Путешествие Гопа-Кумара на Голоку Вриндавану

Наш последний пример — это история Гопа-Кумара из книги Са-натаны Госвами «Брихад-Бхагаватамрита». Здесь содержится наиболее яркое прославление гаятри-мантр. Уроки, о которых мы будем говорить в этой части, относятся не только к гопала-гаятри, но и к другим мантрам. В «Брихад-Бхагаватамрите» подробно описан чудесный мир сознания Кришны. В этой книге полностью раскрываются облик, качества и игры повелителя Вриндавана. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур превозносит «Брихад-Бхагаватамриту», называя ее воплощением «окончательной сути всех- книг, содержащих наставления». Шрила Прабхупада также высоко оценивал данный труд:

«Шри Санатана Госвами Прабху, учитель науки преданного служения, написал несколько книг, самая известная из которых — „Брихад-Бхагаватамрита». Любой, кто хочет обрести знание о преданных, преданном служении и Кришне, должен прочесть эту книгу»13.

Однажды пастушок Гопа-Кумар повстречал возле холма Говардха-на великого святого, полностью поглощенного расами сознания Кришны. Привлеченный качествами святого и тем, как он воспевает славу Господу, Гопа-Кумар начал служить ему. Они начали регулярно видеться, и постепенно у них сложились теплые отношения.

Святой с любовью посвятил Гопа-Кумара в гопала-мантру, сказав ему: «Эта мантра исполнит все твои желания». После этого, переполненный экстатическими эмоциями, святой потерял сознание. Придя в себя, гуру Гопа-Кумара исчез в лесной чаще, так ничего больше и не объяснив.

Исполненный благодарности, Гопа-Кумар начал с огромной верой регулярно повторять гопала-мантру. В результате он очистился и в сердце его развилась отрешенность от материального мира и сильное желание найти Господа Вселенной. Оставив семью и друзей, он пустился в духовные поиски.

Однажды, бродя в окрестностях Вриндавана, он увидел бедно одетого брахмана, который поклонялся шалаграма-шиле. Преданное служение брахмана привлекло внимание мальчика, и Гопа-Кумар стал задавать ему вопросы, удивленный тем, что брахман совершает поклонение в столь бедных условиях. Брахман рассказал ему, что правитель этой страны поклоняется Господу куда более тщательно. Гопа-Кумар узнал, что в столице есть прекрасный храм, где Господу поклоняются с необычной пышностью. Не в силах противиться своему желанию, Гопа-Кумар отправился в этот город (Матхуру) и остался жить там под покровительством местных вайшнавов, которые милостиво приняли его. Царю, у которого не было детей, так понравились добродетели Гопа-Кумара, что он взял его своим приемным сыном. Соответственно после смерти царя Гопа-Кумар был назначен его преемником на троне. Теперь он сам мог служить Господу с царской роскошью.

Но все это время Гопа-Кумар продолжал повторять свою мантру. Им теперь двигала не только глубокая признательность к своему гуру; он был воодушевлен удивительными результатами, которые несколько раз приносила ему эта практика. Спустя какое-то время он передал управление царством другим членам семьи и отправился в Джаганнатха-Пури, чтобы в великом трансцендентном блаженстве поклоняться там Господу Вселенной — Джаганнатхе. Господь устроил так, что его короновали царем Пури.

Вскоре Гопа-Кумар узнал, что Господь лично пребывает на райских планетах, где Ему поклоняется Господь Индра. Благодаря могуществу своей мантры он быстро достиг райских сфер и смог увидеть Господа Упендру, Ваманадеву. Через какое-то время могущественные полубоги по совету Господа Упендры попросили его занять пост Индры, поскольку нынешний Индра, натворив что-то, должен был скрываться. Став новым Индрой, Гопа-Кумар мог поклоняться Господу Упендре лично.

Важно отметить, что Гопа-Кумар не получал никакого образования и ничего не знал о Земле и устройстве вселенной. Все, что у него было, — это вера в гопала-мантру. Кроме того, можно заметить, что Гопа-Кумар был прост душой и защищен мантрой, поэтому его никогда не прельщала царская роскошь, которой с каждым новым этапом его пути стремительно становилось все больше и больше. По милости Господа, Верховной Личности Бога, которому он поклонялся посредством гопала-мантры, он был огражден от помех со стороны майи.

