Краткое руководство по поклонению Божествам

Санкшепа-арчана-паддхати

Краткое руководство по поклонению Божествам. Из «Бхаджана-рахасьи» Шрилы Бхактивиноды Тхакура

Преданные Шри Кришны естественным образом хотят поклоняться Господу правильно. Хотя повторение святого имени в конечном счете дарует все совершенства, арчана (поклонение Божеству) также очень важна и тесно связана с повторением гаятри. Преданные, получившие посвящение в брахманы, могут извлечь огромное благо из нижеследующего руководства, составленного Шрилой Бхак-тивинодой Тхакуром. В нем шаг за шагом описано поклонение, которое можно совершать либо физически, перед алтарем, либо мысленно.

Преданным, которые не станут следовать этому руководству, все же могут понравиться две молитвы, называемые «Падья-панчака» и «Вигьяпти», также включенные в данный раздел. Эти молитвы могут послужить прекрасным источником вдохновения на ежедневное преданное служение Господу и помогут нам погрузить ум в молитвенное настроение. Повторяя их, мы предаемся лотосным стопам Божественной Четы и смиренно молим Их о беспричинной милости.

С утра, совершив омовение, садхака должен сесть на асану, лицом на восток. Коснувшись воды в панчапатре, он должен призвать в нее все тиртхи, повторяя следующую мантру.

ганге на йамуне чаива
годавари сарасвати
нармаде синдхо кавери
джале ‘смин саннидхим куру

«Пусть милостиво явятся сюда воды из священных рек Ганги, Ямуны, Годавари, Сарасвати, Нармады, Синдху и Кавери».

Побрызгав этой водой себе на голову, он должен совершить ачаман, повторяя ом шри вишнух, ом шри вишнух, ом шри вишнух. Затем при помощи гопи-чанданы ему надлежит в двенадцати местах отметить свое тело знаками тилака. При этом нужно повторять следующие мантры:

лалате кешавам дхйайен
нарайанам атходаре
вакшах-стхале мадхавам ту
говиндам кантха-купаке

вишнум ча дакшине кукшау
бахау ча мадхусуданам
тривикрамам кандхаре ту
ваманам вама-паршваке

шрйдхарам вама-бахау ту
хршйкешам ту кандхаре
прштхе ча падманабхам ча
катйам дамодарам нйасет
тат-пракшалана-тойам ту
васудевайа мурдхани

«Нанося тилак на лоб, он должен помнить Кешаву. Отмечая низ живота, пусть он помнит Нараяну. Отмечая грудь, ему следует помнить о Мадхаве. Ставя тилак на выемку на шее, он должен вспомнить Говинду. Господа Вишну следует помнить, отмечая тилаком правую сторону живота, а Мадхусудану — отмечая тилаком правое предплечье.

Тривикраму нужно вспоминать, отмечая правое плечо, а Ва-ману — отмечая левую сторону живота. Ставя тилак на левое предплечье, надлежит помнить о Шридхаре, а ставя его на левое плечо — о Хришикеше. О Падманабхе и Дамода-ре нужно вспомнить, отмечая тилаком спину. Остатки воды (с гопи-чанданой) следует поместить на голову, памятуя о Васудеве».

Перед тем как поклоняться Господу, нужно провести гуру-пуджу, медитируя на духовного учителя следующим образом:

пратах шрйман-навадвйпе дви-нетрам дви-бхуджам гурум варабхайа-прадам шантам смарет тан-нама-пурвакам

«По утрам нужно погружаться в следующие мысли о своем духовном учителе. Он живет в Шри Навадвипе. У него два глаза и две руки, он умиротворен и одаривает того, кто повторяет его имя, всеми благословениями и бесстрашием».

Шри Чайтанья Махапрабху восседает в украшенной драгоценными камнями беседке в Йога-питхе, расположенной в Его вечной обители Майяпуре (Навадвипе). Справа от Него сидит Нитьянан-да Прабху, слева — Гададхара Пандит. Спереди, с правой стороны, стоит Адвайта Прабху и со сложенными руками возносит молитвы. Спереди слева с зонтом в руках стоит Шриваса Пандит. Ниже на алтаре сидит Шри Гурудев.

