Счастье быть брахманом

Всякий раз, когда преданные слышат о том, что нужно развивать в себе хорошие качества, они, с одной стороны, испытывают воодушевление, а с другой — впадают в уныние. Воодушевление приходит, потому что они понимают: сознание Кришны — не дешевка; эта практика наполнена смыслом и обладает ценностью. Они знают, что всегда есть, что улучшить. Уныние же приходит, когда они честно заглядывают в свое сердце. Сердца обусловленных душ чем-то похожи на угольные шахты. Чем больше моешь — тем чернее вода. Количество плохих самскар, накопившихся у нас за множество жизней, кажется безграничным. Смиренный преданный задаст себе вопрос: «А есть ли у меня хоть какая-то надежда стать достойным?»

Оценив собственные качества, мы будем вынуждены сказать «нет». У нас нет никакой возможности обрести нужные качества самим. Но если к своей оценке мы добавим Кришну, то на этот вопрос мы смиренно, но уверенно ответим «да». В одиночку у нас нет никаких шансов, но, если поможет Кришна, нас ждет успех. Преданный, который понял одну эту истину, полностью вручит себя Кришне и будет с великой верой повторять Его святые имена.

В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавираджа Госвами перечисляет двадцать шесть качеств, которыми должен обладать вайшнав: доброта, честность, равное отношение к каждому, кротость, умиротворенность, свобода от материальных желаний, умеренность в еде и т.д.22 Но все эти свойства, как бы трудно ни казалось их обрести, как слуга за царем, следуют за одним-единст-венным качеством. Это качество — кршна-эка-шарана, исключительная преданность Кришне.

Наше сердце принадлежит Кришне. В настоящее время оно занято иноземными захватчиками и их сторонниками — вожделением, жадностью, гневом и т.п. В этом обусловленном состоянии наше сердце напоминает страну, царь которой был изгнан могущественными врагами. Тот миг, когда кришна-бхакти входит в сердце, подобен дню, когда царь со своей свитой возвращается в столицу во всем своем могуществе. Враги царя вынуждены бежать из города, а сам он и его соратники занимают свои законные места. Поэтому в «Шримад-Бхагаватам» объясняется, что все полубоги и все их возвышенные качества, такие как религиозность, знание и отречение, проявляются в теле того, кто развил в своем сердце чистую преданность Верховной Личности Бога, Васудеве23.

Откуда же берет бхакти свое необычайное могущество, превосходящее все прочие силы? От Кришны! Когда мы занимаемся преданным служением, особенно травинам и киртанам, мы непосредственно общаемся с Верховным Господом. Общение с Ним изгоняет скверну из нашего ума, и очень скоро мы обнаруживаем, что поднимаемся к чистому сознанию Кришны. Мы просто должны с твердой верой прибегнуть к этому методу. Если хотите разобраться в этом вопросе, пожалуйста, внимательно изучите следующий комментарий Шрилы Прабхупады:

«Но тот, кто непосредственно общается с Верховным Господом, слушая о Его деяниях, изгоняет из своего ума всю скверну и очень скоро обретает сознание Кришны. В „Шримад-Бхагаватам» (1.2.17) Сута Госвами подтверждает это:

трнватам сва-катхах кршнах
пунйа-шравана-кйртанах хрдй
антах-стхо хй абхадрани
видхуноти сухрт-сатам

Верховный Господь пребывает в сердце каждого, и Ему очень нравится, когда кто-то слушает о Его деяниях. Господь Сам очищает ум такого человека. Хрдй антах-стхо хй абхадрани видхуноти: Он изгоняет из ума все нечистоты. Именно эти скопившиеся в уме нечистоты заставляют живое существо влачить материальное существование. Тот, кто очистил свой ум, сразу возвращается в свое изначальное положение — в сознание Кришны — и достигает таким образом высшей цели жизни. Поэтому все великие святые, идущие путем преданного служения, подчеркивают важность метода слушания. Шри Чайтанья Махапрабху положил начало совместному пению мантры Харе Кришна, чтобы дать каждому возможность услышать святое имя Кришны, ибо, слыша звуки мантры — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, — живое существо очищается (чето-дарпана-марджанам). Вот почему во всех странах мира участники Движения сознания Кришны занимаются главным образом тем, что повторяют и поют мантру Харе Кришна.

Очистив свой ум повторением мантры Харе Кришна, человек постепенно развивает в себе сознание Кришны. Он читает „Бхагавад-гиту», „Шримад-Бхагаватам», „Чайтанья-чаритамриту», „Нектар преданности» и все больше и больше очищается от материальной скверны. В „Шримад-Бхагаватам» (1.2.18) сказано:

нашта-прайешв абхадрешу нитйам бхагавата-севайа бхагаватй уттама-шлоке бхактир бхавати наиштхикй

„Регулярно слушая «Бхагаватам» и служа чистому преданному, человек почти полностью очищает свое сердце от материальной скверны, и тогда любовное служение Господу, чье величие воспевают в трансцендентных стихах, навеки утверждается в его сердце».

Таким образом, просто слушая о великих деяниях Господа, преданный почти полностью очищает свое сердце от материальной скверны, и ему открывается его изначальное положение неотъемлемой частицы и вечного слуги Господа. Тот, кто преданно служит Господу, постепенно выходит из-под влияния гун страсти и невежества и начинает действовать исключительно в гуне благости. Такой человек становится счастливым и уверенно продвигается по пути сознания Кришны.

