Кто такой садху?

ПЕРВОЕ ОСКОРБЛЕНИЕ

Критика преданных, посвятивших свою жизнь распространению святого имени Господа.

“В том, что люди, принимающие преходящее материальное тело за самих себя, постоянно насмехаются над великими преданными, нет ничего удивительного. Подобная зависть, живущая в сердцах материалистов, приносит определенную пользу, ибо ведет их к падению. Пыль со стоп великих святых лишает их могущества и славы”. //Эти слова, обращенные к Дакше, были произнесены разгневанной Сати; “Шримад-Бхагаватам”, 4.4.13//

Если человек воспевает святое имя, в его сердце вырастает бхакти-лата, лиана преданного служения. Мы должны ухаживать за ней, пока она не коснется лотосоподобных стоп Кришны. Оскорбление вайшнавов сравнивается с бешеным слоном, который врывается в сад преданного служения и топчет все растения, произрастающие там.

“Если преданный, взращивающий в своем сердце лиану преданности, совершает оскорбление стоп вайшнава, он впускает в свой сад бешеного слона, который вырывает эту лиану с корнем и топчет ее; в результате лиана засыхает. Садовник должен всячески оберегать нежную лиану преданности, не позволяя бешеному слону приблизиться к ней”.* // “Чайтанья-чаритамрита”, Мадхья, 19.156-157 (бенгальская шлока на стр.242)//».

КТО ТАКОЙ САДХУ?

«Первым делом давайте выясним, кто такой садху, или святой. Лохматый человек с длинной бородой? Нет. Главное качество садху – безоговорочная преданность Кришне. Основному качеству сопутствуют вторичные, такие как милосердие, терпимость, беспристрастность и так далее. В Индии можно встретить садху, которые улыбаются всем без исключения, но их улыбчивость вовсе не означает, что все они являются преданными Кришны.

С другой стороны, преданные на первый взгляд могут показаться не такими уж дружелюбными, а иногда даже откровенно враждебными. Однако, если человек обладает преданностью Кришне, он является садху.

Основное качество, называемое сварупа-лакшана, в той или иной мере присутствует в каждом преданном, тогда как других качеств – татастха-лакшана – может и не быть, в зависимости от конкретного случая. Если человек служит Господу, эти качества развиваются в нем автоматически.

Шри Чайтанья Махапрабху утверждал, что истинный вайшнав должен обладать следующими качествами: “Преданный всегда милостив, смиренен, правдив, беспристрастен, безупречен, великодушен, мягок и чистоплотен. Он не имеет материальной собственности и занимается благотворительной деятельностью на благо каждого. Он умиротворен, предан Кришне и не имеет материальных желаний. Он безразличен к материальным приобретениям и сосредоточен на преданном служении. Он обуздал шесть дурных качеств: вожделение, гнев, жадность, зависть, иллюзию и безумие. Он ест столько, сколько необходимо для поддержания тела и никогда не пребывает в замешательстве. Преданный почтителен, серьезен, сострадателен и лишен ложной гордости. Он дружелюбен, поэтичен, искусен в самой различной деятельности и молчалив”.* // “Чайтанья-чаритамрита”, Мадхья 22.78-80//

Еще одним отличительным признаком преданного является то, что он постоянно воспевает святые имена Кришны. Он считает себя ничтожней травинки, лежащей на дороге, он терпеливее дерева и всегда готов выразить почтение другим, не ожидая почтения к себе. Святое имя дарует чистую любовь к Богу преданному, наделенному всеми вышеперечисленными добродетелями.

Существует четыре вида оскорблений преданных, которых следует тщательно избегать: 1.Не следует критиковать преданного за его происхождение. Иногда можно услышать подобные заявления: “Он вышел из рабочих и никогда ничему не учился. Он даже Шекспира не читал”. В Индии мы часто слышим: “Эти западные вайшнавы – млеччхи и яваны* //Млеччхи – мясоеды, не принадлежащие ни к одной из каст. В Индии так называют западных людей, которые не придерживаются правил ведической культуры. Яваны – потомки древней династии кшариев, отвергшие свои ведические корни и принявшие культуру млеччхов.// ; они не имеют никаких духовных качеств”. Такое умонастроение следует оставить.

2.Не следует критиковать преданного за его прошлые ошибки.

3.Не следует упрекать преданного за случайные провинности.

4.Не следует критиковать преданного за последствия греховных привычек. Если употребление наркотических или одурманивающих средств нанесло урон памяти преданного, если раньше преданный был обуреваем материальными вожделениями, а теперь направил весь свой пыл на прасадам* //Прасадам – освященная пища, с преданностью предложенная Господу Кришне.// Господа и поедает его во внушительных количествах, ему следует тактично помочь, но ни в коем случае не высмеивать.

Posted in Таинство повторения Маха-мантры.