В своей медитации преданный должен сидеть подле Шри Гуру-дева и поклоняться ему с помощью шестнадцати упачаров (разнообразных предметов, церемоний и действий), сопровождая свое поклонение соответствующими мантрами:

Шри Гуру-пуджа

1. Предложение сиденья Шри Гурудеву: идам асанам аим гурудевайа намах

2. Омовение его лотосных стоп: этат падйам аим гурудевайа намах

3. Предложение ему воды аргхъи: идам аргхйам аим гурудевайа намах

4. Предложение воды для ачамана;

идам ачаманийам аим гурудевайа намах

5. Предложение напитка мадхупарка (йогурт, смешанный с медом):

эта мадхупарках аим гурудевайа намах

6. Повторное подношение воды для ачамана: идам пунар анаманййам аим гурудевайа намах

7. Омовение:

идам снанййам аим гурудевайа намах

8. Подношение одежд:

идам соттарййа-вастрам аим гурудевайа намах

9. Подношение украшений:

идам абхаранам аим гурудевайа намах

10. Предложение сандаловой пасты: эта гандхах аим гурудевайа намах

11. Предложение благовоний:

эта дхупах аим гурудевайа намах

12. Подношение светильников: эта дйпах аим гурудевайа намах

13. Предложение цветов:

идам сачандана-пушпам аим гурудевайа намах

14. Подношение угощений:

идам наиведйам аим гурудевайа намах

15. Подношение напитков:

идам панййа-джалам аим гурудевайа намах

16. Повторное подношение воды для ачамана: идам пунар анаманййам аим гурудевайа намах

К этим шестнадцати традиционным упачарам Шрила Бхактивино да Тхакур добавляет еще два:

17. Подношение бетеля:

идам тамбулам аим гурудевайа намах

18. Предложение Шри Гурудеву всего: идам сарвам аим гурудевайа намах

Предложив все это, нужно повторить гуру-гаятри-мантру и склониться перед гуру со следующей мантрой:

ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа чакшур унмйлитам йена тасмаи шрй-гураве намах

«Я в глубоком почтении склоняюсь перед своим духовным учителем, который открыл мне глаза, факелом знания рассеяв мрак невежества».

Затем следует склониться перед вайшнавами:

ванчха-калпа-тарубхйаш ча крпа-синдхубхйа эва ча патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах

«Я в глубоком почтении склоняюсь перед всеми вайшнавами, преданными Господа. Они исполнены сострадания к обусловленным, падшим душам и подобны дереву желаний, которое может исполнить любое желание».

Затем нужно поклониться Господу Гауранге, который в полноте Своей предстает как Панча-таттва. Размышляйте о Господе Гауранге, повторяя следующую мантру:

шрйман-мауктика-дама-баддха-чикурам су-смера-чандрананам шрй-кхандагуру-чару-читра-васанам сраг-дивйа-бхушанчитам нртйавеша-расанумода-мадхурам кандарпа-вешоджджвалам чайтанйам канака-дйутим ниджа-джанаих самсевйаманам бхадже

«Я поклоняюсь Шри Чайтанье Махапрабху. Его волосы перетянуты жемчужной нитью, а на Его луноподобном лице играет прелестная улыбка, источающая нектар. Его прекрасное тело облачено в дивные одежды, умащено пастой из сандала и агуру и украшено гирляндами и сверкающими драгоценностями. Необычайно прекрасный Господь захвачен сладостным вкусом танца. Его наряд затмевает своей красотой одежды бога любви, и все Его преданные и спутники служат Ему».

