Могущество мантры

Все ведические мантры (те, что происходят из шрути — Риг, Сама, Яджур и Атхарва Веда), такие как Брахма-гайтри, являются вечными звуковыми вибрациями духовного происхождения. Веды — это апаурушейа, они не составлены каким-либо человеком в определенный момент истории. Мантры Вед — вечное проявление Бога в форме звука, шабда брахма. Повторяя определенную мантру под авторитетным руководством, очистившаяся личность может осознать духовную цель мантры.

В Нарада-панчаратре, Хари-бхакти-судходайе, Хари-бхакти-виласе и многих других писаниях объясняется, что сила мантры проявляется только, если она получена от истинного духовного учителя и читается чисто, без оскорблений. Хотя человек может увидеть мантры, написанные в книгах предыдущих ачарий, например в книгах Шрилы Прабхупады или в этой, и затем попытаться читать их, эти мантры дадут результат только, если будут получены в процессе дикши. Мантры подобны семенам, в которых содержится большие потенции, но чтобы их могущество проявилось необходим внешний фактор. Маленькое семечко баньянового дерева содержит в себе форму огромного, полностью выросшего дерева. Но если воробей съест это семечко и оно окажется на земле вместе с его экскрементами, тогда величественное баньяновое дерево начнет расти. Баньяновое семечко должно пройти этот путь, чтобы дать всход. Подобным образом, если человек начинает читать мантру, услышав ее случайно или прочитав ее в книге, он не обретет кришна-премы. Но если мантру получают правильным образом, выслушав ее от премика-бхакты, тогда она, наполненная гуру-премой, дает возможность проявиться преме в сердце серьезного ученика. «Мантра очищает, если читается с правильным пониманием.» (ШБ 11.24.32) В комментарии к этому стиху Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: «Мантра очищает, если она исходит из уст сад-гуру. Истинный духовный учитель дает ученику наставления, касающиеся метода, значения и конечной цели мантры.» Это является сокровенным в следующем смысле: можно приобрести опубликованную мантру повсюду, но будучи не принятой в цепи ученической преемственности, она не будет действовать. Обратившись к авторитетным источникам, мы можем узнать, что любая мантра, не полученная от ученической преемственности, не имеет силы.» (ШБ 4.8.53к.) «Мантры и процесс преданного служения обладают особой силой, с условием, если они получены от авторитетной личности.» (ШБ 8.16.24к.)

Даже Харе Кришна маха-мантра, если ее повторяют не получив инициацию, имеет большее воздействие, если она получена от продвинутого преданного. Ачарйи утверждают, что чтение Харе Кришна маха-мантры, если она не получена или не услышана от продвинутого, сознающего Кришну вайшнава, принесет плоды бхукти или мукти, а не драгоценный сладкий нектар према-бхакти. Сердца чистых преданных сравниваются с богатыми драгоценными камнями горами премы Радха-Мадхавы; реки мадхурйа-расы стремительно мчатся вниз с этих гор и в их воды погружается каждый, кто принимает милость. Святое имя, произносимое чистым преданным наполнено Кришна-премой. Когда святое имя входит в ухо искреннего ученика, оно питает его маленький росток преданности и помогает вырасти нектарному плоду «према-бхакти».

«Когда Харе Кришна мантра читается с любовью чистым преданным Господа, она оказывает величайшее воздействие на сердца, и потому чтение как таковое должно быть услышано из уст чистого преданного Господа, чтобы был получен непосредственный эффект.»(НС)

Чистая звуковая вибрация осознавшего себя гуру действует подобно лесному пожару, сжигающему грехи и нечистоты в уме и сердце ученика. Когда Кришна и Арджуна путешествовали на колеснице, преодолевая оболочки вселенной, Господь Кришна использовал Свою Сударшана «чакру» чтобы рассеять темные и наводящие ужас слои материальных элементов. Подобным образом, святое имя Кришны подобно чакре сжигает дотла все темные покрытия сердца «садхака» и освобождает путь к «преме». Эффект слушания «мантры» от продвинутого, наделенного духовной силой преданного, зависит также от силы стремления «садхака» к совершенствованию в чистой любви к Радхе и Кришне. В великом смирении и скорби Шри Чайтанйа Махапрабху выразил настроение неудачливой обусловленной души. 

сарва-шакти наме дила карийа вибхага
амара дурдайва, — наме нахи анурага
 

«О Говинда, Ты вложил все Свои энергии в каждое святое имя, но я настолько неудачлив, что не чувствую привязанности к воспеванию Твоих святых имен.» (Чч. «Антйа 20.19) Привязанность приходит, если человек достаточно удачлив, чтобы услышать святое имя от истинного, обладающего духовной силой вайшнава. Однако привязанность к чтению и служению Кришне не проявится у «садхаки», слушающего святое имя от вайшнава, лишенного «кришна-шакти». 

кали-калера дхарма — кришна-нама-санкиртана,
кришна-шакти вина нахе тара правартана

«Не получив полномочия от Верховной Личности Бога, Шри Чайтанйи Махапрабху, человек не может распространить святые имена Харе Кришна «маха-мантры» по всему миру.» (Чч «Антйа» 7.11) Шрила Бхактисиддханта называл это «нама»-алфавит» в котором воспринимаются лишь буквы святого имени, а не полностью проявленные прекрасные формы Радхи и Кришны, танцующие вдвоем в «йугала-мантре», испытывая «према-дхарму». Истинный духовный учитель должен обладать силой чистой преданности, придающим могущество святому имени, которое он дает своему ученику. Если по какой-то причине «гуру» не обладает этими полномочиями, то «садхака» все равно может получить силу для совершения «бхаджана», слушая от осознавшего себя и обладающего духовной силой «шикша-гуру». В традиции Гаудия вайшнавов преданные «уттама-адхикари» спускаются на уровень мадхйамы, чтобы проповедовать как «дикша» или как «шикша» гуру. Путешествуя с проповеднической миссией по южной Индии, Шри Чайтанйа Махапрабху давал наставление тысячам людей уже получивших где-то в другом месте «дикша-мантры» повторять Харе Кришна. Благодаря «шикше» Махапрабху они обрели силу повторять, осознавать полную потенцию святых имен Кришны и распространять милость другим. 

