гайатри должна читаться в тихом, освященном и спокойном месте, идеально перед Божествами в храме или своим личным Божеством. Можно себе только предстваить как спокойно было во Вриндаване пятьсот лет назад во времена Шри Рупы и Санатаны Госвами. Все равно, Госвами выбирали самые укромные места, чтобы сосредоточится на своем повторении и на лила смарана. В Гокуле Шрила Санатана Госвами совершал бхаджан в пещере на глубине пятнадцати стоп под землей. Рагхава Госвами укрывался в пещере Гвардхана, а в Унчагоан Нарайана Бхатта Госвами устроил себе бхаджан кутир на глубине двадцать стоп под землей. Эти ачарьи показывают важность не отвлекающей внимания окружающей обстановки, необходимой для концентрации в бхаджане.

В Харинама-чинтамани Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, что невнимательность или отвлечение на другие вещи — основная причина оскорблений в повторении Кришна-намы. Этот принцип применим также к повторению Гайатри. В настоящее время преданные носят earplags? ушные протекторы или наушники, чтобы блокировать мешающий при повторении Гайатри шум. Использование таких приспособлений для создания тихой, не отвлекающей внимание обстановки, несомненно улучшит качество повторения. Если человек использует эту технику, он осознает внутренний смысл фразы «молчание — золото.»

В большинстве случаев читать Гайатри утром перед храмовыми Божествами будет невозможно, так как они не дают в это время даршан. Необходимо всегда смотреть на Божество во время чтения. Если вы читаете не перед Божеством, шастры рекомендуют сидеть во время утренней и дневной сандхйи лицом на восток и во время вечерней — на север. Сидеть рядом или стоять, погрузившись в воду по грудь, в священной реке, такой как Йамуна или Ганга, недалеко от океана или на вершине горы — это тоже благоприятные места.

«Повторение Гайатри на личной асане приносит благо; повторение на открытом воздухе (=аутсайд) дает блага в 1000 раз больше; повторение в реке дает блага в 100 000 раз больше; повторение перед Божествами дает безграничное благо.» (Линга Пурана)

«Гайатри джапа совершаемая в саду туласи, в гошале, в окрестностях храма или в присутствии гуру очень легко контролирует ум, приносит совершенство и духовную радость.» (Тантрасара)

Нельзя читать Гайатри в движущемся сухопутном транспорте, на кровати или повернувшись спиной к храму, огню, дереву пипул или резервуару с водой. Выбрав правильное время и место, необходимо освятить свой ум и сознание, совершив ачаман и медитируя на следующие молитвы.

Молитвы Бхута Суддхи=Сиддхи

1) нахам випро на ча нара-патир напи вайшйо на шудро
нахам варни на ча гриха-патир но вана-стхо йатир ва
кинту продйан никхила-парамананда-пурнамритабдхер
гопи-бхартух пада-камалайор даса-дасанудасах
(Падйавали 63)

«Я не брахмана, не кшатрийа, не вайшйа или шудра. Я не брахмачари, грихастха, ванапрастха или санйаси. Кто я? Я вечный слуга слуги слуги Шри Кришны, господина гопи.»

2) «По природе я вечный слуга Кришны. Но по неудаче я был враждебен к Кришне с незапамятных времен. Таким образом отождествляя себя со своим временным материальным телом, я постоянно вращался в цикле самсары, страдая от тройственных страданий материального существования. Сейчас по беспричинной милости моего возлюбленного духовного учителя я полностью осознал, что я вечный слуга Кришны. Я индивидуальное живое существо, полностью отличное от моего грубого и тонкого тела. По милости моего духовного учителя я обрел счастливую возможность служить ему и помогать в его вечном служении лотосным стопам Шри Чайтанйи Махапрабху и Гандхарвика-Гиридхари в блаженном духовном царстве Голока Вриндаваны.»

Хотя нет необходимости накручивать или держать упавиту (священный шнур) во время повторения Гайатри мантр, традиционно Гаудия вайшнавы накручивают упавиту два с половиной раза вокруг большого пальца правой руки, покрывают руки верхней одеждой и повторяют мантры беззвучно. Повторяя, не занимайтесь другой деятельностью — не нужно разговаривать, смотреть в разные стороны, качать головой, раскачиваться из стороны в сторону, зевать, дремать, чесаться или касаться носа. Отвлечение означает невнимание; невнимание означает оскорбление и оскорбление становится препятствием на пути к преме.

Самый важный фактор, необходимый для успешного повторения, — это тип концепции и отношения, стоящих за повтореннием мантр. Майавади также читают Харе Кришна и Гайтри мантры. Однако, как на то указывает Шрила Бхактивинода Тхакура, майавади, повторяя Харе Кришна, хотят исчезнуть в брахмаджйоти. Их повторение доставляет боль, оно подобно тому как если бы молнии метались в тело Кришны.

Лучший способ повторения Брахма-гайатри — это манасика, беззвучно в уме. «Не двигая губами или языком, не двигая головой или шеей, не обнажая зубы, медитируйте на слоги мантры, значение каждого слова и значение всей мантры. Не зная ее значения, человек не достигнет цель, стоящую за повторением этой мантры.» (Йагйавалкйа-смрити)

Чтобы помочь совершенствовать повторение мантры, были введены различные ритуалы, очищающие ум и повышающие концентрацию. В эти ритуалы входят: ачамана, пранайама, санкалпа, дхйана, аргхйа и т.д. Повторение Гайатри мантры наряду с совершением ритуалов называется сандхйа вандана. Хотя в Хари-бхакти-виласе объясняется, насколько важно выполнение сандхйа ванданы, в ней говорится также, что если человек повторяет мантру с оскорблениями, он может отказаться от сопутствующих ритуалов. Самый важный момент — это повторять мантру с усиленным вниманием, полностью сосредоточившись на значении каждого слова и значении всей мантры.

В первой мантре Манах Шикши Шрила Рагхунатха Даса Госвами обращается с молитвами к своему уму: «О мой дорогой друг, мой глупый ум. Я смиренно молюсь тебе, подбирая сладкие слова. Пожалуйста, откажись от всей гордости и без задержки начни развивать возвышенную и непрерывную «рати» к твоим дикша-мантрам.» Этот стих содержит в себе следующий смысл: садхаки должны регулярно повторять их Гайатри мантры с привязанностью и преданностью как их учил тому Гурудева.

Posted in Слава Гаятри-мантры.