Затем поклоняйтесь Шри Гауранге следующим образом (повторяя при этом соответствующие мантры):

Шри Гаура-пуджа

1. Предложите Шри Кришне Чайтанье сиденье: идам асанам клим кршна-чаитанйайа намах

2. Омойте Его лотосные стопы:

этат падйам клим кршна-чаитанйайа намах

3. Предложите Ему воду аргхъи:

идам аргхйам клим кршна-чаитанйайа намах

4. Предложите воду для ачамана:

идам ачаманййам клим кршна-чаитанйайа намах

5. Предложите напиток мадхупарка (йогурт, смешанный с медом):

эша мадхупарках клим кршна-чаитанйайа намах

6. Еще раз предложите воду для ачамана:

идам пунар ачаманййам клим кршна-чаитанйайа намах

7. Омойте Его:

идам снанййам клим кршна-чаитанйайа намах

8. Поднесите Ему одежды:

идам соттарййа-вастрам клим кршна-чаитанйайа намах

9. Поднесите украшения:

идам абхаранам клим кршна-чаитанйайа намах

10. Поднесите сандаловую пасту:

эша гандхах клим кршна-чаитанйайа намах

11. Предложите благовония:

эша дхупах клим кршна-чаитанйайа намах

12. Поднесите светильники:

эша дйпах клим кршна-чаитанйайа намах

13. Предложите цветы:

идам сачандана-пушпам клим кршна-чаитанйайа намах

14. Предложите листья туласи: идам сачандана-туласй-патрам клим кршна-чаитанйайа намах

15. Поднесите угощения:

идам наиведйам клим кршна-чаитанйайа намах

16. Поднесите напитки:

идам панййа-джалам клим кршна-чаитанйайа намах

17. Еще раз поднесите воду для ачамана:

идам пунар ачаманййам клим кршна-чаитанйайа намах

18. Поднесите бетель:

идам тамбулам клим кршна-чаитанйайа намах

19. Предложите гирлянду:

идам малйам клим кршна-чаитанйайа намах

20. И наконец поднесите Шри Кришне Чайтанье всё: идам сарвам клим кршна-чаитанйайа намах

После Гаура-пуджи повторяйте гаура-гаятри-мантру. Затем склонитесь перед Господом Гаура-Сундарой со следующей мантрой:

ананда-лйла-майа-виграхайа хемабха-дивйач-чхави-сундарайа тасмаи маха-према-раса-прадайа чаитанйа-чандрайа намо намас те

«Я склоняюсь перед Шри Чайтанья-Чандрой, который дарует людям вкус высшей любви к Богу. Он — воплощение исполненных блаженства игр, Он необычайно прекрасен, и тело Его ослепительно сияет, подобно золоту».

Теперь поклоняйтесь Шри Шри Радхе-Кришне, размышляя о том, что подобное возможно лишь по милости Шри Гурудева и Шри Гауранги. Начните с медитации на Вриндаван, повторяя следующие мантры:

тато врндаванам дхйайет
парамананда-вардханам
сарварту-кусумопетам
пататри-гана-надитам

бхрамад-бхрамара-джханкара-
мукхарй-крта-дин-мукхам
калиндй-джала-каллола-
сангй-марута-севитам

нана-пушпа-лата-баддха-
вркша-шандаигй ча мандитам
камалотпала-кахлара-
дхули-дхусаритантарам

тан-мадхйе ратна-бхумим ча
сурйайута-сама-прабхам
татра калпа-тарудйанам
нийатам према-варшинам

маникйа-шикхараламби
тан-мадхйе мани-мандапам
нана-ратна-ганаиш читрам
сарварту-сувираджитам

нана-ратна-ласач-читра-
витанаир упашобхитам
ратна-торана-гопура-
маникйаччхадананвитам

коти-сурйа-самабхасам
вимуктам сат-тарангакаих
тан-мадхйе ратна-кхачитам
сварна-симхасанам махат

камалотпала-кахлара-
дхули-дхусари тантарам

«Вриндавана-дхама — обитель, в которой царит всевозрастающая радость. На этой трансцендентной земле растут цветы и плоды всех времен года, и разные птицы наполняют ее сладким пением. Прохладный ветерок и воды Ямуны даруют отдохновение, и во всех уголках этой обители слышно гудение пчел.

