Как правильно повторять гаятри

Сандхья — надлежащее время

В Ведах подчеркивается, что очень важно повторять гаятри в определенные промежутки времени (сандхъи):

сандхйа-хйно ‘шучир нитйам анархах сарва-кармасу йад анйат куру те карма на тасйа пхала-бхйг бхавет

«Тот, кто возносит молитвы и совершает обряды поклонения в ненадлежащее время (пренебрегает сандхъя-ванданой), считается нечистым и непригодным для совершения любой другой кармы. Без сандхъя-ванданы любая его деятельность, будь то изучение священных писаний, вознесение молитв, подношение даров, отправление ритуалов или даже посещение храма с целью поклонения Богу, будет напрасной тратой времени и не принесет никаких плодов»8.

«Агни-пурана» подтверждает:

эвам сандхйа-видхим кртва
гайатрим ча джапет смарет
гайатри-уктани шастрани
бхаргам пранамс татхаива на

«Человек должен выполнять обязанности, предписанные для каждого из трех особых периодов, сандхий. В это время нужно произнести гаятри-джапу, медитируя на слова мантры, записанные в шастрах, на трансцендентное сияние (бхарга) и на жизненный воздух (прана)»9.

Господь Кришна дает следующие наставления Уддхаве:

сандхйопастйади-кармани веденачодитани ме пуджам таих калпайет самйак-санкалпах карма-паванйм

«Сосредоточив на Мне свой ум, человек должен с твердой решимостью (санкалпа) поклоняться Мне, выполняя различные предписанные обязанности, такие как чтение мантр гаятри в определенное время суток (на рассвете, в полдень и на закате). Такие действия предписаны Ведами и очищают поклоняющегося от последствий его кармической деятельности»10.

Слова самйак-санкалпах, «с твердой решимостью», употребленные в этом стихе, очень важны. Кришна убеждает Уддхаву, что повторение гаятри должно сопровождаться санкалпой, стойкой приверженностью объекту своей медитации. Об этом мы уже говорили во второй главе.

Значение слова «сандхйа» Слово сандхйа означает «то, что связывает», «стык». Утренняя сандхъя приходится на стык ночи и дня, полуденная — на время, когда солнце в зените, а вечерняя — на сумерки. В это время атмосфера наиболее благоприятствует медитации.

С астрономической точки зрения, есть и четвертая сандхья — полночь, стык текущих суток и наступающих. В ведические времена некоторые риши соблюдали все сандхъя-ванданы, то есть возносили молитвы и проводили ритуал во время каждой сандхьи — в том числе и полуночной. Узнать подробнее о культуре и истории сандхъя-ванданы вы сможете в главе «Вопросы и ответы» данной книги.

Каждой сандхъей повелевает одна из богинь, жен Господа Вишну. Во время утренней сандхьи преданный обращается к Гаятри-деви, днем — к Савитридеви, а вечером — к Сарасвати-деви. Три эти богини — экспансии Шримати Радхарани. Считается, что преданные, которые не читают мантры в один из предписанных промежутков времени, пренебрегают богиней, олицетворяющей соответствующую сандхью, а значит, наносят ей оскорбление. То, насколько важно соблюдать сандхьи, многократно подчеркивается в священных писаниях:

«Если на восходе или закате ученик намеренно спит, пренебрегая законом, он должен целый день поститься и повторять гаятри тысячу восемь раз»11,

Сандхья и три гуны Слово сандхйа можно объяснить иначе: сам означает «хороший», а дхйа указывает на дхьяну, медитацию. Таким образом, слово сандхйа значит «хорошая дхьяна, или медитация на Кришну». Не последнюю роль здесь играют три гуны. Чтобы как следует погрузиться в медитацию (как говорилось в предыдущей главе), нужно подняться на уровень саттва-гуны, а оттуда попытаться достичь трансцендентной шуддха-саттвы. Практика сандхья-ванданы (поклонения или медитации во время сандхьи) поможет нам преодолеть влияние низших гун природы. Чтобы понять это, рассмотрим, каким образом гуны связаны с разным временем суток.

Рассвет и утро — время саттвы, полдень находится во власти раджаса, а сумерки и вечер принадлежат тамасу. Таков космический закон, прекрасно обоснованный в ведических писаниях. В утренние часы, особенно до или во время брахма-муху’рты, ум спокоен, тих и ясен. Когда ум находится в таком состоянии, медитация на Господа особенно эффективна. Именно потому рекомендуется поклоняться Господу в прата-сандхью (утром).

По мере того как день вступает в свои права, человек оказывается все больше поглощенным работой и прочей деятельностью. В это время сильно влияние раджо-гуны (гуны творчества и страсти). В полдень натиск раджо-гуны на час или два спадает, и в это время рекомендуется обратить свой ум к Господу и в медитации вспомнить о том, что весь наш труд прямо или косвенно предназначен для служения Кришне. Только после такой медитации позволено есть и отдыхать. Так можно сдержать раджо-гуну и позволить благости управлять нашими мыслями. Вот почему важно поклоняться Господу в полдень, в период мадхьяхники.

Когда наступает вечер и рабочий день подходит к концу, в уме возникает желание есть, спать или заниматься делами, несовместимыми с высокими стандартами духовной жизни. К этому времени вот-вот должна взять верх третья, низшая гуна — тамас, гуна невежества и лени. Поэтому, прежде чем завершить свои повседневные дела, нужно проявить волю и попытаться вырваться из объятий тамаса. Устремив свой ум к Кришне и предлагая Ему плоды своих трудов, человек вновь восходит на уровень саттва-гуны. Таковы плоды саям-ванданы, вечернего поклонения.

Тот, кто упорно, трижды в день, соблюдает сандхья-вандану, несомненно, сумеет избежать влияния низших гун природы и утвердится на уровне гуны благости, став настоящим брахманом. Для таких людей духовный прогресс будет быстрым и радостным.

Posted in Гаятри-мантры.