Посвящение в санйаси

Посвящение в санйаси

Шрила Гопала Бхатта Госвами составил Самскара-дипику как руководство для Гаудиа вайшнавов, желающих жить дома и войти в бхикшу ашрам (отреченный образ жизни). Со времен Шри Чайтанйи Махапрабху преданные, идущие по пути отречения, следовали этому руководству. Система принятия санйасы в Гаудия вайшнавизме принята в соответствии с традицией и обычаями, установленными Рамануджаачарйей (Шри Сампрадайа). После очищения дома или храма совершается Вишну хома наряду с поклонением ачарйа сампрадайа и Панча-таттве с использованием пяти предметов пуджи: благовоние, лампа гхи, цветы, сандаловая паста и найведйа. Тогда дается дикша. В Самскара-дипике описывается десять самскар для принятия санйасы и значение Гопи-бхава мантры.

Самскары санйаса даса

1. Обривание головы – молитва парикмахеру: «Пожалуйста, оставь шикху, чтобы я мог сохранить свою веру и завязать ее у лотосных стоп Шри Чайтанйи Махапрабху.» Далее молитва Господу Гауранге: «О Господь Чайтанйа, я твой вечный слуга, но я самый падший. Пожалуста, прими меня».

2. Священное омовение

3. Нанесение тилаки

4. Нама – использование чандана или тилака для написания на груди имен Радхики, Гауры, Кришны. (Не клеймо или какое-либо выжигание)

5. Каупины – принятие каупин является одним из наиболее важных и первостепенных ритуалов в принятии санйасы. Если человек принимает каупины, которые были очищены и должным образом освящены, он может стать великим йогом. Махадева Шива принял каупины, сделанные Брахмой; Нарада Муни принял каупины от Ананты; Господь Чайтанйа принял каупины от Кешава Бхарати. Бхутва дина-ганешакау карунайа каупина-кантхашритау, «Для того, чтобы освободить бедные обусловленные души шесть Госвами приняли набедренные повязки (каупина) и лоскутное одеяло стеганное (кантха), ведя себя как mendikants»

После проведения необходимых ритуалов в соответствии с указаниями некоторых авторитетов, девять различных Божеств помещаются в каупинах: Вишну, Брахма, Шива, Васуки, Ваю, Агни, Чандра, Шукра, Брихаспати. Другие говорят – только три: Брахма, Вишну и Шива. Вишну располагается на узле пояса на талии; Брахма и Шива по сторонам. Притхви (мать земля) или Бхагавати, представляющая скромность, является главным Божеством той части каупин, которая идет от живота к спине. Будучи супругой Господа главное Божество каупин является воплощением скромности, обуздывающей желания и помогает санйаси пересечь океан материального наслаждения. Главное Божеством ‘дор’ (пояс на талии), поддерживающим каупины, является Ананта Девой или Баларамой, который держит обет санйаси, давая ему духовную силу и трансцендентальную мудрость.

Санйаса бахир васа, внешняя одежда или санйаса дхоти, неотлична от внутренней энергии или супруги Господа Вишну. Традиционно санйаси принимал каупины, уттарию (кусок ткани для собирания пожертвований), бахир васа (дхоти), кантха (чхадар для тепла), чаша для сбора пожертвований, деревянные сандалии и данда (при возможности). Когда вайшнава принимает внешние признаки санйаси, он делает это для того, чтобы учить людей в общем необходимости отречения в соответствии с писаниями. В действительности цель каждого человека, заинтересованного в сознании Кришны -служить Верховному Господу с любовью без каких-либо материальных устремлений. Эта цель должна поддерживаться любыми и всеми средствами, независимо от ашрама, в котором находится человек.

6. Прана пратиштха – установление силы в каупины посредством воспевания особых биджа-мантр, мантр и предложения цветов, благовоний и чандана. Кандидат в санйаси молится своему гуру в это время: «Дорогой Гурудева! Я был погружен в океан майи. Ты милостиво спас меня и поместил меня к лотосным стопам Шри Чайтанйи Махапрабху. Для моего очищения, пожалуйста, даруй мне каупины, так как каупины способны разрушить материальные страдания. Нося каупины я всегда останусь чистым».

7. Нама карана – санйаси дается имя. Хотя существует 108 авторитетных имен для санйаси, Шрила Прабхупада обычно давал своим ученикам-санйаси имя «Свами» или «Госвами». Не важно, какие другие титулы или имена могут иметь санйаси, всех санйаси называют «Махараджа». Поэтому в Гаудия Матх к А.Ч.Бхактиведанте Свами Прабхупаде часто обращались как к «Свами Махарадже.»

В основном ход мыслей санйаси таков: «Теперь я полностью предался Кришне как Его вечный слуга». В соответствии со Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром принятие уклада жизни триданди-санйаса является главным признаком того, что человек действительно принял прибежище Верховной Личности Бога.

8. Мантра дхарана – принятие Гопи-бхава-мантры, предназначенной для санйаси от духовного учителя. Гуру произносит Гопи-бхава мантру в левое ухо ученика. В истории о Пуранджане, приведенной в Бхагаватам, объясняется, что левое ухо используется для получения духовных мантр и правое для материальных.