Вриндаван украшен деревьями желаний, обвитыми множеством разнообразных цветущих лиан, а пыльца цветков красного, голубого и белого лотосов дополняет собой эту божественную красоту. Земля там состоит из драгоценных камней, что сияют блеском десяти миллионов солнц, одновременно появившихся на небосклоне. На этой земле есть сад, где растут деревья желаний, вечно проливающие божественную любовь, а в том саду стоит усыпанный самоцветами храм с рубиновым шпилем. В любое время года этот храм, украшенный всевозможными драгоценными камнями, ослепительно сияет. Красоты ему добавляют яркие, разноцветные балдахины, вышитые блестящими самоцветами, покрывала, отделанные рубинами, а также ворота и арки, инкрустированные драгоценными камнями. Этот храм, сияющий светом миллионов солнц, вечно свободен от воздействия шести волн материальных страданий. Внутри его стоит огромный, золотой трон, также инкрустированный самоцветами.

Так следует размышлять о Шри Вриндавана-дхаме, божественном царстве Верховного Господа»42.

Затем медитируйте на Радху и Кришну, восседающих на золотом троне, усыпанном драгоценными камнями, повторяя при этом следующую мантру:

шрй-кршнам шрй-гхана-шйамам пурнананда-калеварам
дви-бхуджам сарва-девешам радха-лингита-виграхам

«О Шри Кришна, о Шри Гхана-Шьяма! Твое тело состоит из чистого блаженства. У Тебя две руки, и Ты — повелитель всех полубогов. Тебя с любовью обнимает Шримати Радхарани».

Затем поклоняйтесь Божественной Чете с помощью двадцати упачаров, повторяя при этом соответствующие мантры.

Шри Шри Радха-Кришна-пуджа

1. Предложите Шри Радхе и Шри Кришне сиденье: идам асанам шрйм клим радха-кршнабхйам намах

2. Омойте Их лотосные стопы:

этат падйам шрйм клим радха-кршнабхйам намах

3. Предложите Им воду аргхьи:

идам аргхйам шрйм клим радха-кршнабхйам намах

4. Предложите воду для ачамана:

идам ачаманййам шрйм клим радха-кршнабхйам намах

5. Предложите напиток мадхупарка (йогурт, смешанный с медом):

эша мадхупарках шрйм клим радха-кршнабхйам намах

6. Снова предложите воду для ачамана:

идам пунар ачаманййам шрйм клим радха-кршнабхйам намах

7. Омойте Их:

идам снанййам шрйм клим радха-кршнабхйам намах

8. Поднесите Им одежды:

идам соттарййа-вастрам шрйм клим радха-кршнабхйам намах

9. Поднесите украшения:

идам абхаранам шрйм клим радха-кршнабхйам намах 10. Поднесите сандаловую пасту:

эша гандхах шрйм клим радха-кршнабхйам намах

11. Предложите благовония:

эша дхупах шрйм клим радха-кршнабхйам намах

12. Поднесите светильники:

эша дйпах шрйм клим радха-кршнабхйам намах

13. Предложите цветы:

идам сачандана-пушпам шрйм клим радха-кршнабхйам намах

14. Предложите листья туласи:

идам сачандана-туласй-патрам шрйм клим радха-кршнабхйам намах

15. Поднесите угощения:

идам наиведйам шрйм клим радха-кршнабхйам намах

16. Поднесите напитки:

идам панййа-джалам шрйм клим радха-кршнабхйам намах

17. Еще раз поднесите воду для ачамана: идам пунар ачаманййам

шрйм клим радха-кршнабхйам намах

18. Поднесите бетель:

идам тамбулам шрйм клим радха-кршнабхйам намах

19. Предложите гирлянду:

идам малйам шрйм клим радха-кршнабхйам намах

20. И наконец поднесите Шри Шри Радхе-Кришне всё: идам сарвам шрйм клим радха-кршнабхйам намах

Завершив пуджу, прочтите югала-гаятри-мантру:

клим кршнайа видмахе дамодарайа дхймахи тан но кршнах прачодайат

«Попытаемся же понять всепривлекающего Шри Кришну. Будем же медитировать на Дамодару, связанного любовью Своих преданных. Пусть Он, Кришна, вдохновляет нас».

