Разновидности намабхасы

Воспевание святого имени на стадии намабхасы характеризуется, в первую очередь, сознательными усилиями, направленными на внимательное, свободное от оскорблений повторение мантры. Однако, помимо этого, существует еще четыре вида воспевания * //Они перечислены в .Шримад Бхагаватам., 6.2.14 (см. стр.208).// По милости Господа они также дают определенный эффект и причисляются к намабхасе.

1. Санкетья (формальное воспевание).

Есть люди, которые произносят святое имя от нечего делать, или же имея ввиду что-то другое. Увидев преданных на улице, прохожий может сказать: .Смотри-ка, эти ребята из Харе Кришна похожи на цветочную клумбу. или .Этим поклонникам Кришны следовало бы устроиться на работу.. Иногда человек произносит святое имя, подразумевая что-либо другое. Примером тому является история Аджамилы, который перед смертью призывал своего сына Нарайану и благодаря этому обрел спасение.* //Эта история рассказывается в Шестой песни .Шримад Бхагаватам., главы 1-3 (см. также стр.205).// Когда женщина говорит своему мужу: .Гарри, подай пожалуйста маргарин .Рама.., она, скорее всего, думает исключительно о маргарине под названием .Рама., но произносит при этом святое имя Господа Рамы. Святое имя столь могущественно, что Кришна принимает подобное повторение как благочестивую деятельность.

2. Парихасья (упоминание имени Господа в шутку).

Однажды Кришна, Бхима и Арджуна, переодевшись брахманами, пришли ко двору царя Джарасандхи и стали задирать царя, всячески стараясь пробудить в нем гнев. Однако Джарасандха понял, что перед ним Сам Кришна и стал подшучивать над Ним.* //Этот эпизод описывается в книге .Источник вечного наслаждения., гл.71.//

3. Стобха (упоминание имени Господа в музыкальных либо театральных номерах).

Святое имя абсолютно. Оно приносит благо в любом обличье, будь то мантра-медитация или пение.

4. Хелана (безразличное или презрительное повторение).

Иногда подобным .грешат. преданные, которые произносят святое имя невнимательно, успешно занимаясь при этом другими делами. Другим примером является произнесение имени Господа с целью унизить кого-то. Вспомним хотя бы Шишупалу, который оскорбил Кришну перед началом жертвоприношения раджасуя,* // Раджасуя-ягья – жертвоприношение, совершаемое императором с целью подтвердить свое право на мировое господство. Жертвоприношение, упоминаемое здесь, проводилось Махараджей Юдхиштхирой.// заявив: .Кришна, ты трус!. (Знатоки писаний, однако, считают, что косвенно Шишупала прославлял Кришну, ибо использованные им санскритские слова могут быть истолкованы и по-другому.)

5. Шраддха-намабхаса (воспевание с верой)

Причиной существования четырех вышеупомянутых видов намабхасы является недостаток веры в Господа (шраддхи). Шраддха-намабхаса должна сопровождаться верой. Она приводит к появлению самбандха-гьяны; у преданного развивается влечение к святому имени, и, в конечном итоге, он приходит к совершенному воспеванию».

Шраддха-намабхаса (воспевание с верой)

«Причиной существования четырех вышеупомянутых видов намабхасы является недостаток веры в Господа (шраддхи). Шраддха-намабхаса должна сопровождаться верой. Она приводит к появлению самбандха-гьяны; у преданного развивается влечение к святому имени, и, в конечном итоге, он приходит к совершенному воспеванию.

Намабхаса, сопровождаемая незначительными оскорблениями

Воспевание святого имени, сопровождаемое незначительными оскорблениями, чаще всего считается намабхасой, а не нама-апарадхой. Только в тех случаях, когда оскорбления очень серьезны, они полностью нейтрализуют эффект воспевания святых имен.

Мы знаем, что существует четыре вида апарадх, которых следует всячески избегать. Это оскорбления святого имени, Самого Кришны, Его преданных и других живых существ. Иными словами, если вы хотите добиться успеха в духовной жизни, следует быть корректным даже с любимым пуделем вашей бабушки.

Материальные привязанности, которые являются причиной всех оскорблений, исчезают сами собой, если человек продолжает воспевать святое имя, не смотря ни на что:

.Продолжая воспевать святое имя, человек освобождается от всех оскорблений, включая оскорбления самого святого имени..* // .Шри Бхаджана-рахасья., Двития-яма-садхана.//

Воображаемая и истинная намабхаса

Все, что было сказано ранее, должно вдохновить нас продолжать воспевать святое имя, даже если мы пока находимся на стадии намабхасы. Сам процесс воспевания избавляет человека от оскорблений и ускоряет духовный прогресс. Чтобы избежать ошибок, следует уяснить, какие мотивы стоят за определенными видами оскорблений святого имени. Различают два вида намабхасы:

Пратибимба-абхаса (воображаемая намабхаса). * //Прати-бимба – .отраженный образ.; отражение.//

Пратибимба-абхаса характерна для людей, имеющих глубоко укоренившиеся материальные привязанности. Исполненные решимости и дальше преследовать свои цели, они пользуются воспеванием святого имени для того, чтобы достичь определенных материальных выгод. Как упоминалось ранее, одним из результатов воспевания является избавление от тревог и беспокойств. Некоторые повторяют святое имя только ради того, чтобы внести хоть какое-то умиротворение в свою безумную жизнь. Они желают и дальше вести привычную материальную жизнь, но в улучшенном варианте – лишенную беспокойств и тревог. Таким людям не удастся избавиться от материальных привязанностей и дурных привычек.

Отражаясь в материальном сознании, святое имя искажается. Наглядным примером тому являются группы йоги, члены которых практикуют .продвинутые. методы воспевания святого имени, немилосердно смешивая его с разного рода .гипервентиляциями. и .психокинезами.. Эти люди ухитряются использовать святое имя для бодибилдинга; они пытаются любой ценой ускорить свой духовный прогресс, но при этом не желают отказываться от материальных привязанностей. И поскольку основным мотивом подобных экспериментаторов является желание процветать в материальном мире, они обречены на провал.

Чхая-абхаса (истинная намабхаса).* //Чхаая – тень.// Истинная намабхаса совершается по неведению или же из-за слабохарактерности. С течением времени все анартхи, которые характерны для этой стадии, исчезают. Таким образом, решающим фактором являются мотивы, которые двигают преданным. Если мы воспеваем святое имя, чтобы обратиться к Кришне, мы находимся на верном пути.

Posted in Таинство повторения Маха-мантры.