Манана — жизнь в размышлении

Повторение гаятри-мантр — это процесс, который длится вск^Й жизнь и в конечном счете помогает нам обрести глубочайший дуч*| ховный опыт. Чтобы это произошло, человеку нужно овладеть| искусством постоянного размышления, или погруженности, шЦ зываемым мананой. Это — суть духовной жизни. Говоря словами! Сократа, «несознательная жизнь не стоит того, чтобы быть про-‘ житой». Рассеянное, бездумное повторение гаятри не даст нац живого опыта. Шастры воодушевляют нас:

мананат папатас трати мананат сваргам аилнуте мананад мокшам апноти чатур-варга-майо бхавет

«Посредством размышлений (мананы) человек освобождается от последствий своих греховных поступков. Посредством размышлений он обретает райские наслаждения. Посредством размышлений он получает освобождение и достигает всех четырех целей человеческой жизни»40.

Существует разница между смараной и мананой, хотя и то и другое указывает на сосредоточенность мыслей. Смарана — это один из девяти методов садхана-бхакти, которым учил нас Махараджа Прахлада41. Этот метод входит в ежедневную садхану, и заключается он в том, чтобы сосредоточить свой ум на Господе, стараясь не отвлекаться ни на что другое. Манана — это сознательные попытки понять услышанное с помощью глубоких размышлений, интеллектуальных усилий и обсуждений слов священных писаний с другими вайшнавами. Превратившись в хорошую привычку прилагать усилия ради постижения своей истинной природы и природы Кришны, манана научит нас правильно понимать и применять на практике принципы сознания Кришны42.

Гаятри призвана помочь нам достичь этого совершенства. Для этого во время повторения гаятри-мантр нужно соблюсти следующие шесть условий:

1. Следует помнить о смысле мантр.

2. В своей медитации нужно попытаться увидеть мантра-деват, Божеств, повелевающих соответствующими мантрами. Божествами для разных гаятри-мантр являются:

а) для брахма-гаятри — Кришна или Радха-Кришна;

б) для гуру-гаятри — духовный учитель как мукунда-прештха, тот, кто дорог Господу Мукунде и приносит Ему радость;

в) для гаура-гаятри — Шри Гауранга Махапрабху;

г) для гопала-гаятри — Шри Гопала, Господь Вринда-вана;

д) для кама-гаятри — Божественная Чета, Шри Шри Радха-Кришна, проводящие Свои божественные лилы.

3. Следует медитировать на свои отношения с этими Божествами.

4. Следует обрести прибежище у Их лотосных стоп.

5. Следует придерживаться шести принципов шаранагати43, которые приведут к следующему, шестому этапу.

6. Следует встать на путь атма-ниведаны, полного и безоговорочного вручения себя Господу.

Тот, кто сочтет эти шесть шагов чересчур сложными, может придерживаться следующих двух правил:

1. Повторять мантру с абсолютной сосредоточенностью.

2. Во время повторения мантры с любовью размышлять над ее смыслом.

История о том, как император Акбар получил ценный урок

Однажды Акбар, правитель Индии из династии Моголов, уединился в мечети, чтобы чтением Корана подкрепить иссякшие душевные силы. Попытавшись погрузиться в святое писание, он обнаружил, что беспокойный ум то и дело отвлекает его. Не в состоянии сладить с ним, он поднял глаза и увидел напротив мечети молодую женщину, которая ходила туда-сюда по улице, явнф чем-то обеспокоенная.

Вдруг она вошла в мечеть, пересекла зал и, даже не заме-< тив императора, споткнулась о него. Ни на секунду не останов вившись, она продолжила свои загадочные поиски, а священный Коран с глухим стуком упал на пол. Акбар пришел в бешенств во. Вскочив на ноги, он закричал: «Стража! Стража! Привести щ мне эту неверную!» Стражники схватили женщину и приволокли^ к Акбару.

— Ах ты, гнусная женщина! — прогремел Акбар. — Тебя повесить мало! Ты имела наглость переступить через своего императора и осквернила Коран, даже не заметив этого! ,

Женщина медленно пришла в себя и от всего сердца попросила, прощения. Акбару стало интересно:

— Ладно, прежде чем ты умрешь, скажи мне, о чем ты так; глубоко задумалась, что даже не заметила, как оскорбила меня; и святую книгу?

Женщина ответила:

— Император, этим утром я услышала, что в город приехал мой возлюбленный, и повсюду искала его. Мне очень жаль, но я и вправду не заметила Ваше Величество.

