Обращение ума

Воспевание в обществе преданных

Вопрос: Я неоднократно слышал, что человек, не способный сосредоточиться на святом имени, может решить эту проблему, повторяя мантру рядом с опытным преданным. Но как в таком случае быть с уединением? Ответ: Нам необходимы позитивные примеры, которые вселяют в нас веру и энтузиазм. Тем не менее, результаты зависят только от нас. Перелетных птиц, несомненно, вдохновляет полет в стае с другими птицами, хотя каждая из них летит сама и не может рассчитывать на то, чтобы отдохнуть на спине своей соседки. Аналогично этому, мы должны уметь воспевать святое имя, владея своим умом, ибо никто не сделает этого за нас.

Иными словами, важны оба аспекта: время от времени полезно воспевать святые имена в обществе опытных преданных, черпая в этом вдохновение; с другой стороны, можно отправиться в уединенное место, где ничто не будет отвлекать нас от воспевания.

Шрила Бхактивинода Тхакур давал еще один совет: чтобы преодолеть рассеянность, нужно очень отчетливо произносить слова мантры и внимательно слушать; но это, конечно, вопрос практики.

И все же он признает, что очень трудно преодолеть эти анартхи в одиночку. Однако по милости Господа это возможно; поэтому нужно искренне молить Господа о помощи. Итак, милость Господа – единственный шанс избавиться от рассеянности.

Из вышеизложенных утверждений становится ясно, что избавиться от рассеянности крайне трудно, однако необходимо. Можно преодолеть рассеянность, следуя трем следующим рекомендациям:

Время от времени уединяться в тихом, спокойном месте и воспевать святые имена;

Произносить слова мантры ясно и отчетливо, внимательно слушая;

Молить Кришну о милости».

Обращение ума к святому имени

«Вопрос: Крайне трудно управлять мыслями, чувствами и желаниями. Должны ли мы отключать эти функции ума во время воспевания святого имени, или же ум следует занять служением Кришне?

Ответ: Самое главное – сосредоточить ум на чем-то одном. Иными словами, во время воспевания ум должен быть сосредоточен на святом имени, а не на отвлеченных мыслях, чувствах и желаниях. Только таким образом ум может быть вовлечен в воспевание святого имени. Кроме того, существует ряд механических средств, которые могут помочь:

Следует выбрать для воспевания наименее беспокойное время суток (предпочтительнее всего раннее утро).

Для того, чтобы успокоиться, сделайте перед началом воспевания несколько глубоких вдохов.

Положение тела оказывает определенное влияние на ум, поэтому сядьте прямо.

Мысленно предайтесь Господу. Уместной будет следующая молитва:

кайена васа манасендрийаир ва
буддхйатмана ванушрита-свабхават
кароми йад тат сакалам парасмаи
нарайанайети самарпайами

Все движения своего тела, все, слова, которые я когда-либо произнес, все, о чем я размышлял, все, что я воспринимал чувствами и постиг разумом, – все это я преподношу Всевышнему Господу, Нараяне.* // Молитва Шри Кави, произнесенная в беседе с Махараджей Ними; .Шримад-Бхагаватам., 11.2.36//

Написать мантру на бумаге и посматривать на нее время от времени.

Смотреть на изображения Шри Чайтаньи Махапрабху и Его спутников, Шри Шри Радхи-Кришны или духовного учителя. Воспевать святое имя в окружении преданных или в обществе духовного учителя.

Учитесь ценить святое имя

Вопрос: Почему человек продолжает воспевать святое имя невнимательно, несмотря на то, что постоянно слышит о важности внимательного повторения?

Ответ: Главная причина в том, что человек забывает о том, почему нужно воспевать святое имя внимательно. Во избежание подобной ошибки Шрила Прабхупада рекомендовал произносить перед мантра-медитацией стихи, которые помогают преданным поддерживать должное умонастроение:

никхила-шрути-маули-ратна-мала-
дйути-нираджита-пада-панкаджанта
а
йи мукта-кулайр упасйаманам
паритас твам хари-нама самшрайами

Это первый стих .Шри-кришна-намаштаки.* //См. стр.195// Шрилы Рупы Госвами. В нем говорится, что кончикам пальцев лотосоподобных стоп святого имени поклоняются сами Упанишады* //Упанишады – 108 философских трактатов, которые входят в состав Вед// ; святому имени поклоняются также все освобожденные живые существа. Второй стих был произнесен царем Парикшитом* // .Шримад-Бхагаватам., 10.1.4//:

нивритта таршаир упагийаманад
бхаваушадхач чхотра-мано-бхирамат
ка уттамашлока-гунанувадат

Святое имя передается от духовного учителя к ученику. Прославление Господа доставляет истинное наслаждение тем, кого больше не интересуют ложные, временные материальные ценности. Прославление Господа – подходящее лекарство для обусловленных живых существ, страдающих в круговерти рождений и смертей. Кто же откажется славить Господа, кроме мясника или убийцы собственной души?

Эти два стиха обращают наше внимание на уникальную природу святого имени, помогая нам сохранить умонастроение, необходимое для правильного воспевания мантры.

Кроме того, я хотел бы упомянуть о средствах, которые много раз помогали лично мне. Нередко я говорю себе, что Господь приходит в материальный мир в трех ипостасях: как Божество, как святое имя и как аватара. Святое имя является самым милосердным воплощением Господа. Размышляя об этом, я не могу оставаться безразличным или невнимательным, поскольку понимаю, что во время мантра-медитации я общаюсь с Кришной. Это мне очень помогает.

Хочется добавить, что каждый преданный должен сам определить метод, который будет для него наиболее эффективным. Однако, в любом случае, перед началом повторения следует поразмышлять о святом имени и его духовном могуществе.

Posted in Таинство повторения Маха-мантры.