Квалификация для санйасы

Санйаса шикшамрита

В оставшейся части этой главы содержится уместная по существу информация о санйаса ашраме, которая принесет благо всем санйаси. Она поможет также тем серьезным душам, которые хотят принять санйасу и посвятить себя внутреннему служению Радха-Говинде и внешнему служению Шриману Махапрабху, проповедуя враджа-према-бхакти повсюду в мире.

Квалификация для санйасы

ашвамедадхам гаваламбхам, саннйасам пала-паиттрикам
деварена сутотпаттим, калау панча виварджайет  

«Жертвоприношение ашвамедха, жертвоприношение гомедха, санйаса и получение ребенка от младшего брата мужа – эти вещи запрещены в этот век». (Брахма-виварта Пурана)

Цитируя этот стих, отчаяный поступок принятия санйасы в Кали-югу. Ачарйи говорят, что это указание Вед запрещает принимать карма-санйасу, которая принимается для того, чтобы достичь Сварга мукти. В Кали-югу множество стойких, всесторонне образованных и полностью осознавших себя ачарйи такие как Шанкара, Вишнусвами, Мадхваачарйа, Рамануджа и Шри Чайтанйа Махапраху принимали санйасу. Очевидно, что такие мудрые личности не нарушали ведический закон. Кроме запрещенной карма-санйасы существует две формы отреченного образа жизни, которые приемлемы в век Кали. Одна – это гйана-санйаса и другая – это бхакти-санйаса, которую Господь Чайтанйа принял, чтобы дать према-бхакти обусловленным душам.

Для распространения сознания Кришны преданный принимает бхакти-санйасу, давая обет посвятить все свое существо (тело, ум и слова) бескорыстному служению Гуру и Гауранге до самой смерти.

До принятия отреченного образа жизни необходимо читать повествование Бхагавата об Аванте брахмане. Учитывая все моменты этой истории человек должен решить, есть ли у него необходимая квалификация держать обеты санйасы.

«Решительно настроив свой ум Аванти брахмана развязал узел желаний в своем сердце. После этого он принял на себя роль умиротворенного и молчаливого санйаси. Он путешествовал по земле, держа свой разум, чувства и жизненный воздух под контролем. Прося пожертвования он путешествовал в одиночестве по различным городам и деревням. Он не рекламировал свой продвинутый духовный уровень и таким образом он не получал признания у других. Видя в нем старого, грязного попрошайку буйные личности унижали его, нанося множество оскорблений. Кто-то забирал его данду или его чашу. Некоторые брали у него четки или хватали его истрепанную одежду.

Разыгрывая все это перед ним, они делали вид, что отдают ему все обратно, но прятали обратно. Когда он садился, чтобы поесть свой мадхукари, греховные негодяи приходили и испускали мочу на него и плевали на его голову. Хотя он принял обет молчания, они пытались заставить его говорить и если он отказывался говорить, они били его палками. Другие отчитывали его, говоря: «Этот человек – вор» и затем связывали его. Они критиковали, оскорбляли и высмеивали его, говоря: «Этот человек – лицемер и обманщик. Он делает деньги на религии просто потому, что он потерял богатство и семья вышвырнула его вон.» Некоторые испускали на него газы или связывали его цепями как плененное животное. Брахман понял, что все эти страдания были неизбежны. Даже когда его оскорбляли и ругали, он оставался непоколебим, стоек в своих духовных обязанностях и решительно настроенным служить Господу.»(ШБ 11.23.31-41)

Кандидат в санйаси должен обладать чистым умом и сердцем; он должен утвердиться в воспевании нама санкиртаны и хорошо разбираться в философии Гаудия вайшнавов; должен быть отречен от общества, друзей, семьи и наслаждения чувств; сильно желать чистой любви к Радхе и Кришне и ничего другого; он должен быть исполнен сострадания и великодушного желания помочь другим распространяя редкий дар Шри Чайтанйи Махапрабху – Радха-Говинда према-бхакти.

