Ом

Ом — это сат-биджа. Она призывает Самого Господа Шри Кришну. В «Чайтанья-чаритамрите» Шрила Прабхупада приводит подробное объяснение священного слога ом (омкара). Вот выдержки из этого комментария:

«Достоинства омкары восхваляются во всех ведических писаниях. Шрила Джива Госвами пишет в своем трактате „Бхагавата-сандарбха», что Веды называют омкару звуком святого имени Верховной Личности Бога. Только этот божественный звук может освободить обусловленную душу из пут майи. Иногда омкару именуют тарой, „освободителем». С омкары начинается „Шримад-Бхагаватам»: ом намо бхагавате васудевайа. Поэтому Шридхара Свами, автор известного комментария к „Шримад-Бхагаватам», называет омкару тара-анкура, что значит „семя освобождения из материального мира» {тара — освобождения, анкура — семя)».

Далее Шрила Прабхупада поясняет, какие блага приносит повторение омкары:

«В „Нарада-панчаратре» ясно говорится, что Верховная Личность Бога, Нараяна, предстает перед тем, кто произносит аштакшару — восьмисложную мантру (ом намо нарайанайа). Подобное утверждение есть и в „Мандукья-упанишад», где сказано, что всё в духовном мире представляет собой экспансию божественной энергии омкары.

Основываясь на Упанишадах, Шрила Джива Госвами доказывает, что омкара является Высшей Абсолютной Истиной, и это подтверждают все ачарьи и другие мудрецы. Омкара не имеет начала, она верховна, нетленна, не подвержена переменам и ничем не оскверняется. Омкара есть начало, середина и конец всего сущего. Любой, кто понимает это, достигает с ее помощью совершенства и познаёт свою духовную природу. Омкара пребывает в сердце каждого и является ишварой, Верховной Личностью Бога, как об этом говорится в „Бхагавад-гите» (18.61); йшварах сарва-бхутанам хрд~ деше ‘рджуна тиштхати. Омкара неотлична от Вишну, ибо, как и Господь Вишну, пребывает повсюду. Тому, кто знает о тождестве омкары и Господа Вишну, не о чем больше скорбеть и нечего желать. Повторяющий омкару перестает быть шудрой и немедленно возвышается до уровня брахмана. Произнося звук ом, человек может осознать единство всего творения и понять, что оно является экспансией энергии Верховного Господа. […]

Омкара лежит в основе ведического знания, и потому ее произносят перед чтением любого гимна из Вед. Без этого ни одна ведическая мантра не принесет ожидаемого результата».

Затем Шрила Прабхупада описывает более сокровенный смысл омкары, каким он раскрывается главным образом в традиции Гаудия-вайшнавов:

«Омкара представляет собой сочетание букв „а», „у», „м». А-карена учйате кршнах: буква „а» (а-кара) обозначает Кришну, который является сарва-лока-эка-найаках, властителем всех живых существ и всех планет — духовных и материальных. Нййака дословно означает «вождь». Он стоит во главе всего сущего (нитйо нитйанам четанаш четананам).

Буква „у» (у-кара) обозначает Шримати Радхарани, энергию наслаждения Кришны, а „м» (ма-кара) — живых существ (джив). Таким образом, звук ом включает в себя всё творение: Кришну, Его энергию и Его вечных слуг»3.

Здесь Шрила Прабхупада ссылается на знаменитый стих Шрилы Рупы Госвами:

а-кареночйате кршнах сарва-локаика -найаках у-кареночйате радха ма-каро джйва-вачаках

«При помощи звука „а» (в слоге ом) обращаются к Кришне, властителю всех миров. Звуком „у» обращаются к Радхе, а звук „м» относится к дживам».

Иными словами, слог ом вовсе не безличен. В наши дни слог ом часто считают всего лишь образом безличного Брахмана. У многих преданных Кришны, находящихся во власти этого заблуждения, даже развивается отвращение к повторению ом. Однако следует понять, что ом указывает на Кришну. В «Бхагавад-гите» Кришна подтверждает этот важный момент трижды:

ведйам павитрам омкарах

«Я цель познания, очистительная сила и слог ом»4.

пранавах сарва-ведешу

«Я — слог ом в ведических мантрах»5.

ом итй экакшарам брахма вйахаран мам анусмаран йах прайати тйаджан дехам са йати парамам гатим

«Если тот, кто неустанно занимается этой практикой йоги и произносит священный слог ом, высшее сочетание букв, будет, покидая тело, помнить Меня, Верховную Личность Бога, он непременно попадет на планеты духовного царства»6.

Для получения дальнейшей информации мы рекомендуем изучить вышеприведенный комментарий Шрилы Прабхупады полностью.

Posted in Гаятри-мантры.