Клим

Слог клим называют ананда-бйджа. Он вызывает божественное присутствие Шри Шри Радхи-Кришны в Их совместной лиле. Поскольку Чайтанья Махапрабху — объединенная форма Божественной Четы, биджа клим используется и в Его мантре.

Кроме того, клим называют кана-биджей. Этот слог — семя исполнения всех желаний (камы). На одном уровне, как мы увидим позже, это относится ко всем материальным желаниям, из которых возник материальный мир во всем его многообразии. Но в высшем смысле слог клим представляет духовное желание Бхагавана Шри Кришны насладиться расой (расо ваи сах)%.

Между материальным и духовным желанием есть важное различие. В основе материальной жизни лежит стремление наслаждаться объектами чувств. Такое желание возникает из ощущения неполноты, проистекающего в свою очередь из ложного эго — ошибочного отождествления себя с материей. А духовное желание возникает из ощущения полноты. Оно всегда исполнено радости. Его материальное отражение навязывается обусловленной душе чувствами и беспокойным умом, поэтому в нем нет радости. Материальные желания оставляют у живого существа чувство незавершенности, постоянное ощущение нехватки чего-то. Иначе говоря, разница между материальным и духовным желанием — та же, что между вожделением и чистой любовью.

В этом и состоит непостижимая важность повторения клим: повторяя гопала-мантру у которой предшествует кама-биджа, мы можем перейти из жалкого мира материальных желаний к жизни в расе, исполненной радости и любви к Кришне.

Следует понять, что этот священный слог состоит из особых звуков. Клйм — это олицетворение божественного облика Кришны; он — сама природа Верховной Личности Бога. Шрила Прабхупада объясняет:

«Слово клим, которое прибавляют к мантре гаятри, разъясняется в „Брахма-самхите». Там его называют трансцендентным семенем любви к Богу, или семенем кама-гаятри. Объект, который он обозначает, — это Кришна, вечно юный бог любви. Повторяя мантру клим, мы поклоняемся Кришне»9.

Таким образом, один из способов проникнуть в тайны кама-биджи — это медитировать на ее идентичность божественному облику Шри Кришны. Вишванатха Чакраварти Тхакур рассказывает нам об этой сокровенной медитации, цитируя нижеследующие стихи. В первом стихе перечислены пять элементов кама-биджи:

панчаланкара-самйуктам бйджанту парамадбхутам ка-караш на ла-караш ча и-караш чардха-чандраках чандра-биндуш ча тад-йуктам кама-биджам удахртам

«Кама-биджа клим (0) необыкновенно чудесна, ибо наделена пятью украшениями:

1. буква ка.

2. буква ла.

3. буква и.

4. символ полумесяца (ардха-чандра, или нада).

5. луноподобная точка над ним (чандра-бинду).

Слово, состоящее из этих пяти символов, называется кама-биджей»10.

Затем мы читаем, каким образом в слове клим можно увидеть части трансцендентного тела Господа Кришны:

атха шрй-кама-бйджасйа
шарйрам виграхатмакам
шрй-кршна-шарйрабхиннанй-
акшарани крамат шрну

ка-карена широ бхало
бхрур-наса-нетра-карнакау
ла-карена бхавед гандас
тад-данто хану-рупаках

чибуко ‘тха грйва чаива
кантхах прштхаш ча суврата
и-карах скандхо бахуш ча
капхони-рангулй-накхах

ардха-чандро вакшас тундах
паршво набхих катис татха
чандра-биндав уру-джану-
джангха гулпхаш ча падаках

паршниш чапй ангулй чаива
накхендур апи парадах
ити виграха-рупаш ча
кама-бйджатмако харих

«О Нарада Муни, пожалуйста, выслушай описание облика кама-биджи. Буквы этой биджи неотличны от трансцендентного тела Шри Кришны.

1. (ка) — это Его голова, лоб, брови, нос, глаза и уши.

2. (ла) — это Его щеки, зубы, рот, подбородок, шея, горло и спина.

3. (и) — это Его плечи, руки, локти, пальцы и ногти.

4. (ардха-чандра) — это Его грудь, живот, бока, пупок и талия.

5. (бинду) — это Его бедра, колени, икры, лодыжки, стопы, пятки, пальцы на ногах и луноподобные ногти»11.

