Как правильно выбирать духовного учителя

В приведенной ниже лекции Шрила Прабхупада говорит о некоторых важных принципах, которые мы должны соблюсти, когда выбираем духовного учителя.

«Ведическое предписание гласит: „Обратись к духовному учителю». ТаЬ-виджнанартхам са гурум эвйбхигаччхет5. Абхигаччхет означает „ты должен». Иного варианта нет. Если вам действительно необходимо трансцендентное знание, вы должны обратиться к гуру. Человеческая жизнь предназначена для тад-виджнанам, усвоения трансцендентного знания.

О том, каким образом нужно учиться у гуру, также говорится здесь. Tab виддхи. Попытайся узнать от него… Tab eudbxu пранипатена6. Сначала нужно предаться. Вы не можете обратиться к какому-то человеку и чему-то научиться у него, если у вас нет этого чувства полной покорности. Я принимаю гуру, но мысленно остаюсь независимым: „С чего это я должен выполнять указания гуру?»1 Это значит, что вы не вручили себя ему. Нет этой преданности. Это обман. Просто чтобы достичь какой-то своей цели. Но это не поможет. Если в ваших мыслях есть двуличие, вам никогда не удастся достичь успеха, какой бы деятельностью вы ни занимались. Итак, метод заключается в этом: тад виддхи пранипатена. Нужно вручить себя. Поэтому, пока вы не найдете того, кому вы можете полностью предаться, не принимайте гуру. Это обман. До тех пор пока вы не будете полностью уверены: „Я предаюсь этому человеку. Он выше меня. Он может дать мне истинное знание…»

Поэтому, прежде чем признать человека своим гуру, нужно по меньшей мере год слушать то, что он говорит. И когда вы уверены: „Да, он действительно гуру, который может учить меня», — вы можете принять его. Не делайте это по прихоти. Это никуда не годится, что человек третий день здесь, а мне говорят: „Прабхупада, дайте ему посвящение». С какой стати? Посмотрите сначала, подходит ли он для того, чтобы стать учеником, и только потом рекомендуйте его. В противном случае не нужно этого делать…

Поэтому в „Хари-бхакти-виласе» Санатана Госвами рекомендует духовному учителю и ученику общаться по крайней мере год, чтобы ученик понял: „Вот человек, которого я могу принять своим гуру», — чтобы и гуру мог увидеть: „Вот человек, достойный стать моим учеником». Тогда всё в порядке. Суть в тад виддхи пранипатена, в готовности предаться. Если нет этого настроения полной покорности, как тогда быть учеником? Это невозможно.

Это не простые вещи. Но, поскольку сейчас век Кали, очень тяжелое время, Шри Чайтанья Махапрабху сказал: калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха. Просто повторяйте мантру Харе Кришна. Это очистит ваше сердце. Тогда вы поймете, кто такой гуру, кому нужно вручить себя, у кого учиться. Так мы сможем сделать это… Но, если мы выберем духовного учителя наобум, нас ждет неудача.

Итак, сатйам шаучам дайа. Чтобы принять гуру, тоже нужно служить. Иногда мы служим тому, кто ниже нас по положению и страдает. Это тоже служение. Такой вид служения называется дайа, а другой — сева. Если вы хотите развить в себе сознание Бога, вам надлежит совершать другой вид служения — севу, а не дайю. Вы не можете пролить свою милость на Бога. Бог полон. Ему нет нужды в вашей милости. Севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах7. Если хотите знать, что представляет Собой Бог, совершайте другое служение, севу.

Это служение начинается с языка. Обычно, думая о служении, мы вспоминаем о своих руках и ногах. „Я могу служить при помощи рук, ног». Нет. Наука о познании Бога гласит, что служение начинается с языка. Атах шрй-кршна-намади на бхавеЬ грахйам индрийаих. [При помощи грубых органов чувств] вы не сможете понять, что представляет собой Бог, Кришна, Его имя, Его деяния… Нама-ади означает Его имя, облик, качества, деяния, игры, окружение — много всего, ади.

Например, мы повторяем мантру Харе Кришна. Однако сами по себе мы не можем понять, что значат слова Харе Кришна. Мы не понимаем. На бхавед грахйам индрийаих. Индрийаих означает „чувства». На свете столько людей, которые слышали эти звуки, почему же в них не развилось сознание Кришны? Потому что нет севы, нет служения. Поэтому и говорится: атах шрй-кршна-намади на бхавед грахйам индрийаих. Но как воспринять это индриями, органами чувств? Севонмукхе хи джихвадау. При помощи служения. А с чего начинается служение? Оно начинается с джихвадау, с языка. Оно начинается с языка. Таково служение»8.

«Не делайте это по прихоти». Слова Шрилы Прабхупады подтверждаются в «Муктавали». Там говорится, что гуру и ученик должны изучать характер друг друга в течение года. Если по прошествии этого времени гуру убеждается в пригодности ученика, он может наградить его, испытанного и доказавшего свою верность, священной инициацией.

К тому же этот испытательный срок дает кандидату в ученики возможность проверить и, если необходимо, укрепить веру в бу-, дущего гуру. Только тогда он сможет вложить всю свою энергию во взаимоотношения с духовным учителем.

В некоторых случаях ученик может обнаружить, что его тяга к конкретному духовному учителю основывалась на ложных ожиданиях, случайных впечатлениях, поверхностных эмоциях или даже ошибочном понимании. В таком случае испытательный срок защитит кандидата в ученики от неверного выбора. У него будет время и возможность переориентироваться, основываясь на более зрелом понимании природы взаимоотношений гуру и ученика.

В нынешних обстоятельствах не всегда возможно придерживаться этого древнего правила, и, конечно, бывают исключения, когда ученик и учитель настолько компетентны, что имеют полное право отказаться от испытательного срока. Однако, если мы хотим, чтобы у нас сложились истинные и зрелые взаимоотношения, нам следует придерживаться данного предписания. Это серьезный шаг, поскольку отношения должны основываться на исполненной любви севе, для которой нужно прочное основание из твердой веры. Ученичество — это не игрушка.

Испытательный срок важен не только для ученика, но и для духовного учителя. В священных писаниях многократно подчеркивается, что гуру берет на себя ответственность за поведение своих учеников. Это очень серьезное обязательство, как видно из следующего утверждения:

раджни чаматйаджа дошах патнй-папам сва-бхартари татха шишйарджитам папам гурух прапноти нишчитам

«Подобно царю, который пожинает плоды действий своих министров, или мужу, который разделяет с женой последствия ее прегрешений, духовный учитель принимает на себя часть последствий грехов, совершённых учениками. В этом нет сомнения»9.

Разумеется, это не снимает с ученика ответственность за хорошие или дурные поступки. Преданное служение всегда основано на свободной воле10.

Posted in Гаятри-мантры.