шрйм радхикайаи видмахе према-рупайаи дхймахи тан но радха прачодайат

«Попытаемся же понять Шримати Радхику. Будем же медитировать на Нее — олицетворение премы. Пусть Она, Радха, вдохновляет нас».

Затем склонитесь — сначала перед Шри Кришной, затем перед Шримати Радхарани:

хе кршна каруна-синдхо дйна-бандхо джагат-пате

гопеша гопика-канта радха-канта намо ‘сту те

«О Кришна, океан милости! Ты — источник творения и друг всех страждущих. Ты — повелитель пастухов и возлюбленный гопи, из которых Радхарани наиболее дорога Тебе. В глубоком почтении я склоняюсь перед Тобой».

тапта-канчана-гауранги радхе врндаванешвари вршабхану-суте деви пранамами хари-прийе

«Я выражаю свое почтение царице Вриндавана, Радхарани, чья кожа цветом подобна расплавленному золоту. О дочь царя Вришабхану, Ты очень дорога Господу Кришне».

Теперь прочтите кама-биджу и кама-гаятри. Затем произнесите следующие молитвы кающегося сердца:

Падья-панчака

самсара-сагаранатха путра-митра-грхаганат гоптарау ме йувам эва прапанна-бхайа-бханджанау

«О Радха-Кришна, Вы спасаете меня из океана материального существования, кишащего сыновьями, друзьями, домашним хозяйством и земельной собственностью. Воистину, Вы уничтожаете страх у тех, кто вручил себя Вам».

йо ‘хам мамасти йат кинчит
иха локе паратра ча
тат шавам бхавато ‘дйаива
чаранешу самарпитам

«Ваши Милости, позвольте мне сейчас отдать себя и то немногое, что считается принадлежащим мне в этом и следующем мирах, Вашим лотосным стопам».

ахам апй апарадханам алайас тйакта-садханах агатиш ча тато натхау бхавантау ме пара гатих

«Ваши Милости, конечно, знают, что во мне живет множество оскорблений, и вся моя духовная практика — просто посмешище. Нет у меня никакого пристанища. Поэтому своей высшей целью я считаю Вас».

тавасми радхика-натха
кармана манаса гира
кршна-канте таваивасми
йувам эва гатир мама

таранам вам прапанно ‘сми
каруна-никаракарау
прасадам куру дасйам бхо
майи душте ‘парадхини

«Я — Твой, о повелитель Шримати Радхарани, как и все мои поступки, мысли и слова. О Шримати Радхарани, возлюбленная Кришны, я принадлежу Тебе одной. Вы оба — моя единственная цель. О Радха-Кришна, океан милости, Вы — мое единственное прибежище, поэтому я ищу Вашего покровительства. Хотя я — падший грешник и оскорбитель, пожалуйста, будьте милостивы ко мне и сделайте меня Своим слугой».

Вигьяпти-паннака

мат-само части папатма
напарадхй ча катчана
парихаре ‘пи ладжджа ме
ким бруве пурушоттама

«О Пурушоттама, нет грешника и оскорбителя хуже меня. Какими же словами описать мой стыд?»

йуватйнам йатха йуни йунанчам йуватау йатха мано ‘бхирамате тадвад мано мераматам твайи

«Пусть ум мой черпает радость в Тебе одном, подобно тому как умы девушек наслаждаются мыслями о юношах, а умы юношей — мыслями о девушках».

бхумау скхалита-паданам

бхумир эваваламбанам твайи джатапарадханам твам эва таранам прабхо

«Земля — единственное прибежище для тех, кто поскользнулся. Так и Ты — единственное прибежище для тех, кто оскорбил Тебя».

говинда-валлабхе раЪхе прартхайе твам ахам сада твадййам ити джанату говиндо мам твайа сада

«О Шримати Радхарани, о возлюбленная Господа Говинды, вот моя просьба к Тебе и к Нему: считайте меня одним из Своих помощников».

