Панча самскары

«Гаудия вайшнавы принимают пять таинств (панча-самскары) очищения. Проходя эти панча-самскары, верующий начинает совершать бхаджана-крию, личное поклонение Богу и постепенно достигает чистой любви к Кришне. У этих пяти таинств есть и внутренний и внешний аспекты. Тапа, пундра, нама, мантра и йага — из этих пяти обрядов состоят панча-самскары. Они являются основой глубокой преданности Господу Хари. 

1) Тапа — использование сандаловой пасты для написания святых имен на теле: Джайа Гаура-Нитай, Харе Кришна, Шри Радхе и т.д. Тапа означает также внутреннее очищение сердца через покаяние и развитие подлинного отречения от материальной жизни.

2) Урдхва-пундра — украшение тела тилаком, указывающим на то, что он является храмом, где совершается служение Господу. Тилака символизирует отпечаток стопы Кришны. Видя этот символ, преданный думает: «У меня на лбу отпечаток стопы Кришны. Он мой вечный Господин, а Его вечный слуга. Повсюду, во все времена, при всех обстоятельствах я связан с Кришной вечными отношениями». В более широком смысле урдхва-пундра означает все вещи, имеющие отношение к тождеству человека как вечного слуги Кришны, такие как кантхималы, дхоти, сари и джапа мала. Урдхва-пундра означает также освещение тела, ума и души и привязанность к Верховному Господу.

3) Нама — получение от наставника (через чувство слуха) имени Хари (Харе Кришна маха-мантра) и духовного имени, указывающего на то, что личность является слугой Кришны (например, Радха-чарана даса). Приняв прибежище святого имени и ощутив нектар, содержащийся в нем, ученик осознает свое духовное тождество и вовлекается в преданное служение.

4) Мантра — получение от духовного учителя восемнадцатислоговой Гопала-мантры. Давая мантру, учитель помогает ученику без особых затруднений испытать нектар святого имени. Мантра также помогает ученику ощутить особый аромат или вкус в святом имени Кришны.

5) Йага — использование данных гуру мантр при поклонении Шри Мурти или Шалаграму. Такая пуджа очищает и защищает преданного от опасности падения в майю. Йага, пятая и последняя самскара, — это процедура поклонения Господу с использованием всех умственных и физических способностей: зрение, прикосновение, обоняние, касание, размышление, рассуждение и действие. В личности, лишенной йаги, нет жизни, и она вынуждена пожинать результаты своей кармы.

«Не приняв систему панча-самскары, обусловленная душа не может развить глубокой преданности Господу Кришне. Поэтому панча-самскара крайне необходима.» («Панча самскара» Шрилы Бхактивиноды Тхакура)

Упанайанам имеет чисто ведическое предназначение — облегчить изучение Вед и выполнение ведических ритуалов. Самскара упанайанам, однако, не играет решающей роли в Гаудия сампрадайе. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура давал Брахма-гайатри наряду с панчаратрика мантрами в соответствии с философией панчаратрики, в которой инициированный вайшнав рассматривается даже как более квалифицированный, чем брахман. Следуя своему гуру-махарадже, наш духовный учитель, Шрила Прабхупада, также объединил ведическую инициацию (Брахмагайатри) и инициацию панчаратрики. В ИСККОН «дикша» означает получение упанайанам (Брахма-гайтри) и одновременно шесть других мантр: Гуру-мантра, Гуру-гайатри, Гаура-мантра, Гопала-мантра и Кама-гайатри.

Posted in Слава Гаятри-мантры.