«Одно ухо расположено с северной, а другое – с южной стороны. Ухо, находящееся на южной стороне, обладает острым слухом и всегда готово слушать о чувственных наслаждениях. А ухо, расположенное с северной стороны, используют для того, чтобы получить посвящение от духовного учителя и достичь духовного неба. Правое ухо, то есть ухо, находящееся на южной стороне, называется Питриху. Это указывает на то, что его используют для достижения одной из высших планет вселенной, Питрилоки. Левое же ухо, называемое Деваху, предназначено для того, чтобы слушать рассказы о планетных системах, расположенных еще выше: Махарлоке, Тапалоке и Брахмалоке, – или о находящихся над ними планетах духовного мира, попав на которые живое существо в значительной степени избавляется от желания менять свое положение.»(ШБ 4.25.51 к.)

Почему Гопи-бхава мантра произносится в момент посвящения в левое ухо? В ведической культуре левая сторона тела женщины считается чистой, а в мужском теле правая сторона считается чистой. В индийском штате Уттар Прадеш женщины дают пожертвования левой рукой. В Палмистри у женщин читается левая рука, а мужчин – правая. В Аюрведе правая ноздря, называемая пингала, представляет энергию тепла солнца; она считается принадлежащей к мужскому роду. Левая сторона, называемая ида, представляет охлаждающую энергию Луны; она считается принадлежащей к женскому роду.

Правое ухо и правая сторона тела представляет пуруша-бхаву, шактимана или мужское начало, такой аспект реальности как наслаждение. Левое ухо и левая сторона тела представляют пракрити-бхаву, шакти или женское начало, аспект служения. Шримати Радхарани и Ее различные экспансии шакти можно постоянно видеть стоящими с левой стороны от Ее возлюбленных, будь то Кришна, Рама, Вишну, Нарайана или Шива. Это природа пракрити или шакти – находится с левой стороны. Это также общепринятый обычай, когда женщина занимает свое место слева от мужчины. Этот очевидный факт – естественное устройство шакти и шактимана или пракрити и пуруши.

Так как Брахма-гайатри, Гопала-мантра и Кама-гайатри являются «пуруша-мантрами», указывающими на мужской род или Пурушоттаму Кришну, Высшего представителя мужского рода, их слушают через правое ухо. Левое ухо используется для того, чтобы слушать ведические мантры, которые описывают праврити-маргу, путь чувственного наслаждения. Благодаря такому слушанию, человек приобретает материальные блага и улучшает свое материальное положение. Такие мантры как Брахма-гайатри слушаются через правое ухо, так как они действуют в материальном мире, где человек ложно отождествляет себя с наслаждающимся и главным господином. Повторение таких Гайатри мантр помогает окончательно осознать свое истинное положение вечного слуги Кришны и достичь освобождения.

Гопи-бхава мантра, однако, является «пракрити-мантрой», представляющей женскую энергию Господа Кришны, воплощенную в гопи. Гопи-бхава мантра слушается через левое или «женское ухо», так как эта мантра устанавливает вечное положение человека в духовном царстве как шакти женского рода или энергии служения Верховному Господину. Гопи-бхава мантра не имеет ничего общего с этим миром обыденности. Она открывает человеку его вечную форму манджари в духовном мире, где Господь Шри Кришна, Гопинатха, является Высшим наслаждающимся мужского рода, которому служат бесконечное количество любящих слуг. Шри Чайтанйа Махапрабху снова и снова подчеркивал Свое вечное положение словами: «Я просто служанка слуги слуги Гопинатхи, Господа гопи.» Санйаса гуру, утвердившийся в гопи-бхаве в качестве нитйа-сакхи манджари Шримати Радхики, хочет дать эту энергию служения или шакти своему достойному ученику. Поэтому он шепчет священную мантру в левое ухо, которое представляет женскую сторону или энергию (шакти) Господа.

9. Принятие Ачьюта-готры – вхождение раз и навсегда в вечную духовную семью Кришны. Этот уровень характеризуется тем, что вайшнав имеет отличительные знаки – туласи кантхи и тилаку, которая показывает, что человек является вечным слугой Шри Кришны, Верховной Личности Бога. Принять ачьюта-готру означает полностью предаться авторитету Господа. Санйаса означает оставить все материальные связи с семьей, друзьями и обществом и отождествлять себя только со слугой Ачьюты в вечной блаженной семье (готре) Кришны.

10. Арчана – после получения мантра-дикши необходимо со всей точностью выполнять какие-либо типы поклонения; или поклонение Божеству, Гири-Говардхану, Шалаграму или фото. Наряду с внешней пуджей санйаси совершает бхута-сиддхи для того чтобы очистить свое тело и сознание, он занимается также медитацией. Он может думать: «Я – манджари, принявшая прибежище моего гуру-сакхи. Под ее руководством я буду действовать как слуга Шри Рупа Манджари». Ачарйи предостерегают, что если после принятия посвящения санйаси думает: «Теперь я нишкинчана. Мне не нужно делать какой-либо внешней пуджи», то он в действительности ленится проводить пуджу, такой человек отправляется в ад. В соответствии со Шрилой Дживой Госвами те, кто приняли парамахамса вешу, должны совершать только манаса-пуджу (поклонение играм Радхи и Кришны в уме). Однако даже парамахамсы проводят некоторые внешние пуджи, предлагая лепестки цветов, чандан и воду изображениям Гуру, Гауранги и Радха-Говиды.

Posted in Слава Гаятри-мантры.