Чуть дальше, обсуждая кама-гаятри, мы услышим о пяти цветочных стрелах Кришны, при помощи которых Он покоряет ум и чувства Своих преданных. По мнению Вишванатхи Чакравар-ти Тхакура, каждый из пяти элементов слога клим соотносится с одной из пяти этих стрел:

бйджакшарам панча-пушпа-бана-тулйам крамат шрну

ка-караш чамра-мукуло ла-караш чашоках смртах

и-каро маллика-пушпам мадхавй чардха-чандраках биндуш ча бакула-пушпам эте банах сйур эва ча

«Знай же, что буквы этой биджи неотличны от пяти цветочных стрел (панча-пушпа-бана) Господа Кришны:

1. (ка) — это бутон манго (амра-мукула).

2. (ла) — пышный, красный цветок ашока.

3. (и) — это жасмин (маллика).

4. (ардха-чандра) — весенний цветок мадхавй.

5. (бинду) — цветок с вечнозеленого дерева бакула.

Таким образом, пять букв кама-биджи суть пять видов цветочных стрел».

Вишванатха Чакраварти Тхакур продолжает объяснять, каким образом кама-биджа идентична Шри Шри Радхе-Кришне и Их сокровенным играм:

ка-карах пурушах кршнах
сач-чид-ананда-виграхах
и-карах пракртй радха
нитйа-врндаванешварй

лаш чанандатмакам према-
сукхам тайош ча кйртитам
чумбан-ананда-мадхурйам
нада-биндух сам-йритах

1. (ка) — это Кришна, верховный пуруша, олицетворение сач-чид-ананды.

2. (и) — это Радха, пракрити, или хладини-шакти Кришны, вечная царица Шри Вриндавана-дхамы.

3. (ла) славится как чистая, исполненная блаженства радость Их взаимной экстатической любви (према-сукха), самая суть Их безграничного счастья (ананда-атмака).

4. (соединенные нада и бинду) называются чумбан-ананда-мадхурйам, сладостью Их исполненных блаженства поцелуев (чумбан).

Кроме того, у кама-биджи есть важная материальная функция. Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает, как Господь Брахма использует слог клим, состоящий из пяти частей, чтобы создавать пять материальных элементов:

клим-карада-срджад вишвам
ити праха шрутех тирах
ла-карат пртхивй джата
ка-карат джала-самбхавах

и-карат вахнир утпанно
надад вайур аджайата
биндор акаша-самбхутир
ити бхутатмако манух

«Как утверждается в главных шрути, Господь Брахма сотворил материальную вселенную из слога клим.

1. Из буквы «ла» возникла земля12.

2. Воду породила буква «ка».

3. Из буквы «и» родился огонь.

4. Воздух возник из нады (ардха-чандры).

5. Эфир был создан из бинду („точки-луны», чандра-бинду).

Таким образом, материальное творение состоит из пяти элементов»13.

Из приведенного описания можно видеть, что кама-биджа — первопричина всего материального творения. Конечно же, материальное творение — всего лишь побочный эффект великой духовной силы мантры. Всегда следует помнить, что материальным умом невозможно постичь безграничность ведического звука. Подобно слогу ом, клим — не просто звук; он — океан звука. Чем глубже мы постигнем его, тем больше его тайных смыслов откроется нам.

Различные способы медитации на кама-биджу, описанные в этом разделе, мы обобщили в следующей таблице:

  1 2 3 4 5
Буква кама-биджи (ка) (ла) (и) (ардха-чандра) (бинду)
Материальный элемент вода земля огонь воздух эфир
Цветочная стрела амра (манго) ашока маллика (жасмин) мадхави бакула
Воздействие сводит с ума обжигает препятствует очищает сбивает с толку
Части тела Кришны голова, лоб, брови, нос, глаза, уши щеки, зубы, рот, шея, подбородок, горло, спина от плеч до ногтей на руках от груди до талии от бедер до ногтей на ногах
Отношения между Радхой и Кришной Кришна радость Их экстатической любви Радха сладость Их поцелуев сладость Их поцелуев

1. Цитируется по «Гаутамия-тантре».

2. Шри Хари-намамрита-вьякарана, 1.1.

3. Ч.-ч., Ади, 7.128, комм.

4. Б.-г., 9.17.

5. Б.-г., 7.8.

6. Б.-г., 8.13.

7 Бхаг., 1.14.28-29, комм.

8. Тайттирия-упанишад, 2.7.1 — «Он (Верховный Господь) является средоточием трансцендентных рас».

9, Учение Шри Чайтаньи, глава 31.

10. Этот и последующий стихи цитируются по «Мантрартха-дипике»; изначально они содержатся в «Гаутамия-тантре». И. Этот и последующий стихи в этом разделе цитируются по «Мантрартха-дипике»; изначально они содержатся в «Санат-Кумара-самхите».

12. Можно заметить, что слог лам. является биджа-мантрой этого элемента.

13. Гаутамия-тантра, 2.15-16.

Posted in Гаятри-мантры.