Кама-гаятри и спонтанное преданное служение

Спонтанное любовное служение Кришне проявляется в сердце садхаки, когда тот чувствует неодолимую тягу к преданному служению, которым заняты вечные жители Вриндавана. Такое трансцендентное влечение называется рагой, а садхана, которой следует преданный, испытывающий подобное трансцендентное влечение, — рагануга-бхакти (рага-ануга означает «следуя трансцендентной раге»). Этого уровня садхака достигает, когда преодолевает свою материальную обусловленность и избавляется от всех нежелательных качеств (анартх).

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Мантрартха-дипике» разбирает кама-гаятри с точки зрения сокровенной рагануга-бхакти. Сначала он отмечает, что кама-гаятри — это маха-мантра и что преданные, которые сделали повторение этой мантры своей повседневной садханой, родятся во Вриндаване. Далее он говорит, что Божеством, которому поклоняются при помощи этой мантры (ишта-девой), является Шри Кришна, владыка мадхурья-расы и трансцендентный бог любви. После этого он одно за другим разбирает слова, составляющие мантру:

  • Слог клим показывает нам, как звук флейты Кришны пленяет умы Радхи и других гопи.
  • Кама-девайа показывает, как Радха и другие гопи очарованы сладостными играми Кришны.
  • Слово кама следует понимать как самбандху (отношения) и анугу (послушное следование). Это значит, что поклонение Кришне при помощи повторения кама-гаятри совершается на уровне кама-ануги, или рага-ануга-бхакти. Кому-то данное утверждение может показаться безосновательным, однако следует вспомнить, что задача мантры заключается именно в том, чтобы высветить и усилить наше самое сокровенное желание: спонтанно и с чистой любовью служить Кришне.
  • Другой возможный вариант истолкования слова камадева-йа — это дивйати-каман, «Он демонстрирует Свои желания». Или камена дивйати, «Он являет Свои разнообразные игры по Своему желанию».
  • Почему Кришна — Камадева? Потому, что Он — пушпаба-на, тот, кто выпускает пять цветочных стрел из Своего лука Шарнга, у которого пять тетив. Таким образом, дхймахи означает: «Я медитирую на Него, обладателя пяти стрел». Отсюда следует, что слово пушпа-банайа показывает нам, как любовная сладость и другие особенности качеств Кришны подпитывают в Радхе и гопи волнение супружеской любви.
  • Кришна присутствует во Вриндаване как ананга, невидимый, вездесущий бог любви, обворожительный и вечно юный. Он — единственный, кому поклоняются при помощи кама-биджи и кама-гаятри, и только Его облик влечет к себе садхаку. Трансцендентный облик Кришны не имеет себе равных среди всех прочих проявлений Господа; этот облик — олицетворение любовной преданности мадхурья-расы.
  • Тан но прачодайат означает «пусть Он вдохновляет нас». Или же, если прочитать это слово как тан но пракар-шена чодайат, — «пусть Он милостиво порадует нас (чодайат) Своими непревзойденными, несравненными качествами (пракаршена), позволив нам с любовью служить Ему».
  • По мнению Прабодхананды Сарасвати39, слово прачодайат может быть истолковано как пракршта-рупена ча удайат, «пусть Он явится (удайат) в Своей полной форме», то есть в той форме, в которой сияют двадцать четыре с половиной луны40.

Когда Кришна исполняет Свой прославленный танец раса, Он просит Свою энергию Йогамайю отойти в сторону и просто наблюдать за тем, как Он выходит на сцену любви в роли полностью независимого Камадевы. Именно таким образом рагануга-садхака должен размышлять над кама-гаятри. Бхактивинода Тхакур объясняет:

«Йогамайя, наблюдающая за танцем раса, — это и есть та форма, которую принимает гаятри: она созерцает игры Кришны»41.

Во многих сокровенных священных писаниях вайшнавов хранятся рассказы о раса-липе, самой знаменитой из всех игр Господа. Глубже погрузиться в эти возвышенные повествования вы сможете только после того, как, тщательно оценив свою квалификацию и способность «переварить» столь сокровенные темы, ознакомитесь с раса-лилой под руководством духовного учителя.

Posted in Гаятри-мантры.