Кандидат в санйаси не должен быть гордым, не должен совершать насилия и полностью контролировать шесть побуждений (вожделение, гнев, жадность, зависть, иллюзию, сумасшествие). Госвами считается тот, кто контролирует свои карма и гйана индрии (действующие и познающие чувства)». (СД)

Санйаси должен оставить аханкару «я и мое.» Он никогда не должен думать: «Я гуру или я – санйаси.» Человек должен искренне чувствовать себя ниже чем другие и всегда думать: «Я низкий слуга слуги слуги Шри Гопинатхи.» Санйаси, который требует уважения к себе или старается занять высшее положение, заявляя: «Вы разве не знаете, я – санйаси и вы должны служить мне», является наиболее неквалифицированным кандидатом в священный уклад жизни.

Человек, желающий стать санйаси, должен обладать двадцатью восемью качествами святой личности, которые перечислены в Шримад Бхагаватам. Он может не обладать всеми этими качествами в полной мере, но они должны быть по крайней мере быть в каком-то количестве, в особенности качество крипалу или милостивый». (ШБ 11.11.32 к.)

«Верховная Личность Бога сказал: О Уддхава, святой человек милостив и никогда не причиняет вреда другим. Даже если другие агрессивны, он терпелив и прощает всем живым существам. Его сила и значение в жизни приходит от самой истины, он свободен от всякой зависти и ревности, его ум уравновешен в материальном счастье и страдании. Его разум никогда не сбивают с толку материальные желания и он контролирует свои чувства.

Его поведение всегда доставляет удовольствие, он никогда не бывает грубым и во всем показывает пример; он свободен от чувства собственности. Он никогда не прикладывает усилий в исполнении обычной мирской деятельности, он строго контролирует прием пищи. Поэтому он всегда остается умиротворенным и устойчивым. Святая личность обладает глубоким разумом, он принимает Меня как свое единственное прибежище. Такая личность очень осторожна и с большим внимаем выполняет свои обязанности и никогда не подвергается поверхностным изменениям, так как он уравновешен и благороден даже в несчастье.

Он победил шесть материальных качеств, а именно: голод, жажду, скорбь, иллюзию, старость и смерть. Он свободен от чувства ложного престижа, он выражает все почтение другим. Он знает как возрождать сознание Кришны в других и поэтому он никого никогда не обманывает. Наоборот, он доброжелательный друг для всех, является наиболее милостивым. Такая святая личность должна считаться наиболее ученой среди людей.

Он в совершенстве понимает, что обычные религиозные обязанности, предписываемые Мною в различных ведических писаниях, несут в себе благоприятные качества, которые очищают совершающего их и он знает, что пренебрежение такими обязанностями вносит путаницу в жизнь человека. Однако, приняв полное прибежище у Моих лотосных стоп, святая личность в конечном счете отвергает такие обычные религиозные обязанности и поклоняется только Мне. Поэтому он считается лучшим среди всех живых существ.»(ШБ 11.11.29-31)

Целью санйасы является удовлетворение Кришны (гопи бхартух пада камалайор даса дасанудасах). Бхакти-санйасса предназначена только для премы. Внешне санйаса принимается, чтобы распространять славу Кришны, Господа Чайтанйи и преданных. Человек постоянно воспевает их, поскольку он любит их очень сильно. Санйаси доставит большое удовольствие Господу, прославляя таким образом Кришну и Его преданных. Люди также будут доверяться процессу слушания от санйаси, проповедующего славу Господа. Кришна даса Кавираджа пишет, что Господь Чайтанйа был настолько вдохновлен прославлять Своих преденных, что Он желал иметь для этого тысячу уст.

Внутренне санйаси должен чувствовать глубокую разлуку с Кришной как это показал Махапрабху в Гамбхире перед Своими сокровенными спутниками Рамананда Раем и Сварупа Дамодарой. Истинный санйаси должен чувствовать внутри: «Я не имею абсолютно ничего общего с этим миром. Единственно, чего я хочу – это стать вечной служанкой Шримати Радхики.» Человек внутренне и внешне готов принять санйасу, когда он достиг такого уровня убеждения в своем уме.

«Когда Господь Гауранга хотел принять санйасу, Он был непревзойден в Своей преданности, посвящении и отречении». (ЧБ Ади-лила)

Posted in Слава Гаятри-мантры.