кришна-намера махима шастра-садху-мукхе
джани намера мадхуре айчхе кахан нахи шуни

«Необходимо узнать о красоте и трансцендентальном положении святого имени Господа, слушая явленные писания из уст преданных. Нигде больше мы не можем услышать о сладости святого имени Господа.» (Чч «Антйа» 1.101)

В «Падма Пуране» сказано: «атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийайх». Процесс повторения и слушания трансцендентального святого имени Господа не может выполняться обыкновенными чувствами. Трансцендентальная вибрация святого имени Господа абсолютно духовна. Поэтому она должна быть получена из духовных источников и повторяться после того как услышана от духовного учителя. Тот, кто участвует в процессе воспевания Харе Кришна «мантры», должен получить ее от духовного учителя, восприняв ее на слух. (Чч.»Антйа» 1.101к.)

«Господь Шива захотел встретиться с сыновьями царя, чтобы благословить и облагодетельствовать их. Он сам произнес для них «мантру», чтобы она стала более могущественной, и велел сыновьям царя повторять ее. Когда «мантру» произносит великий преданный, она становится еще более могущественной. Харе Кришна «маха-мантра» сама по себе обладает огромной силой, но во время посвящения ученик должен услышать ее от духовного учителя, так как «мантра», произнесенная духовным учителем, становится более могущественной. Господь Шива велел сыновьям царя слушать его внимательно, ибо тот, кто слушает духовного учителя невнимательно, наносит ему оскорбление.» (ШБ 4.24.32)

«Существуют различные типы мантр для различного рода преданных ( например, Рама-мантра, Нрисимха-мантра, Гопала-мантра и т.д.). Каждая мантра имеет свое собственное духовное значение. Духовный учитель должен выбрать «мантру» для своего ученика, учитывая способности ученика в воспевании различных «мантр.» (Чч. «Мадхйа» 24.331к.)

Во время инициации гуру дает ученику ведическую мантру или «панчаратрика-мантру» в соответствии с традицией «парампары». Совершая пуджу, должным образом инициированный ученик, свободный от невежества, осознает отношение между духовным значением мантр, исполняемых им в процессе «джапы» и «арчаны», и тождеством Божества, которому оказывается поклонение. Хотя существуют особые «мула» и Гайатри «мантры», помогающие сосредоточить ум на духовном учителе, в «шастрах» дается совет видеть духовного учителя во всех «мантрах», полученных от него. В Ведах говорится: 

йо мантрах са гурух сакшат
йо гурух са харих свайам
гуру-йасйа бхавет туштас-
тасйа тушто харих свайам

«Мантра, данная гуру, сама по себе является «гуру», а «гуру» является непосредственно Верховный Господь Хари. Если кто-то удовлетворяет духовного учителя, он также удовлетворяет Самого Шри Хари.» «Ачарйи» объясняют, что с помощью мантры духовный учитель передает ученику свое внутренне настроение служения Радхе и Кришне. Ученик не воспринимает это немедленно, он поймет все постепенно благодаря «гуру бхакти», «севе» и медитации на данную ему «мантру». «Мантра» поэтому является непосредственным представителем духовного учителя. История Гопа-кумара, описанная в «Брихад-бхагаватамрите», иллюстрирует могущество повторения «мантры». Благодаря хорошей карме, Гопа-кумара принял рождение в семье пастуха во Вриндаване. Однажды пася коров, он заметил святого человека, который пел и непрестанно плакал. Гопа-кумара привлекся им и начал служить, принося ему молоко. Однажды святой дал ему Гопала-мантру. Произнеся лишь половину «мантры», Гопа-кумара начал плакать, и после этого он потерял сознание. Святой однако исчез, не научив даже как правильно читать мантру. Тем не менее, Гопа-кумара начал читать ее с верой, и скоро у него пропали все материальные желания. Постоянно повторяя гопала-мантру он путешествовал по вселенной и в духовном небе. Посетив Брахмалоку, Шивалоку, Вайкунтху, Айодхйу, Двараку и Мадхуру, Гопа-кумара, наконец, встретил Кришну во Вриндаване. Он получил эту необыкновенную удачу благодаря повторению Гопала-мантры.

Результат повторения «мантры» зависит от концепций, которых мы придерживаемся в своем уме во время ее повторения. Обычно Брахма-гайатри дает «мукти», но понимание того, что савита является Господом Вишну, приводит повторяющего эту мантру на Вайкунтху. Если Кама-гайатри повторяется с пониманием того, что она не отлична от Кришны в Его изначальной конечной «расика» форме, тогда повторяющий ее достигает этой формы. То же самое касается воспевания Харе Кришна «маха-мантры, которая содержит в себе все. Если воспевать с материальными желаниями, то они будут достигнуты; если воспевающий желает «мукти», он получит его. Если повторять Харе Кришна «маха-мантру», понимая, что Радха и Кришна лично присутствуют в ней, наслаждаясь сокровенными играми во Вриндаване, тогда можно обрести вечное любовное служение Им. В конечном счете сущность «мантры» не может быть отделена от умонастроения «садхаки». Играет роль и то и другое. «Повторяющий «мантру» должен знать ее значение; не зная значения мантры, невозможно достичь цели». (Йагйавалкйа-смрити)

Posted in Слава Гаятри-мантры.