В конце концов Гопа-Кумар вновь повстречал своего гуру, и тот благословил его, сказав следующее:

твам этасйа прабхавена чира-джйвй бхаванв-ахам йдрг-гопарбха-рупаш ча тат-пхалаптй-арха-манасах

«Пусть сила этой мантры дарует тебе небывало долгую жизнь, пусть ты внешне всегда останешься таким же пастушком и пусть у тебя разовьется умонастроение, подходящее для того, чтобы вкусить зрелый плод этой мантры»14.

Это не такие простые благословения, как кажется на первый взгляд; они были призваны привести духовное путешествие Гопа-Кумара к успешному завершению:

1. То, что он должен «прожить долгую жизнь» (чира-джйвй), означало, что Гопа-Кумар сможет наслаждаться исполнением всего, что пожелает. Это касалось, в том числе, и вознесения на высшие планеты, где продолжительность жизни гораздо больше, чем на Земле.

2. То, что он должен «внешне всегда оставаться таким же пастушком» (гопа-арбха), означало, что он сумеет избежать старости и болезней, всегда оставаясь молодым. Также это благословение скрыто указывало на конечную цель его путешествия — пастбища Враджалоки, трансцендентной обители, где повелитель гопала-мантры пребывает в Своем божественном полном облике Шри Кришны, трансцендентного пастушка. Иначе говоря, это благословение гарантировало Гопа-Кумару, что он проникнет даже за пределы Вайкунтхи и станет личным спутником Шри Кришны.

3. То, что у него «разовьется умонастроение, подходящее для того, чтобы вкусить зрелый плод этой мантры» (тат-пхала-апти-арха-манасах), означало, что ум Гопа-Кумара не будет сбит с толку или возбужден мгновенным исполнением различных его желаний. Мантра будет удерживать его разум сосредоточенным на конечной цели: он всегда будет стремиться во Враджабхуми15.

Кроме того, гуру пообещал Гопа-Кумару, что будет появляться в переломные моменты его жизни, чтобы обеспечить ему дальнейшее руководство.

Примечательно, что наставления о том, как повторять мантру, Гопа-Кумар получал постепенно, не все сразу. Если бы гуру сразу же раскрыл ему все подробности его садханы, возможно, Гопа-Кумар быстро достиг бы в ней совершенства. Однако ему суждено было сначала сыграть множество материальных и духовных ролей.

Путешествие Гопа-Кумара — единственное в своем роде; поиск главенствующего Божества гопала-мантры заставил его обойти высшие планетные системы и позволил достичь высоких материальных и духовных позиций и совершенств. Он стал даже Господом Брахмой и научился непосредственно созерцать различные формы Бога в медитации.

Простота (шаралата), присущая Гопа-Кумару от рождения, позволила ему воспринимать все это лишь в связи с его преданным служением. Непрестанное повторение могущественной гопала-мантры защищало его, и ни материальная, ни духовная власть не сбивали его с пути. Удивительно, но никакие препятствия -— ни материальные, ни духовные — не могли помешать постепенному развитию его влечения к Господу Мадана-Гопале. Его любимый Господь несколько раз показывался перед ним на короткое время, являя Гопа-Кумару Свои неповторимые игры, и эти откровения вдохновляли мальчика продолжать свое путешествие.

Всякий раз, встречая своего гуру, Гопа-Кумар получал от него все более подробные наставления о том, как повторять мантру. Он научился отмечать части своего тела слогами мантры и методично размышлять над их смыслом. Другие великие святые, такие как Нарада Муни, становились его шикша-гуру и описывали Гопа-Кумару прекрасный облик и качества Мадана-Гопалы, а также невыразимо пленительные вриндаванские игры Господа.

Переломным моментом в путешествии Гопа-Кумара стала его встреча с вишнудутами, в ходе которой он получил от них наставления. Вознеся хвалу тому высшему благу, которое приносит нама-санкиртана, они сказали ему, что повторение святого имени есть высшая разновидность духовной практики. Из множества причин, перечисленных ими, две показались Гопа-Кумару особенно убедительными:

1. В нама-санкиртане человек задействует речь и слух. Таким образом он держит под неизменным контролем свой ум, повелевающий всеми чувствами, и может постоянно помнить о Кришне16.

