Роль сампрадаи

Подобно электричеству, передаваемому по цепи, могущественное духовное знание нисходит по цепи ученической преемственности (сампрадае). Шрила Прабхупада объясняет:

«Если человек хочет понять трудные темы кришна-катхи, он должен согласиться следовать системе ученической преемственности. […] Совершенный преданной способен понять Кришну через ученическую преемственность, и тогда ему, несомненно, открываются врата в царство Бога»17.

Согласно «Падма-пуране», есть четыре истинные ученические преемственности вайшнавов. Господь Чайтанья Махапрабху, основатель Гаудия-вайшнава-сампрадаи, избрал из этих четырех линий ту, что низошла от Господа Брахмы через Мадхвачарью и Иш-вару Пури, духовного учителя Самого Господа Чайтаньи. Поэтому правильнее будет называть нашу сампрадаю Брахма-мадхва-гаудия-сампрадаей. (Слово гаудия происходит от другого названия Бенгалии — Гаудадеша. Таким образом, в слове гаудия содержится косвенное указание на Шри Чайтанью Махапрабху, который явился на земле Гауды.)

Поскольку могущество мантр проявляется, когда ученик слышит их из уст духовного учителя, принадлежащего к парам-паре, гаятри-мантры называют еще гуру-датта-мантра (гуру-датта — «те, что были даны духовным учителем»). Во время второй инициации, проведенной по системе панчаратрики, духовный учитель передает ученику мантры, одобренные писаниями-панчаратриками и полученные им самим в соответствующей духовной линии. В писаниях особо подчеркивается, что мантры, не передававшиеся по цепи духовных учителей, не принесут желаемого результата:

сампрадайа-вихйна йе мантрас те нишпхала матах

«Мантра и духовное посвящение бесполезны, если не получены от истинного духовного учителя, принадлежащего к одной из сампрадай»18.

Слово ниш-пхала буквально значит «не принесут плода». В связи с этим Шрила Прабхупада пишет:

«Здесь перечислены условия, необходимые для того, чтобы слушать трансцендентное послание Абсолютной Истины. Первое условие состоит в том, что слушатели должны быть очень искренними и гореть желанием слушать. Рассказчик же должен принадлежать к цепи ученической преемственности, идущей от признанного ачаръи. Трансцендентное послание Абсолюта не поймут те, кто поглощен материальной деятельностью. Под руководством истинного духовного учителя человек постепенно очищается. Таким образом, необходимо принадлежать к цепи ученической преемственности и научиться духовному искусству смиренного слушания»19.

Как действует механизм ученической преемственности? В молитвах, которые полубоги вознесли Шри Кришне, пребывающему в утробе Деваки, содержится чудесное высказывание по этому поводу:

свайам самуттйрйа суЬустарам Ьйуман бхаварнавам бхймам адабхра-саухрдах бхават-падамбхоруха-навам атра те ниЬхайа йатах сад-ануграхо бхаван

«О Господь, подобный сияющему солнцу, Ты всегда готов осуществить желание Своего преданного, и потому Тебя называют древом желания (ванчха-калпатару). Когда ачарьщ укрывшиеся под сенью Твоих лотосных стоп, пересекают океан неведения, они оставляют жителям Земли способ, с помощью которого они пересекли этот океан, и, поскольку Ты очень милостив к другим Своим преданным, Ты позволяешь им воспользоваться тем же способом и достичь той же цели».

В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада пишет:

«В этом стихе раскрывается, каким образом милосердные ачарьи и милосердный Верховный Господь вместе помогают серьезному преданному, который хочет вернуться домой, к Богу!.. Обязанность гуру — учитывая время, обстоятельства и индивидуальность конкретного человека, найти способ занять его преданным служением. [.,.] Кришна примет преданного, который строго следует регулирующим принципам и методу, предписанному в книгах и других произведениях авторитетных наставников. Ачарья дает нам метод, с помощью которого можно пересечь океан неведения, взойдя на корабль лотосных стоп Господа, и те, кто строго следует его указаниям, в конце концов по милости Господа достигнут цели. Этот метод называется ачарйа-сампрадайа»20.

Еще раз перечитаем удивительные слова Шрилы Прабхупады: «Ачарья дает нам метод, с помощью которого можно пересечь океан неведения, взойдя на корабль лотосных стоп Господа, и те, кто строго следует его указаниям, в конце концов по милости Господа достигнут цели». На что должен медитировать садхака согласно своей духовной традиции? В чем особый смысл гаятри-мантр и на что направлено их повторение? Мы должны признать, что в ответах на эти вопросы роль сампрадаи уникальна.

Posted in Гаятри-мантры.