Подведем итоги

Изучив эти пять самскар, мы поймем их цель: даровать человеку новое рождение. С этого момента ученик начинает свой путь в духовный мир. Их главная задача — освободить человека от пут материи. В священных писаниях говорится, что, если человек преданно служит Господу, особенно если он повторяет Его святое имя, он может избавиться даже от прарабдха-кармы (последствий грехов, которые уже проявились).

Для преданного, который стремится к духовному прогрессу, панча-самскары очень важное средство достижения цели. Пристально изучая книги Шрилы Рупы Госвами, особенно «Бхакти-расамрита-синдху», можно увидеть, что Рупа Госвами сознательно включил панча-самскары в предлагаемую им систему садханы. Они, например, вплетены в шестьдесят четыре принципа преданного служения. Поэтому не случайно Шрилу Рупу Госвами называют абхидхея-ачарьей47 нашей сампрадаи — тем, кто учит практике сознания Кришны.

Поскольку Щрила Прабхупада подчеркивал важность методов, предписанных Рупой Госвами, панча-самскары входят и в его учение, хотя он не говорит о них в том же объеме, в каком эти принципы представлены в «Падма-пуране». Я столь подробно обсуждаю их здесь, поскольку уверен, что это поможет нам понять, насколько тесно связана наша практика сознания Кришны с системой панчаратрики.

Пожалуйста, изучите «Нектар преданности», особенно главы 6-13, и оцените, насколько точно и практично Шрила Рупа Госвами, используя принципы бхагавата-марга и панчаратрика-видхи, спланировал для нас процесс сознания Кришны, предназначенный для возвышения вечной души в этот век деградации.


1. Ч.-ч., Мадхья, 8.138 (цитируется по «Шри Мантрартха-дипике» Вишванатхи Чакраварти Тхакура).

2. Б.-г., 10.35.

3. Шри Гурв-аштака, 7.

4. Брахма-самхита, 5.27.

5. Бхаг., 2.10.6.

6. Бхаг., 2.9.35, комм.

7. Утренняя прогулка, Гонолулу, 28 мая 1976 г.

8. Брахма-самхита, 5.24; последующая цитата взята из комментария к этому стиху.

9. Бхаг., 5.19.27,

10. Ч.-ч., Мадхья, 22.38-39. U. Бхаг., 8.24.52, комм.

12. Из «Харинама-чинтамани» (цитируется по «Шикша-гуру» Шиварамы Махараджа).

13. Бхакти-сандарбха, ануччхеда 283 (цитата из «Хари-бхакти-виласы», 2.9; этот стих также находится в комментарии к сто восьмому стиху пятнадцатой главы Мадхья-лилы «Чайтанья-чаритамриты»),

14. Агама (Панчаратра).

15. Шраванам, киртанам и т.д. (Бхаг., 7.5.23).

16. Эти две шлоки также цитируются по Агамам; текст Дживы Госвами

в переводе Гопипаранадханы Прабху взят из материалов, выпускаемых Консультационным Шастрическим Советом Джи-би-сн.

17. Ч.-ч., Антья, 4.192-193.

18. Утренняя прогулка, Хайдарабад, 20 апреля 1974 г.

19. Хари-бхакти-виласа, 2.12 (цитируется по Бхаг., 4.31.10, комм.); следует заметить, что везде, где мы говорим о Санатане Госвами как об авторе «Хари-бхакти-виласы», мы подразумеваем, что она была составлена не только им, но и Гопалой Бхаттой Госвами.

20. Ч.-ч., Мадхья, 15.107.

21. Шри Шикшаштака, 2 (цитируется по Ч.-ч., Антья, 20.16).

22. Бхаг., 7.5.23-24, комм.

23. Ч.-ч., Адн, 7.73.

24. Харинама-чинтамани, глава 6, ссылка 13.

25. Шри Бхакти-сандарбха, 284.

26. Бхаг., 1.5.38, комм.

27. Бхаг., 4.13.3, комм.

28. Лекция по Бхаг., 6.2.24-25, Горакхпур, 13 февраля 1971 года.

29. Брихад-Бхагаватамрита, 2.1.114, комм.

30. Вишну-пурана, цитируется в «Хари-бхакти-виласе», 11.7.

31. Шрила Санатана Госвами в своей «Диг-даршини-тике» в обсуждении вышеприведенного стиха.

32. Цитируется в комментариях к пятьдесят второму стиху второй главы «Бхагавад-гиты».

33. В те времена, когда Кришна проводил Свои игры на Земле, Прагджьотиш был столицей демона Бхаумасуры.

34. В комментариях к «Брихад-Бхагаватамрите», 2.1.37.

35. Брихад-Бхагаватамрита, 2.1.102-103.

36. Брихад-Бхагаватамрита, 2.1.104-105.

37. Бхаг., 4.24.45-46, комм.

38. Четыре регулирующих принципа таковы: 1) отказ от употребления в пищу мяса, рыбы и яиц; 2) отказ от употребления одурманивающих веществ; 3) отказ от участия в азартных играх; 4) отказ от занятий незаконным сексом. Под садханой подразумевается, в первую очередь, каждодневная практика повторения шестнадцати кругов маха-мантры Харе Кришна и строгое следование духовному распорядку, установленному для нас Шрилой Прабхупадой; особенно это касается регулярного посещения храмовых служб.

39. Лекция по случаю проведения обряда инициации, Сан-Франциско, 10 марта 1968 г.

40. См. Бхаг., 6.2.34-38.

41. Цитируется в «Нектаре преданности», гл. 9.

42. Эти слова принадлежат Махарадже Юдхиштхире (Махабхарата, Вана-парва, 313.117). Он сказал: «Человек должен следовать пути, указанному махаджанами».

43. Беседа, Горакхпур, 17 февраля 1971 г.

44. Из статьи о панча-самскарах.

45. Ч.-ч„ Мадхья, 1.207-208, текст и комм.

46. Из «Падма-пураны», Уттара-кханда.

47. Термины самбандха, абхидхея и прайоджана объясняются в четвертой главе, в разделе 6.

Posted in Гаятри-мантры.