Все великие ачарьи призывают давать людям возможность слушать о Верховном Господе, ибо каждый, кто слушает о Нем, непременно достигнет совершенства. Чем больше мы очищаем свое сердце от скверны материальных привязанностей, тем больше нас привлекает имя Кришны, Его облик, качества, атрибуты и деяния. Этот принцип положен в основу Движения сознания Кришны»24.

Таково необычайное могущество бхагавата-дхармы, сознания Кришны. В своих наставлениях царю Ними великий мудрец Шри Кави подтверждает, что Сам Кришна награждает Своего преданного нужными качествами:

«Даже те живые существа, которые пребывают в невежестве, с легкостью могут постичь Верховного Господа, если воспользуются методом, который дал нам Сам Господь. Этот метод называется бхагавата-дхармой, преданным служением Верховной Личности Бога.

О царь! Тот, кто встал на этот путь, никогда не заблудится в этом мире. Даже если он будет бежать с закрытыми глазами, он никогда не споткнется и не упадет»25.

Очень интересное утверждение: «Даже если он будет бежать с закрытыми глазами, он никогда не споткнется и не упадет». Шрила Шридхара Свами поясняет:

«Преданный, встав на путь бхагавата-дхармы, не споткнется, даже если побежит с закрытыми глазами. „Закрыть глаза» означает „пребывать в неведении» [относительно общепринятых ведических писаний]. Говорится: „Шрути и смрити — два глаза брахманов. Лишенный одного из них, брахман слепнет наполовину, а лишенный обоих считается полностью слепым»».

Джива Госвами в «Бхакти-сандарбхе» приводит следующий стих из смрити-шастры:

шрути-смрти мамаива джне
йас те уллангхйа вартате
аджна-ччхеди мама двеши
мад-бхакто ‘пи на ваишнавах

«Шрути и смрити следует считать Моими наставлениями, и всякий, кто пренебрегает их законами, тем самым идет наперекор Моей воле и так становится Моим противником. Хотя такой человек может называть себя Моим преданным, в действительности он — не вайшнав».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, известный своей бескомпромиссностью, в комментарии к утверждению Шрилы Шридхары Свами заключает:

«В любой другой дхарме, кроме бхагавата-дхармы, следует учитывать квалификацию обусловленной души. Однако на душу, вручившую себя Господу, никогда не падает тень ошибки, даже если она неквалифицированна во всем остальном. Ее стопы никогда не спотыкаются, и она никогда не падает. Даже блуждая бесцельно по свету, она всегда находится в безопасности благодаря своему неустанному поклонению [Господу]. Уникальное могущество бхагавата-дхармы не проявляется ни в одной из прочих дхарм этого мира. Тот, кто следует любой другой дхарме, не идет ни в какое сравнение с преданным, нашедшим прибежище в бхагавата-дхарме».

Кришна одаривает последователей бхагавата-дхармы необычайной милостью. Вот почему Он называет этот метод су-сукхам картум авйайам, «вечным и радостным»26.

Следует отметить, что искренний преданный никогда не станет злоупотреблять непостижимой милостью Господа, а постарается стать достойным ее. При этом он будет молить Господа и впредь не лишать его милости: «Дорогой Господь, нет никого более грешного и недостойного, чем я. Столько времени я пытался забыть о Тебе. Но теперь я хочу найти прибежище у Твоих лотосных стоп. С этого дня я Твой. Все, что у меня есть, — тело, ум, слова и все остальное — я кладу к Твоим лотосным стопам. Пожалуйста, сделай меня достойным вечно служить Тебе и радовать Тебя своим служением. Пожалуйста, поступай со мной по Своему высочайшему изволению».

Пусть эта глава поможет читателю обрести качества благости и, в конечном итоге, подняться на уровень шуддха-саттвы. Трансцендентная благость позволит каждому из нас достичь совершенства в повторении гаятри-мантр и постичь облик, имя, качества и игры Верховного Господа.



1. Бхаг., 1.1.1, комм.

2. Бхаг., 11.21.2.

3. Бхаг., 11.13.6.

4. Из «Мадхурья-кадамбини».

5. Бхаг., 1.2.20, комм.

6. Цитируется в Ч.-ч., Мадхья, 24.330, комм. 7 Бхаг., 11.13.1-3.

8. Б.-г., 18.42.

9. Лекция по «Бхагавад-гите», 16.7, Хайдарабад, 14 декабря 1976 г.

10. Лекция по «Шримад-Бхагаватам», 1.8.21, Майяпур, 1 октября 1974 г.

11. Нарада-бхакти-сутра, 78, комм.

12. Бхаг., 7.11.14, комм.

13. Утренняя прогулка, Хайдарабад, 20 апреля 1974 г.

14. Бхаг., 4.12.48, комм.

15. Б.-г., 18.42.

16. Бхаг., 7.15.25.

17. Бхаг., 11.10.6; вышеприведенный перевод взят из комментария Шрилы Прабхупады к Ч.-ч, Мадхья, 24.330.

18. Цитируется по книге «Истинный дух разлуки» Бхакти Промода Пури Госвами Махараджа.

19. Бхаг., 10.80.36-41.

20. Бхаг., 11.19.39.

21. Ч.-ч., Мадхья, 7.128.

22. Полный список см. Ч.-ч., Мадхья, 22.78-80.

23. Бхаг., 5.18.12.

24. Бхаг., 5.18.11, комм.; два стиха, которые цитирует Шрила Прабхупада, — это Бхаг., 1.2.17-18.

25. Бхаг., 11.2.34-35; две следующие цитаты взяты из комментария к стиху 35.

26. Б.-г., 9.2.

Posted in Гаятри-мантры.