Самбандха, абхидейа и прайоджана

веда-шастра кахе, ‘самбандха’ ‘абзидейа’, ‘прайоджана,’
‘кришна’, ‘прапйа самбандха, ‘бхакти’ праптйера садхана.

«В Ведической литературе дается информация о вечных взаимоотношениях живого существа с Кришной, что называется ‘самбандха.’ Понимание живым существом этих взаимоотношений и действие на основе этого понимания называется ‘абхидейа’. Возвращение домой, обратно к Богу, — это конечная цель жизни и она называется ‘прайоджана’.

абхидейа-нама ‘бхакти»према’ прайоджана
пурушартха-широмани према маха-дхана

«Преданное служение или деятельность чувств, направленная на удовлетворение Господа, называется ‘абхидейа’, поскольку оно развивает изначальную любовь к Богу, которая является целью жизни. В этой цели заключен наивысший интерес и величайшее богатство живого существа. Таким образом достигается уровень трансцендентального любовного служения Господу.

кришна-мадхурйа-севананда-праптира карана
кришна-сева каре, ара кришна-раса-асвадана

«Когда преданный достигает трансцендентального блаженства интимных отношений с Кришной, он оказывает Ему служение и наслаждается вкусом сознания Кришны». (Чч. Маддхйа 20.125-7)

Веды, Шримад Бхагаватам, омкару и Гайатри можно проанализировать в терминах самбандха, абхидейа и прайоджана. Махапрабху и Его последователи также объясняют философию Гаудия вайшнавов, делая ссылки на эти три ступени совершенства. «Шри Чайтанйа Махапрабху продолжал: ‘Верховная Личность Бога — цель всех наших отношений (самбандха), выполнение преданного служения Ему — наша настоящая деятельность (абхидейа) и достижение любви к Богу — конечное предназначение жизни (абхидейа). Эти три предмета описываются в Ведической литературе'». (Чч. Мадхйа 6.178) В определенном смысле вся деятельность должна рассматриваться с применением этих трех концепций.

Слово ‘самбандха’ означает ‘основа’, ‘связь’, ‘начало’, ‘определение’, ‘соединение’, ‘основание’ или ‘конституциональные взаимоотношения между Богом, индивидуальной душой и материальным миром’. Живые существа вечно и неразрывно связаны с Кришной, истинным объектом взаимоотношений. Основное отношение между живыми существами и Кришной — это отношение слуги и Того, кому служат. На совершенном уровне преданности, однако, могут возникнуть особые взаимоотношения с Кришной — как Его слуги, друга, родителя и возлюбленного.

Совершение садхана-бхакти, включающее в себя Кришна нама-санкиртану и повторение Гайатри, освобождает преданного от майи, развивает в нем привязанность к Богу и дарует ему положение слуги в отношениях с Кришной, прекрасной Личностью Бога.

‘Абхидейа’ означает ‘конец’, ‘деятельность’, ‘взаимообмен’, ‘взаимодействие’ или ‘садхана-бхакти’ (духовная практика, исполняемая тем, кто осознал свои изначальные взаимоотношения с Богом). Абхидейа означает достижение суммум бонум или желаемого объекта. Другими словами, чистое, беспримесное преданное служение — это средство осознать вечные любовные отношения, существующие между Верховным Господом Кришной и мельчайшей душой, дживой.

Прайоджана — конечное предназначение, заключительный момент, вывод, необходимость или объект, на который направлена деятельность в абхидейе. Кришна-према — это то, чем завершается и на что направлена вся деятельность в преданном служении.

Эти три аспекта сиддханты Гаудия вайшнавизма включены в различные части Гайатри-мантр (Брахма, Гуру, Гаура, Кама и Гопала-мантра). Чтобы мантра была классифицирована как Гайатри мантра, в ней должны быть слова ‘видмахе’, ‘дхимахи’ и ‘прачодайат’, которые представляют три концепции: ‘самбандха’, ‘абхидейа’ и ‘прайоджана’ соответственно. Санскритское слово ‘видмахе’ означает ‘знать’, ‘достигать’, ‘понимать’, ‘предаться’ или ‘осознавать’. Оно относится к первому уровню (самбандха), на котором понимаются или познаются изначальные отношения с Верховным Господом. В Гуру-гайатри, например, ‘видмахе’ означает узнать или осознать свое положение как вечного слуги своего духовного учителя. В Брахма-гайатри слово ‘варенйам’ стоит вместо ‘видмахе’. Хотя Гопала-мантра не является Гайатри, ее можно рассматривать в концепциях ‘самбандхи’, абхидейи’. И ‘самбандха’ представлена в ней словами ‘Кришнайа’, ‘Говиндайа’ и ‘Гопиджанаваллабхайа’, которые дают свою безграничную милость искреннему садхаке как Божества Мадана-мохана, Говиндаджи и Гопинатха.

Абхидейа , уровень служения и поклонения Господу с целью достигнуть Кришна-прему, представлен словом ‘дхимахи’, которое означает ‘держать’, ‘достигать’, ‘медитировать’, ‘обдумывать’ или ‘размышлять с целью достижения знания’. ‘Дхимахи’ означает: «Сейчас я понимаю или обладаю некоторым знанием о моих вечных взаимоотношениях с Кришной (Гуру или Гаура), поэтому позвольте мне предаться полностью и погрузиться в глубокую медитацию на Него. Благодаря этой медитации я буду продвигаться на пути бхакти и достигну совершенной цели Кришна-премы». В Гуру-гайатри, например, садхака медитирует на своего гуру как на Кришнадайю, что означает ‘тот, кто доставляет Господу блаженство своим служением'».

На начальном уровне медитации на Гуру-гайатри садхака может видеть, что его гуру удовлетворяет Кришну только своим внешним, видимым для всех служением: проповедью, писательской деятельностью и распространением сознания Кришны. Совершая прогресс в медитации преданный садхака может осознать глубокое значение своего гурудевы как Кришнадайи. На стадии совершенства ученик увидит гурудева в его манджари сварупе, удовлетворяющего Радху и Кришну во время Их никунджа-лила.

никунджа-йуно рати-кели-сиддхаи,
йа йалибхир йуктир апекшанийа
татрати-дакшйад ати-валлабхасйа,
ванде гурох шри-чаранаравиндам

Прайоджана (цель, результат) — это третий и конечный уровень Кришна-премы, обозначаемый словом ‘прачодайат’, что переводится как ‘вдохновлять’, ‘вести’, ‘воодушевлять’, ‘приводить в движение’ или ‘заставлять кого-либо делать правильные вещи’. Поскольку у преданного появляется влечение, привязанность и любовь, (без предупреждений) неожиданным образом и помимо его воли (=неосознанно приводят к) его приводят к Кришне.

МАНТРЫ САМБАНДХА АБХИДЕЙА ПРАЙОДЖАНА
Брахма-гайатри
тат савитур варенйам бхарго девасйа дхимахи дхийо йо нах прачодайат
Гуру-гайатри
гурудевайа видмахе кришнанандайа дхимахи тан но гурох прачодайат
Гаура-гайатри
чайтанйайа видмахе вишвамбхарайа дхимахи тан но гаурах прачодайат
Гопала-мантра
кришнайа говиндайа гопиджанавалабхайа
Кама-гайатри
камадевайа видмахе пушпабанайа дхимахи тан но’нангах прачодайат

Эти три аспекта сиддханты Гаудия вайшнавизма включены в различные части Гайатри мантр (Брахма, Гаура, Кама и Гопала мантра. (Смотри таблицу).

Posted in Слава Гаятри-мантры.