Шесть шагов к обузданию ума

Вопрос: Как мне обуздать свой беспокойный ум, который во время повторения гаятри часто блуждает, особенно если я расстроен или чувствую апатию?

Ответ: Когда духовная практика становится безжизненной, преданный должен внести поправки в свою садхану. Такого преданного можно уподобить пилоту, который заметил, что самолет его отклонился от курса — возможно, от сильного ветра. Без колебаний, твердо помня о месте назначения, он должен вернуть самолет на нужный курс.

Тем, кто хочет исправить свою джапу, Шрила Санатана Госвами предлагает следовать шести правилам, каждое из которых является очень эффективным способом вернуть джапу на путь совершенства. Обычно эти правила применяются по отношению к маха-мантре, но будут полезны и для тех, кто хочет наладить свою гаятри-джапу.

манах-самскаранам шаучам маунам мантрартха-чинтанам авйагратвам анирведо джапа-сампатти-хетавах

Чтобы улучшить свою джапу, нужно воспитывать в себе следующие качества:

1. Манах-самскарана — умение держать ум под контролем.

2. Шауча — внутренняя и внешняя чистота.

3. Мауна — умение хранить молчание.

4. Мантра-артха-чинтана — способность размышлять над смыслом мантры,

5. А-вйагратва — терпение.

6. А-нирведа — постоянство3.

Разберем каждое из этих качеств.

1. Манах-самскарана («контроль ума») означает, что мы должны постоянно возвращать ум на место, всякий раз, когда он начинает блуждать по миру объектов чувств.

2. Шауча («чистота») означает внешнюю и внутреннюю чистоту. Все мы знаем, что мысленную скверну смыть тяжелее, чем пыль, пот и грязь. Чтобы стать чистым внутри, нужно пропалывать сад нашего сердца, вырывая из него шесть разновидностей сорняков, упомянутых в «Чайтанья-чаритамрите»4.

3. Мауна («умение хранить молчание») в данном случае означает строго избегать бессмысленных разговоров (праджалпы). Конечно, в первую очередь требование «быть молчаливым» относится к молчанию во время мантра-джапы, однако и в остальное время не следует болтать попусту. Необузданный язык, занятый праджалпой, оказывает на ум продолжительное неблагоприятное воздействие.

4. Мантра-артха-чинтана означает «размышлять над смыслом мантры» (мантра — «мантры»; артха — «над смыслом»; чинтана — «размышление»). Это важно. В пятой и шестой главах данной книги содержится подробное объяснение каждой гаятри-мантры и рассказывается о медитации, которая должна сопровождать их повторение.

5. А-вйагратва («терпение») означает, что не следует торопиться во время повторения мантр, желая поскорее их закончить (д — «не»; ви-агра — «рассеянный, взволнованный, возбужденный»; тва — «пребывающий в таком состоянии»). В «Бхагавад-гите» Арджуна называет ум «непоседливым» (чанчала)5, и такая неугомонность — то самое свойство ума, на которое указывает слово вйагратва. Когда Арджуна спросил, каким образом можно укротить ум — сильный, непоседливый, неистовый и упрямый, Кришна предложил ему два способа: соответствующую практику (абхйаса) и отказ от мирских удовольствий (ваирагйа)6. В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада объясняет, что, регулярно слушая о Господе Кришне, мы достигаем все большего просветления и таким образом в нашем сердце сама собой развивается отрешенность от всего, что не связано с Кришной. Два эти средства действуют сообща. Воодушевленный и просветленный каждодневными рассказами о Кришне и духовной силой прасада, наш ум без дополнительных усилий с нашей стороны будет спокойным, и мы победим нетерпение.

6. А-нирведа («постоянство») означает упорство {а — «не»; нирведа — «безразличие, равнодушие, упадок»). Не стоит терять надежду, когда не удается быстро достичь желанных результатов.

Шрила Бхактивинода Тхакур дает похожий совет:

джапа-кале манаке экагра-бхаве лао читте шуддха тхака вртха катха нахи као намартха чинтана сада дхаирйашрайа кара намете адара кари кршна-нама смара

«Повторяя джапу, вспоминайте имя Кришны с любовью и уважением. Пусть ум ваш будет сосредоточен только на повторении святого имени, а помыслы будут чисты. Избегайте бессмысленных разговоров. Размышляйте над значением мантры и сохраняйте терпение»7.

Всякий, кто серьезно относится к повторению гаятри-мантр, высоко оценит эти приемы и качества, подобные драгоценным камням. Их сияние освещает путь и позволяет нам избегать препятствий. Если мы взращиваем в себе эти качества, наше повторение мантр скоро станет стабильным и будет насыщать нас духовно. Пожалуйста, попытайтесь усвоить это на практике.

Posted in Гаятри-мантры.