Самбандха, абхидхея и прайоджана в гаятри-мантрах

Поскольку самбандха, абхидхея и прайоджана представлены в «Шримад-Бхагаватам», обнаружить их можно и в гаятри-мантрах, что подтверждает Кришнадас Кавираджа Госвами:

гайатрира артхе эи грантха-арамбхана «сатйам парам» — самбандха, «дхймахи» — садхана-прайоджана

«В „Шримад-Бхагаватам», в самом начале, объясняется мантра брахма-гаятри. Слова сатйам парам („Абсолютная Истина») указывают на взаимоотношения (самбандху), а дхймахи („мы медитируем на Него») указывают на практику преданного служения (абхидхею) и высшую цель жизни (прайоджану )»49.

В действительности в брахма-гаятри и остальных гаятри-мантрах выделяют эти три уровня постижения (самбандха, абхидхея и прайоджана). Используя в качестве примера кама-гаятри, Шрила Прабхупада объясняет:

«[В кама-гаятри] Кришна назван Камадевой, Пушпабаной и Анангой. Камадева — это Мадана-Мохан, Божество, с помощью которого мы устанавливаем взаимоотношения с Кришной (самбандха-таттва). Пушпабана („держащий лук из цветов») — это Говинда, Господь, принимающий наше преданное служение (абхидхея-таттва). Ананга — это Гопиджана-Валлабха, тот, кто удовлетворяет желания всех гопи и является высшей целью жизни (прайоджана-таттва )»50.

В гуру-, гаура- и кама-гаятри слова видмахе, дхймахи и прачодайат относятся к этим трем уровням:

1. Глагол видмахе происходит из корня вид — «знать, понимать, выяснять». Это слово указывает на состояние признания своих отношений с Господом (самбандха).

2. Дхймахи происходит из корня дхй, «думать, размышлять, медитировать». Медитация подразумевает процесс поклонения Господу, который ведет к према-бхакти (абхидхея).

3. Слово прачодайат происходит из корня пра-чуд, «приводить в движение, побуждать, воодушевлять». Слово прачодайат указывает на прайоджану, поскольку относится к достижению премы, которая побуждает преданного служить Господу спонтанно.

В таблице, которую мы приводим ниже, показано, как эти уровни соотносятся с теми или иными частями гаятри-мантр:

Три уровня постижения в гаятри-мантрах

Самбандха Абхидхея Прайоджана

Брахма-гаятри тат савитур.

Гуру-гаятри гурудевайа…

Гаура-гаятри чаитанйайа…

Гопала-гаятри кршнайа…

Кама-гаятри камадевайа…

бхарго девасйа…

кршнанандайа…

вишвамбхарайа..

гоеиндайа…

пушпабанайа…

дхийо йо… тан но гурух… тан но гаурах… гопйджана… тан но ‘нангах.

Данная таблица поможет нам поделить каждую мантру на простые для понимания отрезки. Конечно, не следует терять из виду смысл всей мантры, однако, чтобы медитировать было легко, во время чтения каждой мантры можно мысленно поделить ее на эти естественные отрезки и выдерживать между ними короткую паузу. К примеру, читая кама-гаятри, сначала можно медитировать на камадевайа… осознавая таким образом важность вознесения молитвы Божеству самбандхи. Затем можно медитировать на пушпабанайа… что позволит нам сосредоточиться на абхидхее, И наконец перейти к тан но ‘нангах… к прайоджане.

Posted in Гаятри-мантры.