Это еще больше разгневало Акбара.

— Ты осмелилась нанести оскорбление священному Корану и пнула меня ногой по такому ничтожному поводу? Тебя повесят на веревке потолще, чтобы смерть не сразу помешала твоим раздумьям напоследок. Стража, наказать ее!

Женщина, поняв, что терять ей больше нечего, попросила позволить ей задать последний вопрос. Акбар был не против.

— Почтенный император, — молвила она, — разреши узнать, чем ты был занят, когда я споткнулась о тебя?

Акбар удивился:

— Я же говорил — читал Коран!

На это женщина покачала головой и сказала:

— Если бы ты действительно читал священный Коран, ты бы искал самого лучшего возлюбленного. Если уж я, разыскивая обычного мирского юношу, была настолько поглощена своими мыслями, что даже не заметила тебя, насколько же невозмутим должен был быть ты, если ты и впрямь искал Бога. Голос ее стал суровым:

— Ты не читал Коран. Ты не молился. Ты не искал Бога. Ты просто притворялся, что делаешь это. Я все сказала. Теперь можешь меня казнить.

Слушая ее речи, Акбар призадумался. Признав правоту этой женщины, он велел ее освободить.

В своих попытках помнить о Господе мы можем извлечь из этой истории важный урок. Шрила Прабхупада пишет во введении к «Бхагавад-гите»:

«Мы должны научиться всегда, круглые сутки помнить о Господе, повторяя Его имена и организовав свою жизнь и деятельность таким образом, чтобы постоянно помнить о Нем.

Как это возможно? Ачарьи приводят следующий пример. Когда замужняя женщина любит другого мужчину или женатый мужчина — другую женщину, их привязанность обычно очень сильна. Человек, оказавшийся в подобной ситуации, постоянно думает о любимом или любимой. Замужняя женщина, мысли которой заняты возлюбленным, даже занимаясь домашними делами, все время думает о встрече с ним. В действительности она выполняет домашнюю работу даже более тщательно, чем прежде, чтобы муж не догадался о ее привязанности. Так и мы должны постоянно помнить о верховном возлюбленном, Шри Кришне, и вместе с тем добросовестно исполнять свои обязанности в материальной жизни. Для этого нужно очень сильно любить Господа. Если у нас есть такая сильная любовь к Верховному Господу, мы сможем исполнять свои обязанности и одновременно с этим помнить о Нем. Но необходимо развить в себе такую любовь»44.

В приведенном отрывке Шрила Прабхупада ссылается на прекрасный стих, который процитировал однажды в своем письме Шри Чайтанья Махапрабху. Когда Рупа и Санатана Госвами служили еще министрами при дворе набоба Хуссейна Шаха, они написали Шри Чайтанье Махапрабху несколько писем, умоляя Его дать им духовный совет. В Своем ответе Господь Чайтанья объяснил» как можно развить в своем сердце сильную любовь к Кришне. Он процитировал следующую шлоку:

пара-вйасанинй нарй вйаграпи грха-кармасу тад эеасвадайатй антар нава-санга-расайанам

«Замужняя женщина, любящая другого мужчину, обычно делает вид, что поглощена домашними делами, но в сердце своем все время лелеет мысли о встрече с возлюбленным»45.

Конечно, этот совет предназначался для Рупы и Санатаны Госвами, которые лишь на первый взгляд были заняты мирскими делами: нельзя забывать, что в действительности они всегда были охвачены любовью к Богу. Тем не менее можно смело предположить, что слова Господа относятся ко всем вайшнавам, у которых до сих пор есть мирские обязанности. Внешне выполняя свои обязанности, такие преданные могут медитировать на Господа и так взрастить в своем сердце сладостное чувство привязанности к Нему. А иначе зачем бы стал Шрила Прабхупада ссылаться на этот стих в столь важном тексте, как введение к самому главному из наших священных писаний? Это наставление призвано воодушевить и нас. Мы должны всегда учиться помнить о Кришне, независимо от внешних обстоятельств.

Слово «помнить» указывает на то, что медитация на Кришну — «врожденная» способность живого существа. Любовь к Богу дремлет в сердце каждой обусловленной души, ожидая своего пробуждения. Гаятри-мантры помогают обусловленным душам освободиться из плена материи и обратить свое внимание на Верховную Личность Бога. Поэтому слава гаятри-мантр не знает границ.

Posted in Гаятри-мантры.