Отказ повиноваться указаниям духовного учителя

ТРЕТЬЕ ОСКОРБЛЕНИЕ

ОТКАЗ ПОВИНОВАТЬСЯ УКАЗАНИЯМ ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ

(гурор аваджна)

«Пройдя через бесчисленные воплощения, душа обретает, наконец, возможность получить человеческое тело. Это происходит либо в результате естественной эволюции или вследствие неосознанно совершенных благочестивых поступков. Только в человеческом теле живое существо может заниматься духовной деятельностью. Полубогам и жителям райских планет предопределено наслаждаться плодами своих благочестивых поступков. Подобным образом, животные тоже связаны последствиями своей предыдущей кармы и погружены в невежество, исключающее возможность осознанно совершать благочестивые поступки. Только человеческое тело подходит для того, чтобы вести праведную жизнь и служить Всевышнему Господу.* // Шри Чайтанья Махапрабху касался этой темы в наставлениях Шриле Рупе Госвами. См. “Чайтанья-чаритамриту”, Мадхья 19.151.//

Временная природа человеческого тела – неопровержимый факт. Если человек не приложит определенных усилий, чтобы достичь самореализации, ему придется снова вернуться в цикл повторяющихся рождений и смертей. Поэтому разумный человек обязательно воспользуется этой редкой возможностью и примет духовного учителя, который сможет привести его к Шри Кришне. Третьим оскорблением святого имени является отказ повиноваться указаниям духовного учителя. “Шри Харинама-чинтамани” начинает объяснение этого оскорбления с описания качеств истинного духовного учителя.

КАЧЕСТВА ИСТИННОГО ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ

Истинный духовный учитель обладает духовными познаниями и владеет своими чувствами. Будь он брахман, шудра, семейный человек или санньяси – определяющим фактором является его способность спасти живое существо от череды рождений и смертей, посвятив его в духовную науку.* //см. “Чайтанья-чаритамриту”, Мадхья, 8.128.//

В “Шримад-Бхагаватам” сказано, что духовным учителем достоин быть человек, постигший сокровенный смысл священных писаний и способный донести этот смысл до других. Тот, кто не в состоянии освободить людей, доверившихся ему, от материальных страданий, не должен становиться духовным учителем.* //”Шримад-Бхагаватам”, 11.3.21 (см. также “Мундака Упанишад”,1.2.12)// Недостаточно быть просто хорошим оратором; до тех пор, пока человек не утвердился в духовной жизни, он не может быть духовным учителем. Это утверждение прекрасно иллюстрирует следующая история, рассказанная в ведических писаниях.

Однажды мать привела к садху своего сына, который болел диабетом. Она всячески старалась отговорить его есть сладости, но ее уговоры не действовали на великовозрастного лакомку. В конце концов женщина решила, что слова садху будут иметь вес для сына, и обратилась к нему за помощью. Однако садху ответил: “Я не могу сказать этого твоему сыну. Приходите через неделю!” Когда мать с сыном пришли снова, садху строго сказал: “Никогда больше не ешь сладкого, иначе ты погубишь себя!” Юноша ответил: “О учитель, если вы так говорите, я перестану есть сладости!” Удивленная мать спросила садху: “Почему же вы не сказали ему этого неделю назад?” “Дело в том, – ответил садху, – что неделю назад я сам ел сладкое”.

Итак, очень важно, чтобы духовный наставник подавал своим ученикам благой пример и сам следовал тому, что требуется от учеников. В противном случае он не имеет права называться духовным учителем.

Posted in Таинство повторения Маха-мантры.