Санкалпа — сосредоточенность на цели

Самое важное в повторении мантры — это понимать ее смысл. В противном случае ее слоги, слова и, в конечном счете, вся мантра минуют наш ум, почти как буквы рекламы, мелькающие на цифровом дисплее в витрине магазина. Такие объявления проходят незамеченными и не оставляют почти никаких впечатлений. Лишь когда мы задействуем сознание, намеренно размышляя над значением мантры, повторение ее дает полный эффект.

Этот момент подчеркивается в священных писаниях. В «Санат-кумара-самхите», в том месте, где описываются пять самскар, предназначенных для очищения ученика, есть такие строки:

тад-гунан бхавайан нитйам
джапан мантрам ахар-нишам
мантрасйартхам бхавайамш ча
премашру-пулаканчитах

урдхва-пундрам татах курйад
бхаладишу видханатах
тато мантра-двайам тасйа
дакша-карне винирдишет

мантрартхам ча вадет тасмаи
йатхавад анупурвашах
даca-шабда-йутам нама
дхйийа тасйа прайатнатах

«День и ночь нужно размышлять о качествах Господа и повторять мантры, славящие Его. Размышляя над смыслом мантр» посвященных Господу» следует проливать слезы любви. А волосы на теле должны стоять дыбом от экстаза.

Духовный учитель должен нарисовать на лбу и других частях тела ученика вайшнавский тилак, а затем произнести ему в правое ухо две мантры. Затем он должен объяснить ученику их смысл и дать ему имя, оканчивающееся словом даса („слуга»)»11.

То же самое говорит и Кришна в Своих наставлениях Уддха-ве: мантрасйа на париджнанам — «Мантра очищается, когда ее повторяют с правильным пониманием»12.

Человек получает мантру от истинного духовного учителя, который объясняет ему, как ее повторять, что она значит и в чем заключается цель ее повторения. Важно правильно понимать смысл произносимых слов. Патанджали, автор «Йога-сутры», также подчеркивает этот момент:

«Священное слово ом указывает на Ишвару, верховного повелителя. Надлежит повторять ом методом джапы, понимая смысл этой мантры (тад-джапас тад-артха-бхаванам)»13.

Шрила Прабхупада тоже советует нам задумываться над смыслом того, что мы повторяем:

«Конечно, те, кто без отклонений следует правилам, установленным для повторения гаятри-мантр, постепенно обретут духовный опыт. Но не формальным повторением. Это не поможет. „Смотрите, я получил гаятри-мантру, бур-бур-бур». (Подражает звукам.) Всё — повторил. Нет, так не выйдет. Не обманывайте себя. Постарайтесь понять (эти мантры]»14.

Тут мы снова приходим к тому, о чем говорили в начале этой главы — о зависимости нашего духовного опыта от нашей медитации. Если человек имеет неверное представление о мантре, результат будет соответствовать этому неверному представлению или желанию. Поэтому великий мудрец Ягьявалкья дает следующее наставление:

«Медитируйте на слоги мантры, на значение каждого слова и на смысл всей мантры. Не зная ее смысла, невозможно достичь цели, к которой должно привести повторение этой мантры»15.

Гаятри-мантры очень могущественны. Они неотличны от Божеств, которые управляют ими. Если мы повторяем их безупречно, понимая их смысл, через них проявится Сам Кришна.

Сила, заключенная в гаятри-мантрах, помогает садхаке преодолеть материальную иллюзию, а затем, по милости святого имени, восстановить свою сварупу, вечное, изначальное положение в царстве Бога. Чтобы достичь именно этой цели, а не какой-нибудь другой, во время медитации на гаятри нужно привести свой ум в должное состояние.

Поэтому перед повторением гаятри-мантр садхаки традиционно произносят санкалпу, слова, которыми они объявляют о своем намерении и цели. А во время самого повторения они сознательно удерживают эту санкалпу в своем уме. Это помогает им оставаться полностью сосредоточенными на мантре.

В нашей сампрадае особенно рекомендуются два метода, помогающие садхаке быть твердым в своей санкалпе16. Первый — мысленно или вслух повторить имя Божества, управляющего мантрой, и при этом коснуться сердца, чтобы указать на место, куда мы Его приглашаем. Второй — просить Божество милостиво внять тем молитвам, которые содержатся в мантрах.

В самом начале духовной жизни санкалпа может быть очень простой. Садхаки-ковкчки просто хотят обрести какое-нибудь служение; им неизвестны подробности их особых отношений с Господом. Но по мере продвижения и очищения, по мере того, как милостью Господа начнет проясняться наше изначальное положение, наше служение будет становиться все более и более конкретным согласно сварупе в одной из рас (дасъя, сакхъя, ватсалья или мадхурья).

Posted in Гаятри-мантры.