2. Подобно тому как могущественная мантра притягивает удаленный объект, нама-санкиртана притягивает Верховную Личность Бога. Так, по милости Господа, у преданных, повторяющих святое имя, развивается исключительный вкус к духовной практике. Еще один, хоть и не слишком значительный, но все же полезный побочный результат повторения святого имени: человек избавляется от проявленных и непроявленных последствий своей прошлой кармы17.

Вишнудуты также рассказали Гопа-Кумару о должном умонастроении, с которым надо повторять святое имя: о настроении разлуки. Нужно стать подобным птице чатака. Эта птица никогда не пьет воду с земли; она пьет ее только из туч. Поэтому в сухую, безоблачную погоду она отчаянно плачет о дожде. В сухом, пылающем мире самсары мы так же должны повторять святое имя — все время стремясь к лотосным стопам Кришны, приносящим облегчение, и не зная иного прибежища, кроме Его святого имени.

С радостью согласившись следовать этим наставлениям, Гопа-Кумар с энтузиазмом стал повторять святые имена Господа. Вот его любимая песня:

шрй-кршна гопала харе мукунЬа’ говинда хе нанда-кишора кршна ха шрй-йашода-танайа прасйда шрй баллавй-джйвана радхикеша

«О Шри Кришна, Гопала, Хари, Мукунда! Говинда! О Нанда-Кишора! Кришна! О любимый сын Шри Яшоды, прошу, будь благосклонен ко мне! О жизнь божественных пастушек, о Господин Радхики!»18

Снова и снова на протяжении его поисков дорога выводила Гопа-Кумара к Гокуле Вриндаване, обители Господа на этой Земле, которую на каждом этапе своего духовного становления он видел все яснее и яснее. Благодаря трансцендентному влиянию святой дхамы он все глубже и глубже осознает Мадана-Гопалу, пока наконец не начинает видеть в Нем Господа трансцендентной расы, окруженного необычайно любящими Его преданными.

Конец повествования исполнен духовного экстаза. Гопа-Кумар входит в духовный мир, на Голоку Вриндавану, где встречается с Господом своей любимой мантры, Мадана-Гопалой, который только что вернулся домой с пастбища. Переполненный трансцендентными эмоциями, Господь обнимает Своего дорогого слугу и спрашивает его: «Где же ты пропадал столько времени?»

Заключение

Подобно жизни нама-ачаръи Харидаса Тхакура, которая воодушевляет садхаку на повторение мантры Харе Кришна, примеры, приведенные в этой главе, могут вдохнуть новые силы в наше повторение гаятри. Мы особенно рекомендуем читателям погрузиться в наполненную нектаром историю Гопа-Кумара, прочтя «Брихад-Бхагаватамриту».

Нам всем выпала огромная честь получить эти могущественные мантры, которые могут сформировать нашу жизнь и наше понимание истины. Так давайте же снова и снова в смиренном и почтительном умонастроении повторять эти мантры, пытаясь глубже проникнуть в их тайны. Подобно океану, глубину которого невозможно измерить, эти мантры могут раскрыть серьезному садхаке бесконечно глубокие тайны, если относиться к ним с вниманием и преданностью — абсолютным вниманием и абсолютной преданностью!


1. «Кришна, Верховная Личность Бога», том 2, глава 16.

2. Бхаг., 10.69.25.

3. Брахма-самхита, 5.23-26.

4. Брахма-самхита, 5.27-28.

5. Брахма-самхита, 5.27, комм.

6. Брахма-самхита, 5.28, комм.

7. Бхаг., 5.7.12.

8. Бхаг., 5.7.13—14, комм.

9. Бхаг., 4.8.9.

10. Бхаг., 4.8.80.

11. Бхаг., 4.8.82.

12. Из комментариев Шрилы Дживы Госвами на «Брахма-самхиту», 5.27.

13. Ч.-ч., Ади, 5.203, комм.

14. Брихад-Бхагаватамрита, 2.1.191.

15. Из комментария Санатаны Госвами на вышеприведенный стих.

16. Брихад-Бхагаватамрита, 2.3.149.

17. Брихад-Бхагаватамрита, 2,3.164.

18. Брихад-Бхагаватамрита, 2.4.7.

Posted in Гаятри-мантры.