Мантра гопи-бхава

Глава восьмая

МАНТРА ГОПИ-БХАВА

Введение

В момент принятия санйасы Гаудия Вайшнавы получают Гопи-бхава мантру, способствующую внутреннему развитию Кришна-прремы. Гопи-бхава мантру называют иногда «саннйаса мантрой», но это название не совсем точное, так как бабаджи тоже повторяют эту мантру. Гопи-бхава мантра упоминается в Самскара-дипике Гопала Бхатты Госвами. Вместо ссылки на стих Шримад Бхагаватам, повторяемый авадхута-брахманом из Авантипура, там говорится о саннйаса-мантре.

Саннйаса мантра (авадхута-брахмана)  

етам са астхайа паратма-ништхам,
адхйаситам пурватамаир махаришибхих
ахам таришйами дуранта-парам,
тамо мукундангхри-нишевайаива

«Я пересеку непреодолимый океан невежества утвердившись в служении лотосным стопам Кришны. Это подтверждается предыдущими ачарйами, которые утвердились в непоколебимой преданности Господу, Параматме, Верховной Личности Бога.»(ШБ 11.23.57)

Второй перевод таков: «Великие мудрецы прошлого приняли и показали путь санйасы. Я принял сейчас тот же самый образ жизни. Теперь, оставив все позади, я помчусь по направлению к Вриндавану. Там, приняв имя Мукунда, Кришна, я пересеку океан невежества. Преодолев эту майю, я достигну Вриндавана и полностью займусь служением Кришне». (ЗВ?)

«Проходя через местность, известную как Радха-деша, Шри Чайтанйа Махапрабху повторял в экстазе этот стих». (Чч. Мадхйа 3.4.) «Эта санйаса мантра должна изучаться с большой серьезностью. Те, кто приняли уклад жизни санйасы, должны в особенности попытаться понять эту важную мантру». (ЛШП 20/2/70)

Санйаса мантра дает общую картину цели санйасы: достичь освободения, практикуя жизнь в отречении, предлагая самого себя в служении Кришне. С большой решимостью санйаси думает: «Когда я предлагаю самого себя в служении Кришне (мукунда-сева), мое иллюзорная окружающая обстановка исчезнет и я обрету вечное служение Кришне на Голоке Вриндаване. » Эта мантра – обет санйаси никогда не делать ничего, что не предназначено для служения и удовлетворения Мукунды, Кришны. Отреченный садхака поддерживает твердое решение никогда не возвращаться в свое предыдущее окружение. Он думает: С сегодняшнего дня я предлагаю самого себя исключительно для служения Радхе и Кришне.»

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура говорит, что из шестидесяти четырех … , необходимых для выполнения преданного служения, принятие символических знаков санйасы является регулирующим принципом. Если человек принимает уклад жизни санйасы, его основное дело – посвятить свою жизнь полностью служению Мукунде, Кришне. Если он не посвящает полностью свой ум и тело служению Господу, он в действительности не стал санйаси. Просто дело не в смене одежды. Это не одежда делает человека санйаси, настроение служения Кришне.

Слово паратма-ништха (употребленное в предыдущем стихе) означает быть преданным Кришны. Параматма, Высшая Личность, – это Кришна. Те, кто полностью посвятили себя служению лотосным стопам Кришны – настоящие санйаси. Отдавая дань формальности, преданный принимает три данды. Кроме этого необходимо присоединить к три-данде джива-данду. Эти четыре данды, соединенные вместе как одна, являются символом беспримесного преданного служения Господу. В Шримад Бхагаватам нет такого явления как экаданди-санйаси (которую принимают санйаси-майавади); в действительности триданди санйаси принимается как символическое представление уклада санйасы. Цитируя этот стих из Шримад-Бхагаватам, Шри Чайтанйа Махапрабху принял уклад жизни санйасы, рекомендованный в Шримад-Бхагаватам». (ШБ 11.23.57 к.)

Молясь о преме

В Чайтанйа-чаритамрите Шри Кришна даса Кавираджа объясняет как антарага-бхакты (премика бхакты) Шри Чайтанйи, последователи Шри Гададхары Пандита обрели самый большой успех в распространении движении санкиртаны Господа. Показатель таков, что чем больше любовь к Кришне, тем более успешной будет проповедь. Поскольку санйаси являются первыми проповедниками, их первая и наиглавнейшая обязанность любить Кришну. Поэтому в санйаса ашраме большое внимание уделяется внутреннему развитию гопи-бхавы или Кришна-премы.

Относительно этого момента Шрила Прабхупада сказал однажды в Хайдарабаде: Если у вас нет достаточно любви к Богу, вы не можете проповедовать. Почему вы проповедуете мне? Вы просто показываете мне пример». (ПШП 74/35)

Внешней причиной принятия санйасы является возможность проповедовать сознание Кришны в каждом городе и деревне, но внутренне необходимо думать: Просто чтобы удовлетворить Радху и Кришну я принимаю санйасу для того, чтобы иметь возможность развить гопи-бхаву – чистую бескорыстную любовь».

Posted in Слава Гаятри-мантры.