радхе врндаванадхйше карунамрта-вахинй крпайа ниджа-падабджа-дасйам махйам прадййатам

«О Шримати Радхарани, о царица Вриндавана, Ты — река, несущая нектар милости. Прошу, будь добра ко мне и даруй мне хоть какое служение у Твоих лотосных стоп».

Затем предложите то, что осталось после пуджи, Шри Гурудеву и вайшнавам, повторяя следующие мантры:

1. Предложите духовному учителю цветочные гирлянды (маха-прасад ):

этад маха-прасада-нирмалйам шрй-гураве намах

2. Предложите духовному учителю напитки и воду (маха-прасад):

этот панййа-джалам шрй-гураве намах

3. Предложите духовному учителю бетель (маха-прасад):

этат прасада-тамбулам шрй-гураве намах

4. Предложите всё сакхи:

этат сарвам сарва-сакхйбхйо намах

5. Склонитесь перед Шримати Пурнамаси: шрй-паурнамасйаи намах

6. Склонитесь перед всеми враджа-васи: сарва-враджа-васибхйо намах

7. Склонитесь перед всеми вайшнавами: сарва-ваишнавебхйо намах

Для поклонения Божествам (арчаны) нужны листья туласи. Вот мантра, которую повторяют, собирая эти листья:

ом туласй амрта-джанмаси сада твам кешава-прийа
кешавартхам чиноми твам вара-да бхава шобхане

«О Туласи, ты появилась на свет из нектара. Ты вечно дорога Господу Кешаве. Сейчас, чтобы поклоняться Господу, я собираю твои листья и манджари. Прошу, благослови меня».

Собрав листья, поклоняйтесь Шримати Туласидеви следующим образом:

Туласи-пуджа

нирмалйа-гандха-пушпади-панййа-джалам идам аргхйам шрй-туласйаи намах

«Я склоняюсь перед Шримати Туласидеви и предлагаю ей гирлянду, душистые цветы, воду для питья и аргхью».

Туласи-мантра

нирмита твам пура деваир арчита твам сурасураих туласи хара ме ‘видйам пуджам грхна намо усту те

«О Шримати Туласидеви, прежде ты была сотворена полубогами, и тебе поклонялись и полубоги, и демоны. Милостиво избавь меня от невежества и прими мое поклонение. Я вновь и вновь смиренно склоняюсь пред тобой».

Туласи-пранама

йа дршта никхилагха-санга-гйаманй спршта вапух паванй
роганам абхивандита нирасанй сикта ‘нтака-трасинй
пратйасатти-видхайинй бхагаватах кршнасйа самропита
нйаста тач-чаране су-бхакти-пхала-да тасйаи туласйаи намах

«Я в почтении склоняюсь перед Шримати Туласидеви. Она уничтожает все последствия грехов того, кто смотрит на нее. Стоит коснуться ее, и все тело считается чистым. Поклонение ей исцеляет от всех болезней. Когда мы поливаем ее, она вызволяет нас из круговорота рождений и смертей, а когда сажаем — приближает нас к Господу Кришне. Когда же мы склоняемся к ее лотосным стопам, она дарует нам плод чистой бхакти».

Поклонившись Туласидеви, повторяйте на четках из туласи маха-мантру Харе Кришна, ясно осознавая самбдндху. Что касается времени, места, чистоты или нечистоты — при повторении Харе Кришна не существует трудновыполнимых и строгих правил. Святое имя — самая благотворная вечная истина.

Затем произнесите следующую мантру и воздайте почести шри-кришна-чаранамрите, выпив немного чаранамриты и побрызгав ею себе на голову:

ашеша-клеша-нихшеша-каранам шуддха-бхакти-дам кршна-падодакам пйтва гиираса дхарайамй ахам

«Отпив воды, которая стекала с лотосных стоп Шри Кришны и которая дарует чистое преданное служение и избавляет от бесчисленных бед, я помещаю эту воду себе на голову».

Затем следует воздать почести маха-прасаду:

руданти патаках сарве нишвасанти мухур мухух ха ха кртва палайанти джаганнатханна-бхакшанат

«Когда кто-то ест прасад Господа Джаганнатхи, все грехи такого человека снова и снова плачут, и вздыхают, и бегут прочь с криками „Спасите! Помогите!»»

