Ключ к чистому воспеванию

ГЛАВА 5

ШУДДХА-НАМА

Ключ к чистому воспеванию

Преодоление стадии намабхасы

«Метод перехода со стадии намабхасы, на которой превалируют оскорбления, к чистому воспеванию святого имени, описал Шри Чайтанья Махапрабху в третьем стихе .Шри Шикшаштаки.. Согласно утверждению Шрилы Бхактисиддханты Махараджи, единственная цель данного стиха – научить преданных воспевать святое имя без оскорблений. В этом стихе перечисляются качества, которые нам необходимо развить в себе, чтобы обрести желание непрестанно славить святое имя.

Стадия намабхасы обладает одним особенным свойством: как только преданный, находящийся на этой стадии, поймет, какое именно воспевание является правильным, у него появится сильное желание повторять имя Господа чисто. Поэтому в .Харинама-чинтамани. объясняется, что представляет собой намабхаса.

В первую очередь Господь Чайтанья указал на то, что святое имя тождественно Кришне и столь же могущественно, как и Он Сам. Но ослепленное материей живое существо не может оценить величие и красоту святого имени по достоинству.

Кришна, Верховный Господь, является всемогущим духовным солнцем, и святое имя, тождественное Ему, рассеивает тьму майи своим ослепительным сиянием. Солнце святого имени взошло над горизонтом материального мира, чтобы даровать обусловленным живым существам свою милость. К сожалению, взоры живых существ иногда заслоняют облака анартх и туман невежества, поэтому они не могут лицезреть святое имя, подобное лучезарному светилу. Туман и облака бессильны перед солнцем, однако они могут заслонить взоры живых существ.

Итак, невежество и анартхи являются причиной отсутствия вкуса к воспеванию святого имени. Невежество может проявляться в отношении:

  • Божественой природы святого имени.
  • Положения Шри Кришны.
  • Положения души.
  • Качеств материальной природы.

Анартхи подразделяются на следующие категории:

  • Желание обладать материальными вещами (асат-тришна).
  • Слабость сердца (хридая-даурбалья).
  • Склонность к совершению оскорблений (апарадха).

Человек, находящийся на стадии намабхасы, может очиститься и даже обрести освобождение, но према, любовь к Богу, останется для него недосягаемой. Поэтому, невежество и анартхи должны быть преодолены.

Преданный-новичок должен поверить в метод бхакти, видя веру других преданных. Впечатленный своими наблюдениями, он обретет шраддха-абхасу, крупицу веры. Затем, приняв покровительство лотосоподобных стоп святого имени и совершая служение под его руководством, преданный утверждается в самбандха-гьяне. Со временем тучи невежества рассеиваются и преданный начинает воспевать святое имя, твердо веря в его могущество.

Преданный должен работать над собой и сознательно избегать оскорблений. Следует подумать над наставлениями Шри Чайтаньи, сформулированными в стихе .Шри Шикшаштаки.. Господь Чайтанья образно рекомендовал надеть этот стих на шею, подобно ожерелью, и носить его, не снимая.* // .Чайтанья-чаритамрита., Ади 17.32//

Posted in Таинство повторения Маха-мантры.