Затем следует пасть ниц, вытянувшись на полу, словно шест, и произнести следующую мантру:

дорбхйам падбхйам ча джанубхйам у раса шираса дрша манаса вачаса чети пранамо ‘штанга йритах

«Я касаюсь земли восьмью частями тела: руками, стопами, коленями, грудью, лбом, зрением, умом и речью».

На этом заканчиваются обязанности, предписанные для утренней пуджи.

В соответствии с «Хари-бхакти-виласой», в экадаши и Дни явлений Господа принято по мере возможности соблюдать определенные враты. Никогда не общайтесь без нужды с непреданными. Склонность избегать общества дурных людей — одно из золотых качеств вайшнава.

 


1. Бхаг., 10.69.14-15.

2. Б.-г., 3.21.

3. Цитируется в Бхаг., 10.69.40, комм.

4. Текст из книги «Кришна, Верховная Личность Бога», том 2, главы 26 и 27.

5. Мундака-упанишад, 1.2.12.

6. Б.-г., 4.34.

7. Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.234 (см. Б.-г., 6.8, комм.).

8. Лекция по «Бхагаватам», Гавайи, 21 января 1974 г.

9. Хари-бхакти-виласа, 1.77.

10. См. комментарий Шрилы Прабхупады к Бхаг., 1.6.37.

И. Цитируется по приложению к первому тому «Панчаратра-прадипы».

12. Гаруда-пурана (цитируется в Ч.-ч., Мадхья, 25.143).

13. Из «Анубхашьи», его комментария к Ч.-ч., Мадхья, 25.147.

14. Утверждение из «Матсья-пураны»: «Книга, в которой содержится множество историй, связанных с духовными предметами, которая начинается с гаятри-мантры и в которой есть история о Вритрасуре, известна под названием „Шримад-Бхагаватам»».

15. Таттва-сандарбха, ануччхеда 22.6.

16. Параматма-сандарбха, ануччхеда 105.154.

17. Там же.

18. Бхаг., 2.9.33-36.

19. Ч.-ч., Мадхья, 25.94-97; нижеследующий комментарий — из текста 97.

20. Из «Чайтанья-манджуши», комментариев Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

21. Из «Нарайании».

22. Шри Гопала-тапани-вивритти.

23. Гопала-тапани-упанишад, 1.12.

24. «Чистая бхакти приходит только к тому, кто может заплатить единственную цену — горячее желание обрести ее» (Ч.-ч., Мадхья, 8.70).

25. Из «Падма-пураны».

26. Брахма-самхита, 5.3.

27. Гопала-тапани-упанишад, 1.18.

28. Хари-бхакти-виласа, 1.214 (цитируется по «Крама-дипике»).

29. Припев из поэмы «Молитвы лотосным стопам Кришны», написанной Шрилой Прабхупадой на борту «Джаладуты».

30. Шри Сва-санкалпа-пракаша-стотра-стававали.

31. Этот случай описан подробно в главе «Вопросы и ответы».

32. Из «Мантрартха-дипики».

33. Из «Гаятри-нигудхартхи», его комментариев на брахма-гаятри (содержится в «Гаятри-мантрартха-дипике»).

34. См. главу 4, раздел 1.

35. Ч.-ч., Ади, 4.97.

36. Брихад-Бхагаватамрита, 2.1.21, текст и комм.

37. Шрила Прабодхананда Сарасвати, «Радха-раса-судха-нидхи», 259 (цитируется в «Бхаджана-рахасье», глава 5).

38. Бхакти-расамрита-синдху, 1.3.35 (цитируется в Ч.-ч., Мадхья, 23.29).

39. Из его комментария «Кама-гаятри-вакхья».

40. См. вопрос «Сколько слогов в кама-гаятри», глава «Вопросы и ответы».

41. Из записи на кассете «Васанта-панчами» (выпущено департаментом звукозаписи учеников Шиварамы Свами).

42. Гаутамия-тантра, 4.

Posted in Гаятри-мантры.